Эта милая небольшая (35 х 27 см) картина голландского художника Герарда Терборха (1617—1681) находится на данный момент в Старой Пинакотеке Мюнхена.
На ней мы видим как юный студент сосредоточенно ищет блох в шерсти своей грустной собаки. Спаниель, чей жалобный взгляд не может оставить никого равнодушным, удовлетворенно лежит на коленях любимого хозяина.
Хотя тема картины и несерьезна, она совсем не носит сатирического характера. Эта просто сценка из жизни, показывающая психологическая связь между человеком и животным. Такие сюжеты для картин были довольно распространёны в голландской живописи того периода.
Той-спаниелей можно довольно часто увидеть в голландских жанровых сценках, так как эти собаки были популярны и быстро стали неотъемлемой частью многих голландских семей, начиная со второй половины 17 века.
Их много было и на картинах Терборха, правда чаще всего они позировали в дамской компании.
Однако, независимо от того, стоят ли они у ног своих хозяек или дремлят рядом, спаниели в таких работах являются лишь дополнением к более масштабной композиции, не перетягивая на себя всё внимание.
Отношения же между этим мальчиком и его собакой являются центром композиции, от которого зрителя ничего не отвлекает. Интерьер в комнате очень прост. Цветовая гамма довольно монотонна, исключением являются лишь пара ярких леггинсов на ногах юноши.
Причем мальчик заботится о друге с той же теплотой, что и некоторые матери о своих детях. У того же Терборха есть картина на которой мама ищет вшей у своей дочке с той же трогательной тщательностью.
Заметьте, художник на своей картине совсем не осуждает бросившего учебу (что видно по отодвинутым школьным инструментам) мальчика.
Возможно, потому что тщательный уход и забота о других были почитаемыми добродетелями в семейной жизни в Голландии.
А быть может, судя по шляпе на переднем плане, мальчик просто только пришел из школы и решил так передохнуть перед продолжением учебы.
Известно, что для этой картины Терборху позировал его младший сводный брат. Художник вообще часто прибегал в таких делах к услугам своей родни.
Картина до 1705 года находилась в семье художника, позже была куплена Ж.Ф. д'Орвьелем из Амстердама, в 1742 году выкуплена картинной галерее Дюссельдорфа и через несколько галерей в конечном итоге попала в мюнхенскую пинакотеку.