Найти тему
ElliMarshmallow's K-POP

2 два года на Дзене: делюсь наблюдениями, опытом и советами по ведению узкотематического канала на примере K-POP

Оглавление

Сегодня у нас 11 марта и сегодня исполняется 2 года моему каналу! За эти два года на платформе я попробовала себя в новой роли - пишущего статьи блогера. Не рискну назвать себя "журналистом", потому что до этого еще долгий путь, но определенных успехов я, судя по вашим отзывам, в этом деле достигла.

И вот сегодня я хотела бы поделиться кое-какими выводами, сделанными за два года активного присутствия здесь. Может быть, эти наблюдения будут в чем-то полезны тем, кто ведет свои каналы или планирует это сделать. Не претендую на истину в последней инстанции, просто расскажу о своем опыте.

Немного истории

Изначально я долгое время была просто пользователем дзена, читающим материалы других каналов. Прийти сюда в качестве автора меня сподвигло закручивание гаек на YouTube весной 2022 года, тогда даже поговаривали, что закроют насовсем для нашей страны.

-2

Как вы, возможно, знаете, моим единственным контентом на YouTube были каверы на русском языке различной тематики (в основном это были японские и корейские песни) исполненные мной самостоятельно либо с моими друзьями. Разумеется, канал было очень жалко (на тот момент там было больше 40к подписчиков), но больше, чем канал, было жалко работы, в которые было вложено немерено сил и денег.

И поначалу я просто решила перезалить свои видео в качестве резервной платформы. Но уже тогда я понимала, что одного этого для раскрутки тут недостаточно, и поскольку Дзен по большей части читающая платформа, было бы неплохо рассказать о каждой песне что-то интересное, что сподвигнет читателя послушать и кавер тоже.

Не так-то просто было собрать такую аудиторию, чтобы легко с ней расстаться!
Не так-то просто было собрать такую аудиторию, чтобы легко с ней расстаться!

Разумеется, довольно привлекательной была и мысль о монетизации, хотя особых иллюзий я не питала, примерно понимая свои перспективы и имея опыт монетизации контента на YouTube.

Поначалу я публиковала материалы вне зависимости от тематики, но через пару месяцев поняла, что лучше всего из того, что я могу предложить, тут "заходит" именно к-поп тематика, которая не была особо востребованной у меня на YouTube. Поэтому я сделала блог узкотематическим и сосредоточилась на статьях и переводах к-поп песен, багаж которых у меня был на тот момент довольно внушительным. С этого момента канал перешел в фазу стабильного роста, которая продолжается и по сей день.

Работа с платформой, форматами и результаты

Начнем с конца. Самым очевидным и измеряемым результатом канала является его аудитория, и за указанный срок здесь собралось более 10 тысяч подписчиков. Буду предельно откровенна: когда я пришла на платформу и изучила блоги похожей тематики, то не питала надежд, потому что лишь единичные каналы смогли подобраться к этой цифре, причем это были каналы, уже очень давно и активно присутствующие тут. Я считала, что мой потолок - 1-1,5 тысячи подписчиков.

Стесняться мне нечего, покажу своих коллег по тематике
Стесняться мне нечего, покажу своих коллег по тематике

Первое, что я поняла - все материалы дзен раскручивает по отдельности. И чтобы он поделился твоими материалами с людьми, которым они будут интересны, надо с ним подружиться и донести свои намерения всеми способами.

Как я проверила на своем опыте, вне зависимости от нововведений в алгоритмах, больше всего платформа ценит тех, кто пользуется сразу всеми форматами контента, то есть и статьями, и видео, и роликами, и постами. И для каждого из этих форматов необходимо внимательно составлять заголовки, заполнять описания, проставлять теги (это для видео) и четко прописывать, чему и кому посвящены ваши материалы.

Если по обложке и названию вы поняли, что видео не про коней на лодке - моя задача выполнена
Если по обложке и названию вы поняли, что видео не про коней на лодке - моя задача выполнена

В моем случае самой большой проблемой были как раз статьи, поскольку огромный опыт работы с видео у меня уже был в наличии благодаря ютубному прошлому. Но мой стиль изложения вполне понравился аудитории, да и способностью внятно излагать свои мысли я обладала почти всегда, так что этот этап был пройден.

Однако я все еще продолжаю постигать науку написания статей и порой обращаюсь к друзьям с просьбой прочитать статьи до их выхода, чтобы понять, что можно улучшить.

Самая популярная статья на канале - 16 тысяч дочитываний, во что верится с трудом
Самая популярная статья на канале - 16 тысяч дочитываний, во что верится с трудом

Что касается смыслового ядра канала, это было намного сложнее, чем просто писать статьи. Потому что они должны были вызывать интерес к поэтическим переводам (это те, что в ритм и рифму и являются моим основным "продуктом"), а не просто идти самостоятельным материалом. В этом мне очень помогло то, что всегда при переводе песни я изучаю ее бэкграунд, и в нем частенько бывают интересные моменты, которые помогают правильно передать атмосферу песни, а не просто перевести дословно.

Иногда нюансы выглядят так
Иногда нюансы выглядят так

Именно эти небольшие нюансы, которые я в полной мере расписываю в статьях, смогли подтолкнуть людей к погружению в переводы. Результат превзошел мои ожидания: аудитории не просто понравилась такая подача, вы стали ждать от меня новых переводов и материалов о них. Это, на мой взгляд, самое большое достижение за эти два года.

-8

Итак, если вы хотите завести свой канал на дзене, либо ведете его, то должны понимать, с какой целью вы его ведете. Если вам нужна аудитория, то вести канал "как для себя" с непостоянной частотой выкладывания материалов, увы, не получится. Для этого крайне важна частота публикаций, их качество, информативность, актуальность но при этом уникальность, которая будет отличать ваш материал от материалов на ту же тему у других людей.

Самое главное, что вам нужно запомнить: быстрых результатов дзен вам не даст. Да, в зависимости от востребованности вашей темы результаты могут варьироваться, но не существенно, и в любой тематике вам придётся постоянно поддерживать канал на плаву, то есть всё время выпускать новые материалы, чтобы интерес алгоритма ко всему каналу не пропал. В таком случае ни о каком "пассивном" доходе речи быть не может.

Тематика и выстраивание контента

Как я уже сказала, у меня все завязано на поэтических переводах. И я подаю эту тему комплексно - так, чтобы все материалы плясали вокруг этой темы так или иначе. То есть вот вам статья про какое-то событие, вот я привязываю ее к артисту, и вот на этой волне я подвожу тему к песням, которые имеют какое-то отношение к указанному событию. Вот пример подобного материала про Гремми, куда я подвязала и артиста, и отдельные песни:

Очень важный пункт: вы не только должны разбираться в теме, которой посвящаете канал, но и должны любить ее сами. Отсутствие интереса к предмету обсуждения у автора аудитория видит невооруженным глазом, что напрямую сказывается на ее интересе к вашим материалам.

Как-то в своем телеграм канале я сравнила себя с мамой, которая между вкусняшек скармливает своим детям овощи - то есть между востребованными публикациями про топовые группы и известные песни я пишу материалы про артистов и треки, которые очень интересны мне, но мало известны широкому слушателю. Это позволяет мне прощупать почву, познакомив людей с чем-то новым для них, и посмотреть, как тема, интересная исключительно мне, уйдет в массы, и можно ли будет ее использовать в дальнейшем.

-9

Иногда я балую и "десертами" - статьями, не имеющими отношения к музыке, но актуальными в плане происходящих событий либо имеющими косвенное отношение к музыке. Например, статьи про фандомный сленг, про слyжбу и рекламные контракты артистов, про музыкальные шоу или просто обзорные статьи. Честно говоря, именно на этих статьях я и собрала свою первую тысячу подписчиков. А дальше они стали возвращаться не только за этим, но и за разборами песен по описанной выше схеме.

Выжимка из этого пункта: выберите интересную вам самим тему, не выбивайтесь из нее, а если хотите поделиться чем-то за ее пределами, подумайте, как ее подвязать к вашему основному направлению. При этом необходимо следить за актуальностью, достоверностью информации и ее востребованностью у вашей аудитории.

-10

Частота публикаций

Это довольно спорный вопрос, на который не могут ответить даже ведущие "дзенологи". Сами разработчики советуют публиковать что-либо минимум 3-4 раза в неделю, чтобы алгоритмы платформы понимали, что ваш канал "жив" и предлагал ваши материалы людям с заделом на то, что подписавшись люди продолжат получать новые материалы.

По одной публикации в день - оптимально, чтобы я успела не только написать, но и проверить написанное, при этом не выгореть от постоянного создания материалов
По одной публикации в день - оптимально, чтобы я успела не только написать, но и проверить написанное, при этом не выгореть от постоянного создания материалов

В моем случае оптимальный режим составляет около 1 материала в сутки. Иногда я могу позволить себе пропустить денек-другой, чтобы отдохнуть или подготовить к выпуску более сложный материал, иногда, когда позволяет время и есть повод, это могут быть 2-3 небольших материала в день. Но оба указанных случая - скорее редкость.

В целом ведение дзена занимает у меня не так уж много времени, потому что материалы для статей я набираю не с места, а, как правило, пишу о песнях, которые уже были мной переведены, и вещах, которые мне уже были ранее известны в той или иной мере и остается только проверить некоторые факты.

Есть, конечно, материалы, которые я готовлю неделями. Это, к примеру, набор статей про итоги бантановского года сольной карьеры, некоторые статьи про артистов и прочие объемные штуки, типа переводов больших выступлений и т.д. Но в целом написание статьи, по которой у меня уже имеется информация, занимает не так уж много времени. А описанные выше случаи тоже довольно редки и продумываются заранее к определенным событиям.

Все материалы фесты были подготовлены заранее, а в первых числах июня я укатила в отпуск
Все материалы фесты были подготовлены заранее, а в первых числах июня я укатила в отпуск

Причем в таких случаях я стараюсь разбавлять сложные материалы простыми статьями, постами или роликами, чтобы не перенапрягаться, потому что в состоянии истощения писать хорошие материалы я просто не смогу, а это подорвет доверие читателей, которые уже привыкли к определенной планке качества контента.

Когда у меня есть дополнительное время, я делаю публикации про запас, чтобы в моменты большой загруженности не оставлять надолго людей без обновлений или выкроить для себя время для отдыха или отсутствия, когда делать обновления я не смогу. Дело в том, что подписчики тоже привыкают к определенному режиму, и очень редкие обновления, как и постоянный завал информацией, могут отпугнуть людей.

Выжимка из этого пункта: надо определить комфортный режим публикаций, чтобы не истощать себя, иметь возможность соблюдать качество ваших материалов и дать аудитории понимание, как часто они могут получить от вас что-то новенькое и не потерять при этом интерес.

-13

Культура общения и взаимодействие с аудиторией

Помимо привлечения интереса к тому, что я делаю, мне хотелось создать вокруг себя круг людей, которые будут получать именно приятные эмоции от погружения в творчество. Не обязательно это строго положительные эмоции, кто-то любит и "похрустеть стеклом", но делает это с удовольствием, без излишнего негатива и обострений.

Главный пункт в этом всем - равный диалог по фактам. Самоутверждаться за счет подписчиков я не вижу смысла, но и прогибаться под чужие требования, особенно в ультимативной и очень эмоциональной форме не хочу.

Некоторых приходится натурально тушить, такое там возгорание нижних чакр начинается
Некоторых приходится натурально тушить, такое там возгорание нижних чакр начинается

То есть можно сравнить канал с домом, куда приходят гости. Я стараюсь накормить тех, кто пришел, чем-то вкусным из того, что у меня есть в данный момент. И как минимум ожидаю, что если кому-то не нравится какое-то блюдо, он либо в адекватной форме выразит свои претензии и поможет мне улучшить его, либо просто не станет его есть дальше, но не будет давиться сквозь слезы. Не говоря уж о том, чтобы предъявлять, что в другом доме он ел что-то и повкуснее и можно было приготовить другое.

Меня крайне радует возможность ограничения комментариев только кругом подписчиков, потому что в моем понимании, ты не будешь тратить силы и время, чтобы подписаться и "нагадить на ковер". Увы, такие люди тоже существуют! Благо, функцию "выставить за дверь" разработчики тоже обеспечили 😅

-15

На самом деле с точки зрения СММ это плoхой подход, потому что излишняя активность в комментах, вызванная жаркими спорами или затрагиванием горячих тем очень приветствуется, потому что это почти во всех сетях является индикатором интереса к публикации, платформа начинает продвигать такой материал. Мне такой вариант раскрутки не подходит. Как показала практика, людям, которые остаются со мной на канале, тоже комфортнее без этого.

Последний вопрос, который меня беспокоил - как оповещать заинтересованных людей о текущих планах так, чтобы не пришлось перекрывать этими новостями публикации в ленте канала.

Про музыкальные новинки я пишу, а вот про рекламы - в основном в ТГ, ну как-то сильно они мимо тематики канала, хоть и рядом
Про музыкальные новинки я пишу, а вот про рекламы - в основном в ТГ, ну как-то сильно они мимо тематики канала, хоть и рядом

Решением стал телеграм, где я могу не только рассказать о состоянии дел или поделиться спойлерами к новым публикациям и чем-то незначительным, что не тянет на полную публикацию, но кажется мне интересным. Там же я могу пожаловаться иногда на особенно активных "залетчиков", которые меня чем-то расстроили. Нечасто, правда.

Монетизация

Как мне кажется, К-ПОП явно не та тема, на которой можно заработать миллионы. Если вы пришли сюда за этим, стоит рассмотреть светскую хронику, спорт, остpосоциальные темы, садоводство, строительство, рукоделие, историю и юриспруденцию - по моим наблюдениям такие каналы в сотни раз (и я не преувеличиваю) более востребованы, чем мой или каналы схожей тематики.

Не могу в данный момент сказать, что дзен меня кормит и я могу спокойно уйти с работы: доход с канала небольшой и воспринимается мной как приятный бонус, помогающий с покупкой альбомов (что в сольную эру бантанов особенно актуально, учитывая количество релизов). Из плюсов лично для меня - он сам практически не требует вложений, как это было с YouTube, достаточно только моего времени и сил.

-17

Правда я планирую со временем ввести еще и видео-обзоры на имеющиеся у меня альбомы, и вот в это уже немного вложилась покупкой оборудования и вспомогательных предметов. Ну и на премиум для телеграма раскошелилась тоже.

С другой стороны, я и не отношусь к каналу, как к своей работе, но у меня уже есть многолетняя привычка в любом деле иметь какой-то режим, который держит меня саму в тонусе, и, как я сказала, много времени у меня это не отнимает по вышеописанным причинам. Ну и еще дело в том, что мне это реально интересно.

Полезные хитрости

Несколько очевидных для меня пунктов, которыми пренебрегают многие, но которые помогут привлечь внимание к вашему каналу, задержать на нем людей и построить благоприятную атмосферу.

Оформление канала. Его наличие в едином стиле делает впечатление о канале более серьезным. Сразу бывает видно, что автор ответственно подошел к ведению блога и раз уж сделал оформление, то и с качеством и частотой контента проблем не будет, по крайней мере на первый взгляд. Работает точно так же, как удачная упаковка товара на полке в магазине.

-18

Подборки. Выделите несколько тем, в соответствии с которыми вы создадите на канале подборки и оставляйте ссылки на них в соответствующих статьях, постах и описаниях видео (к роликам это не относится, там невозможно добавить активные ссылки). Это поможет вашим читателям найти другие материалы по той же или смежной теме, что сподвигнет их подольше задержатся на канале и может быть подписаться, если материалы устроят по содержанию.

Перелинковка. Речь уже не только о ссылках на тематические подборки, но и на другие материалы, которые близки по тематике. Но обязательно подводите читателя к тому, чтобы прочитать дополнительный материал: объясните, как именно материал по ссылке связан с темой того, о чем вы пишете в текущем материале, проведите какие-то параллели, заинтересуйте людей.

Пример подведения к другому материалу
Пример подведения к другому материалу

Долгоиграющие темы. Актуальные темы - всегда хорошо, но работают они ограниченное количество времени, пока новость в тренде. Разбавляйте актуальные материалы чем-то, что может заинтересовать людей в долгосрочной перспективе через месяц, два или год. Причем долгоиграющую тему вполне можно привязать к актуальным событиям - и это будет двойной успех, если делать все грамотно.

Просим фидбэк. Нет, не потому, что он продвигает ваш канал в поисковиках! Фидбэк, он же обратная связь - отличный способ понять, чего хочет ваша аудитория, что ей нравится и нет, там же можно почерпнуть идеи на новые материалы, понять, что вы делаете не так, и куда можно стремиться.

Восхитительный пример обратной связи! Спасибо всем, кто советует мне что-то новое, в одиночку я никак не могу охватить весь спектр релизов, и вы сильно упрощаете мне задачу
Восхитительный пример обратной связи! Спасибо всем, кто советует мне что-то новое, в одиночку я никак не могу охватить весь спектр релизов, и вы сильно упрощаете мне задачу

Отвечаем на комментарии. Это хороший способ разъяснить какие-то аспекты, которые по тем или иным причинам не вошли в основной материал, развить какую-то тему. Да даже просто поблагодарить своих читателей, которые потратили свои силы и время на то, чтобы дать вам обратную связь. Чем больше аудитория, тем сложнее отвечать на каждый из комментариев, так что приходится быть уже избирательнее, но это очень важно, если вы хотите наладить контакт с людьми, которые к вам пришли.

По моим наблюдениям, некоторые принимают решение подписаться на канал как раз исходя из того, как автор отвечает на комментарии к своим материалам и относится к не всегда удобным вопросам.

Любим себя. Это самый сложный пункт. Под этим я понимаю не самодовольство "вот я такой крутой, у меня 100500 дочитываний!" Речь о том, чтобы давать себе отдых, когда это необходимо, а не сквозь слезы в 4 часа ночи дописывать статью, потому что "у меня ж режим!" (случаи, когда у вас в такое время реально появилось вдохновение это сделать, мы тут не рассматриваем - только усилие над собой). Не советую затрагивать откровенно неприятные для вас темы, потому что они хайповые и соберут много актива - это, по крайней мере в моем понимании, не стоит того.

Пользуемся баном. Если вам сильно не нравится, что именно вам пишет кто-то, у вас есть БУКВАЛЬНОЕ право и функционал заблокировать этого человека. Можно, конечно, попытаться намекнуть человеку, что он не прав, но если вы видите, что дело заведомо гиблое, и человек переходит в режим "фас", лучше заблокировать его, чтобы пощадить в первую очередь свою нервную систему, а во вторую - нервную систему тех, кто увидит это в комментариях.

Помним про уважение. Не принижайте себя, не прогибайтесь под людей от страха потерять аудиторию. Хорошие люди и так останутся с вами - я два года наблюдаю исключительно положительную динамику в этом плане - а плохие вам и не нужны. Главное помните, что требуя уважения к себе, вы тоже должны уважать свою аудиторию.

Если у кого-то остались вопросы, я постараюсь ответить на них в комментариях!

-22

Ну и напоследок хочу поблагодарить всех, кто читает и смотрит мои материалы, делится своим мнением, дает рекомендации. Два года - реально большой срок, и то, что я смогла тут задержаться и даже достичь определенных успехов - ваша заслуга. Мне есть куда стремиться, и именно вы помогаете мне определиться с направлением. Надеюсь, у нас с вами впереди еще много нового и не менее интересного.

Спасибо!