Приветствую всех в своем гнезде всевозможных историй! Зима для городских жителей сегодня отличается от лета только сменой одежды да резины на автомобилях, в стародавние времена же было совсем по-иному.
Как встречали в старину зиму, какие были обряды и приметы, связанные с ее наступлением можно прочесть в статье ниже
Важно отметить, что с приходом зимы полностью менялся весь уклад жизни и даже распорядок наших предков. Чем же занимались мужчины и женщины в это непростое для крестьян время в старину?
Мужские зимние занятия
Время, которое освобождалось от полевых работ, мужчины тратили с пользой и умом. Самым главным занятием для мужчин делом зимой была заготовка дров для отопления и древесины для построек и мебели.
Раньше все избы рубили и правили сами, соответственно, и древесину заготовить нужно было самим. Зима для этого подходила идеально: деревья стояли сухие, без листвы, да и тащить здоровые стволы на санях по снегу было не в пример легче, чем летом.
Заезжая в лес за дровами и хворостом, первым делом подыскивали хорошую древесину для мебели и построек. Особенно ценными были деревья с мощными корнями, которые образовывали со стволом прямой угол. Из такого можно сделать цельную корневую прялку или рогатку для сетей, сломать их было почти невозможно. После отсечения всего лишнего, корень становился донцем, куда садилась рукодельница, а ствол – лопастью или столбиком для поддержки ткани, а то и рогаткой для вязания сетей.
Похожая технология существовала и для лавок, когда срубали подходящую часть ствола (как правило, для таких нужд использовалась сосна), распиливали его вдоль и подрубали сучки так, чтобы они были одинаковой длины. Такая лавка стояла на полу сама и была сделана без гвоздей, расшатать такую невозможно.
Отдельно стоял промысел по изготовлению зимних саней, которые очень ценились в селе и хорошо шли на зимних ярмарках и среди односельчан. В таком деле важно было найти подходящую древесину и уметь загибать полозья, что давалось далеко не каждому. Поэтому умельцы делать легкие и прочные сани так высоко ценились, а их работа хорошо оплачивалась.
Так же именно зимой крестьяне, свободные от полевых дел, тянулись в город и на мануфактуры на заработки. Всю зиму работали купеческие мануфактуры. Не жалели для этого хозяева ни масляных ламп, ни помещений. Особо ценным мастерам, владеющими в совершенстве секретами того или иного дела, могли выдать на дом нужное для промысла оборудование особенно для тех, кто жил в существенном отдалении.
В основном, так делалась дорогая резная мебель для богатых домов (крестьяне краснодеревщики), кружево, шерстяные и бархатные ткани, дорогое полотно. Зарплата у таких работников, по нашим меркам, была достаточно высокой, плюс, три месяца хозяева мануфактур давали таким рабочим летний отпуск. Однако отдать из хозяйства одного из своих домашних, да ещё и хорошего мастера, тоже было убыточно и сложно, ведь за каждым членом семьи были дома свои обязанности.
Так же именно зимой крестьяне чаще всего охотились и занимались рыбалкой для добычи пропитания семьи, ставили силки на зайцев, ходили на кабана и медведя, били лесную птицу.
Женские зимние занятия
С поздней осени у женщин начиналась страда по обработке стеблей льна на ткани и веревки. В это время перезревшие, мёртвые, не раз битые дождём стебли льна или конопли были оптимально пригодны для дальнейшей обработки. Все женское население их начинало мять на специальных деревянных колодах. Затем, будущую кудель трепали и тщательно вычёсывали, разбирая по сортам: что-то шло на верёвки, а что-то и на тонкие полотна для будущих нарядов. Пряли в любой сезон и в любую свободную минуту, а вот обминать и трепать собирались в начале зимы, чтобы потом не возвращаться к пыльным грудам подгнившей костры – мусора, который отделялся от длинных волокон и сыпался на земляной пол овинов и сараев такими кучами, что ими ещё можно было долго топить печи, дымя, на всю округу. На зиму прятались подальше нитки для вышивания и узорного ткачества, да и сами кросна, ведь световой день становился короток, при лучине оставалось только шить и прясть.
Второй важной задачей для женщин на зиму было принятие родов у скота. Именно в январе феврале начинали телиться коровы, которые назывались жуколами. Об этом свидетельствовала не одна народная поговорка типа: «Придут Вуколы (имя православного святого)- перетелятся все жуколы!»
Коровы считались частью крестьянской семьи, основой ее благополучия, поэтому к отелу все женское население относилось крайне серьезно, тем более, если корова телилась в первый раз.
Когда корова была готова произвести на свет телёнка, женщины, принимающие роды, по народному поверью развязывали на себе все тесёмки, расстёгивали все пуговицы, распускали волосы, раскрывали все двери и ворота, как на собственных родах. На рога коровам - первородкам наворачивали предметы женской одежды – рубашку с подолом, на котором были вышиты обереги рожаницы – языческие божества с оленьими рогами, породившие по славянским представлениям, все живое в этом мире.
Если дело заканчивалось благополучно, корову мыли, кропили крещенской водой, окуривали специальными травами и вкусно угощали, а телёнка вносили в дом, познакомиться с печью и матицей. Послед закапывался где-нибудь во дворе, чтобы счастье оставалось в доме. Лишний скот обычно продавали, для этого устраивались широкие, самые первые в году, ярмарки.
Не лишним будет напомнить, что на хрупких женских плечах помимо всего вышеперечисленного раньше держался весь дом, а так же и все дети возрастом до 7 лет. Особо много сил и времени занимала зимой стирка, с которой было связано много примет и опасностей нахождения на прорубе на холодной погоде.
Общие для всех занятия
Зима традиционно была временем большого количества праздников и гуляний, когда все жители села и окрестностей могли выпустить пар, накопившийся за трудовой год, хорошенько погулять и повеселиться. Именно зимой начинали варить пиво, которое было в большом почете у наших предков.
Русское пиво, сваренное особенно на северное, связанные с ним традиции и технология варки имеют массу отличий от западных. Во-первых, для соложения брался не ячмень, а рожь, которая возделывалась чаще любых других культур. Во-вторых, варка сусла была делом коллективным. Зерно собиралось со всей деревни, за всеми этапами можно было понаблюдать каждому. Тяжелее всех приходилось тем, кто проводил саму варку, ведь нужно было без термометров, на открытом огне поддерживать определённую температуру, иначе все старания пропадут даром и есть риск быть сильно и больно побитым за упущение.
Густое сладкое сусло, которое сливали в вёдра из огромного «шана», раздавали детям, старикам и больным, оно считалось исключительно вкусным и целебным напитком. К празднику Николы Зимнего пиво созревало и начинался русский «Октоберфест», отсюда и случайно обнаруженное этнографами слово «наниколиться». Это третье отличие, ведь Николу отмечают в декабре. Может, за то и получил именно этот святой такую любовь и почитание, что открывал двери последующим зимним праздникам, когда даже уборка в доме строго запрещалась.
На этом у меня все! Всем добра и тепла! Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
Моя группа В Контакте