Поздравляю всех с наступающим международным Женским днём 8 марта, наследием бурного ХХ века, историю возникновения которого можно прочитать в статье по ссылке ниже 👇
Однако мало кто знает, что в стародавние времена на Руси праздновали свой женский день, называемый в разных регионах нашей великой и необъятной по разному:
Бабьим днём, Бабинами, Бабинцами, праздником Рода, Маладзенами (белорус.) или Бабьими кашами.
Проводился он в самое темное время года 26 - 27 декабря (8 - 9 января по новому стилю) у русских и белорусов, 8 января у болгар, у 28 декабря у Сербов.
Столь широкая география празднования равно как и используемые в празднике обряды указывают по мнению советского этнографа В.И. Чичерова на исключительной архаичности (В. И. Чичеров «Зимний период русского народного земледельческого календаря»). По мнению исследователя, Истоки празднования Бабьего дня на Руси восходят к древнему славянскому культу Параскевы Пятницы, великой матери-богини, о которой я как то готовила отдельную заметку 👇
Согласно древним традициям, в этот день почитали повивальных бабок, рожениц, матерей и тех, кто только готовился стать ими. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к повитузам и родильницам с пирогами.
Женщины, имеющие детей, приносили в этот день повивальным бабкам различные подарки и угощения. Как правило это было пиво, которое готовили на Николу Зимнего и прочитать о чем можно ниже 👇
наливку, пироги, блины и другую сдобу. Приходили часто с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками часто проходила с вечера «до белого света», перешагивая на следующий день, За столом все веселились, много шутили, а разговоры практически всегда были исполнены эротического подтекстом, что должно было разбудить женскую энергию материнства.
Повивальные бабки часто в этот день проводили ритуалы, которые должны были помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи (отсюда название праздника Бабьи каши) и такие трапезы назывались трапезами Рода.
Каше на Бабий день отводилась отдельная роль в обрядовых действах, имеющая большое ритуальное значение. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день так же стригли первые волосы маленьким детям.
Важное значение каши в этот день нашел отражение и в устном народном фольклоре в виде пословиц и устоявшихся выражений. Например пословица
«В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит», указывает на сплочеющую роль каши за крестьянским столом и повсеместность ее употребления.
Так де на Бабий день гадали на будущий урожай зерновых:
Если этот день ясный будет, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный, то недород его.
О значимой роли повивальных бабок в крестьянском обществе говорило то уважение и почет, который ей оказывался, а так же высокие требования к морально-нравственному облику родовспоможеницы.
Повитухами были («бабничали») обычно замужние женщины, имевшие нескольких своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров. молитв и просто добрых слов для приободрения рожениц. Часто повитухами были и бабки-знахарки, имеющие большой вес в сельском обществе.
Первые несколько дней после родов за молодой матерью присматривала вместо современного врача так же повитуха. За помощь повитух как правило одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крёстной матери, но между повитухой и родившимся ребёнком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.
Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.
На этом у меня всё! Ещё раз с наступающим праздником всю прекрасную часть аудитории Дзена🌷
Не забудьте подписаться, чтоб не пропустить свежие интересности!
Всем добра и до новых встреч!
Всегда ваша Морозова💜
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
Моя группа В Контакте