27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, в музыкальной семье Леопольда Моцарта и Анны Марии Моцарт родился гениальный композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Более 600 произведений различных музыкальных жанров создал он за свою недолгую жизнь – композитор ушёл из жизни в 35-летнем возрасте 5 декабря 1791. Но славен он не количеством творений, а признанной гениальностью своей музыки, которую описывают как идеальную, лёгкую, воздушную, виртуозную, элегантную, изысканную, лечебную.
Моцарт был одарён талантом и природными способностями к сочинению музыки, однако без непрерывного труда и потрясающей работоспособности, постоянного совершенствования в своей деятельности он не достиг бы такого успеха и не оставил бы значительный след в истории музыки.
Отец композитора Леопольд Моцарт, оказавший огромное влияние на становление сына как личности и как музыканта, был скрипачом и композитором при дворе графа Штраттенбаха. Замечательный педагог, автор методического пособия по обучению игре на скрипке, он сам дал хорошее домашнее образование своим детям.
Вольфганг начал играть раньше, чем читать. Мальчик имел абсолютный слух и идеальную память. Слушая, как отец обучает игре на клавесине и скрипке семилетнюю старшую сестру Марию Анну, мальчик пробовал повторять услышанное и играть сам. Отец начал заниматься и с четырёхлетним Вольфгангом, который уже через год сочинял небольшие пьесы. Поначалу их записывал отец. В шестилетнем возрасте, помимо клавесина, мальчик самостоятельно освоил игру на скрипке. Свою первую симфонию Моцарт сочинил в 8 лет, а оперу – в 12.
Чтобы обеспечить детям хорошее будущее и найти покровителей среди знатных особ, Леопольд принимает решение вывозить детей на концертные гастроли. В 1762 году Моцарты, отец, сын и дочь, отправились в первое трехнедельное путешествие в Мюнхен. Выступления маленьких вундеркиндов публика приняла восторженно.
Через полгода после мюнхенского триумфа последовали гастроли в Вену, где мальчик выступал перед императрицей Марией Терезией, которая была очарована его игрой. Моцарты ежедневно получали приглашения на приёмы в дома знати и аристократии. Большой популярностью пользовался номер, где мальчик виртуозно играл с завязанными глазами и на покрытой тканью клавиатуре, не ошибаясь при этом.
В начале лета 1763 года семья отправилась на три года в турне по Европе. Главной целью путешествия был приём у Людовика XV в Версале, а следующей стал Лондон. В 14 лет, в 1770 году, юному Моцарту было присвоено звание академика Болонской филармонической академии в Италии, а папа римский Климент XIV в Ватикане посвятил его в кавалеры ордена Золотой шпоры.
Пора странствий по музыкальным столицам Европы с перерывами длилась почти десять лет. Во время всех этих путешествий юный музыкант не только демонстрировал публике свое щедрое дарование – он также учился новому, впитывал в себя все культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город. Вольфганг возвратился домой в качестве известного музыканта, выступавшего перед королями и князьями.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге, однако отношения с работодателем-архиепископом не сложились, и вскоре из-за частых разъездов композитора уволили.
В 25 лет, в 1781 году музыкант окончательно переехал в Вену. К нему поступали заказы, он давал уроки ученикам из богатых семей и проводил концерты для самой блестящей публики, его выступления были успешны и приносили немалый доход. В Вене он повстречал свою жену Констанцию Вебер, которая родила ему впоследствии шестерых детей, из которых выжили лишь двое сыновей, Карл и Франц.
Моцарта считали модным композитором, однако гораздо большее признание при жизни получили его современники, среди которых был более опытный Антонио Сальери. Вопреки легенде, композиторы не враждовали, а относились друг к другу с большим уважением. У Сальери была репутация достойного человека и исключительного педагога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. Известно, что Сальери во второй половине 80-х годов дирижировал несколькими произведениями Моцарта, он же в 1791 году стал первым исполнителем Симфонии № 40, а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.
В 1783 году Моцарт познакомился и подружился с известнейшим композитором Йозефом Гайдном. Моцарт даже посвящает Гайдну сборник из 6 квартетов.
В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьёй и получал постоянное небольшое годовое жалованье как придворный камерный музыкант при дворе. От него требовалось обеспечивать музыкальное оформление балов и торжественных событий, что было скорее почётной обязанностью, чем тяжёлой работой.
С 1787 года жизненные обстоятельства композитора ухудшились, чему способствовал экономический кризис в стране. Заказов на сочинение опер не поступало, учеников набиралось мало, концертные турне ощутимых доходов не приносили. Материальное положение композитора и его семьи стало совсем плачевным, усугубившись серьёзной болезнью жены Вольфганга, которую лечащий врач рекомендовал отправить на курорт в Баден, что требовало больших финансовых затрат.
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.
Творческий спад завершился в 1971 году. После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера — заместителя Сальери, Моцарт направил в венский городской магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана и в мае 1791 года получил это место.
В 1791 году композитором были написаны оперы «Милосердие Тита» и немецкая опера на сказочный сюжет «Волшебная флейта», получившая грандиозный успех и послужившая основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы.
Композитор скончался 5 декабря 1791 года от "ревматической воспалительной лихорадки", хотя споры о причине смерти ведутся до сих пор.
Точное место захоронения композитора на кладбище Святого Марка в Вене доподлинно неизвестно, так как Моцарта похоронили в общей могиле. Согласно указу императора, погребёнными в отдельной могиле с надгробием или памятником тогда могли быть только очень богатые и знатные люди. В 1859 году в предполагаемом месте захоронения установили знаменитого Плачущего Ангела – мраморный памятник по проекту скульптора фон Гассера.
«Скольких трудов стоила Моцарту каждая его страница, мы никогда не узнаем, как не узнаем, и какой ценой дались ему те страницы, где столь идеально, с математической выверенностью, уравновешены звучание голосов и их полифоническая структура. Разумеется, они стоили ему дорого. Я сказал бы даже, они стоили ему жизни, целой жизни. Тридцати пяти лет.»
Джорджо Стреллер
В число музыкальных произведений Моцарта входят 41 симфония, 27 фортепианных концертов, 5 скрипичных концертов, 27 концертных арий, 23 струнных квартета и 22 оперы.
Самые известные творения композитора, ставшие шедеврами, это:
соната для фортепиано №11 (ля мажор), третья часть её известна под названием «Турецкое рондо» или «Турецкий марш»;
серенада №13 («Маленькая ночная серенада») (соль мажор);
концерт для фортепиано с оркестром №21 (до мажор) (1785 г.);
три самых известных симфонии (1788 г.): симфония №40 (соль минор);
симфонии 39 (ми мажор) и 41 (до мажор);
три оперы «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.);
концерт для фортепиано с оркестром №21 (до мажор) (1785 г.).
В области духовной музыки самыми значимыми произведениями композитора стали «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и «Реквием», над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни.
История создания «Реквиема», как и вся жизнь великого австрийца, окутана легендами. В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения. Реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены.
Работу над «Реквиемом», потрясающем своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, композитор так и не завершил, сочинив первые 7 частей. Закончил произведение ученик композитора Франц Ксавер Зюсмайер.
В 1950-х годах французский врач-фониатр Альфред Томатис проводил научные эксперименты, в ходе которых доказал, что прослушивание музыки Моцарта может улучшить результаты теста IQ человека, и назвал это явление «Эффектом Моцарта».
Музыку Моцарта также признали оказывающей терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии, аутизме и многих неврологических заболеваниях. Это происходит из-за насыщения музыки звуками высокой частоты, от 3000 до 8000 Гц, которые вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что улучшает память и стимулирует мышление.
«Моцарт успокаивает физически. Объясняю это необыкновенной прозрачностью его письма: ни одного лишнего голоса и часто всего лишь двухголосие. Нам не нужно делать работу выбора: композитором все уже отобрано, им уже решена «задача на минимум» и слушатель тем самым избавлен от малейшего напряжения. Много легких, высоких звучаний и, напротив, мало низких, вязких; если мировую музыку уподобить аккорду, то Моцарт берет в этом аккорде самую верхнюю, самую светлую ноту. А такое звучание не может не просветлять душу, как не может не успокаивать отсутствие суеты…»
Леонид Гаккель
О жизни и творчестве музыканта сняты сотни художественных и документальных фильмов, написано множество книг. Но всё же лучше слушать музыку, чем читать о ней!