Французы-традиционалисты бесновались: продать арабам бренд, который стойко ассоциируется с их страной, где голова у этого правительства?! Это как позволять любому газированному вину называться шампанским, а любой гнутой конструкции Эйфелевой башней. Критики искусства несколько лет, пока шли обсуждения проекта, выплескивали в горячую общественную полемику тонны керосина ярости: торгуем французским престижем?!
Отжать по-французски
... И так было, пока французское правительство не раскрыло финансовую схему сделки. Тут даже самые непримиримые, но умеющие хорошо считать деньги, граждане Франции, согласились с тем, что средства на "дать поносить бренд" вернутся в стране инвестициями в культуру, а это патриотично.
Сумма, которую Абу-Даби, столица Объединенных Арабских Эмиратов, согласилась заплатить за право называть свой музей национального и мирового искусства Лувром, тянула на 1, 3 млрд долларов: часть денег за имя, часть за кураторство над выставками и постановкой всех музейно-экспозиционных процессов.
Вот так и появился в Абу-Даби - в сердце туристического и культурного острова Саадият - свой арабский Лувр. На карте не видно, так что просто поверьте на слово - вокруг очень французно: проспект Жака Ширака, масса французских кафе и пекарен.
Франция отжала Объединенные Арабские Эмираты по полной. Дополнительно представители арабской стороны заказали в этой европейской стране 40 самолетов Airbus 380 и закупили у Франции вооружений на сумму около 10,4 миллиарда долларов. Помимо 520 миллионов долларов за использование названия Лувра, Абу-Даби выдал в добровольном порядке 32,5 миллионов долларов Лувру на ремонт крыла Флоры для демонстрации международного искусства.
Новость от Нувеля
А часики все тикали. И вот из 30 лет, в течение которых Лувр разрешил использовать арабам свое имя, 12 лет незаметно пролетело. И на арабском востоке слово "лувр" стало таким же привычным, по сути, синонимом слова "музей", как и в свое время русское слово "спутник" закрепилось во многих языках мира.
Арабского младшего брата "Лувра", а точнее, внучатого племенника, проектировал француз Жан Нувель (в переводе его фамилия означает "Новость").
Новость от его архитектурного бюро состояла в том, что на сайте появилось нечто необычное - маленькая Венеция под куполом, пропускающем причудливо солнечные лучи.
Жаном Нувель проектировал новый "Лувр" как мегасовременный комплекс, напоминающий очертаниями летающую тарелку, переносящую в своем чреве все виды визуального искусства: от древних миров до современности с уточнением "несколько секунд назад". Конечно, в мировое искусство логически вплеталось исламское искусство.
Еще одно фото 2012 года с сайта бюро Нувеля. Это должно было выглядеть так.
А так это увидел я. За игрой света сюда нужно приезжать утром, когда косые лучи пробивают ажур покрытия. Но в качестве туриста круизного лайнера не приходится выбирать идеальное время, однако, крутость здания впечатляет.
Кто заказывает музыку?
Кураторы Франции с согласия хозяев. Для оптимального функционирования арабского Лувра создано Международное агентство французских музеев, в которое помимо экспертов Лувра вошли специалисты музея Орсе, Центра современного искусства Жоржа Помпиду, Национального музея восточных искусств - Гиме, Версальского дворца, музея Родена и музея на набережной Бранли. Они и будут заниматься формирование коллекции и передвижных выставок. Так что уже сегодня отдыхающие на арабских пляжах туристы могут увидеть мировые шедевры в подлиннике. Это живопись и артефакты: классические и авангардные.
Мы еще долго гуляли по Абу-Даби. Город удивительный. Но о нем отдельно. Ваш заслуженный араб Алексей Норкин (отпуск, впрочем, заканчивается, и скоро в любимый Краснодар!).
В этот предпраздничный день поздравляю всех своих самых милых и любимых женщин - маму, жену, дочку, тещу с Международным женским днем! Прошу принять мои поздравления, уважаемые подписчицы, мои соратницы и подруги! Счастья вам, красоты души, удачи! Для вас мой подарок - специальный текст про синюю птицу удачи, от которой хочется летать от счастья. Воларе!