ЮНЕСКО считает, что женщины недостаточно представлены в области научных исследований. Их доля от общего числа ученых составляет 28%. А с момента учреждения Нобелевской премии в области науки в 1901 году женщины получили всего 3% наград.
Поэтому ЮНЕСКО учредил Международный день женщин в науке, который во всем мире празднуют 11 февраля, а также международную премию «Для женщин в науке», которая вручается выдающимся ученым со всего мира.
РБК Стиль рассказывает о современных женщинах, которые внесли значимый вклад в науку и чьи работы отмечены самыми престижными наградами.
1. Фрэнсис Арнольд: биоинженерия
Будущая нобелевская лауреатка родилась в семье физика-ядерщика. Позже Фрэнсис и ее отец Уильям Арнольд стали первыми родственниками — членами Национальной инженерной академии США. Однако в детстве девочка не любила учиться и прогуливала школу. Будучи подростком, взбунтовалась и отправилась автостопом по штату Колумбия, чтобы выразить протест против войны во Вьетнаме. Работала таксистом и официантом в джаз-клубе, а в 21 год уехала жить в Италию и совершила мотопробег из Милана в Стамбул и обратно. В 27 лет она окончила колледж по специальности «механика и аэрокосмическая техника» и занялась наукой. Главной целью Фрэнсис стала разработка альтернативного вида топлива, чтобы помочь стране отказаться от ископаемых источников и ядерной энергии.
Став ученым и инженером, Фрэнсис Арнольд (Frances Arnold) перевернула биоинженерию с ног на голову. Она одной из первых использовала теорию направленной эволюции для разработки новых ферментов с широкой сферой применения — от фармацевтических препаратов до возобновляемых видов топлива. В 2014 году имя Фрэнсис Арнольд вошло в Национальный зал славы изобретателей. А в 2018 году она получила Нобелевскую премию по химии.
2. Донна Стрикленд: лазерная физика
Донна Стрикленд (Donna Strickland) родилась в Гуэлфе, канадская провинция Онтарио. Ее мать была учителем английского языка, а отец — инженером-электриком. В старших классах девочка преуспела в математике и физике, а по окончании школы поступила на факультет инженерной физики в Университет МакМастера, программа рекламировала курсы по лазерам. «Тогда лазеры не звучали как нечто крутое, — вспоминает Донна, — и я решила сделать их таковыми».
Канадский ученый произвела революцию в лазерной физике и нелинейной оптике. И это несмотря на то, что после получения докторской степени Стрикленд потребовалось восемь лет, чтобы устроиться на работу в университет. В 2018 году Донна Стрикленд стала лауреатом Нобелевской премии по физике за разработку метода генерирования сверхкоротких оптических лазерных импульсов высокой интенсивности (используются в коррекционной хирургии глаза). И считает, что лазеры — это круто. На момент получения премии Стрикленд была доцентом, а профессором не стала потому, что никогда не испытывала амбиций по поводу ученых званий, да и просто было лень подавать заявление. На церемонии награждения Донна заявила: «Я не считаю себя женщиной в науке. Я считаю себя ученым».
3. Джейн Гудолл: антропология
Джейн Гудолл (Jane Goodall) всегда любила обезьян. Ее талисман — плюшевый шимпанзе, которого в детстве ей подарил отец. С этой игрушкой Джейн не расстается и сегодня. После окончания школы девочка не планировала заниматься наукой, она пошла на курсы секретарей и работала официанткой. Однажды официантка решила исполнить детскую мечту и поехала в Кению, чтобы под руководством известного антрополога Луиса Лики исследовать жизнь и повадки шимпанзе. В итоге талант и значимые для науки исследования позволили ей получить докторскую степень, миновав учебу в Кембриджском университете.
Сегодня Джейн Гудолл является послом мира ООН и офицером ордена Почетного легиона Франции. Она пишет книги для детей и взрослых, основала институт (Jane Goodall Institute, JGI) для поддержки заповедника «Гомбе». Современная антропология обязана этому ученому многими знаниями о шимпанзе. Она открыла черты в поведении приматов, которые стали базой для изучения человека и человекоподобных, сегодня эти открытия признаны аксиомами в антропологии и прописаны в учебниках. Гудолл удостоена именной таблички The Walt Disney Company, которая размещена на Дереве жизни в тематическом парке Уолта Диснея «Царство зверей». На том же дереве вырезан Дэвид, любимый шимпанзе Джейн Гудолл, который сопровождал ее в первые годы работы в «Гомбе».
4. Франсуаза Барре-Синусси: вирусология
Франсуаза Барре-Синусси (Françoise Barré-Sinoussi) родилась в Париже. Девочка была увлечена наукой и в 19 лет поступила на факультет биомедицинских наук в Парижском университете. Однако она часто пропускала лекции и занятия. С одной целью — работать в Институте Пастера, где под руководством знаменитых вирусологов изучала ретровирусы.
Получив докторскую степень, Барре-Синусси изучала связь между ретровирусами и раком. И в 35 лет, всего за две недели, Франсуаза Барре-Синусси и ее коллеги открыли ретровирус ВИЧ, вызывающий СПИД. В 2008 году она получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Благодаря исследованиям Барре-Синусси медики могут выявлять ВИЧ по анализу крови, контролировать и останавливать вирус. И самое главное — разрабатывать препараты, которые поддерживают жизнь больных СПИДом. Кроме того, ученый доказала, что вирус передается от матери ребенку, опубликовала более 240 научных работ и воспитала целую школу последователей. Франсуаза возглавляет ассоциацию по борьбе со СПИДом и занимается просветительской деятельностью в развивающихся странах. В 2009 году Барре-Синусси написала открытое письмо папе Бенедикту XVI с критикой его заявлений о том, что контрацепция не помогает в борьбе со СПИДом и ВИЧ.
5. Нажат Аун Салиба: аналитическая и атмосферная химия
Будущий профессор Американского университета в Бейруте родилась в семье фермера. Перед началом гражданской войны в Ливане отец, воспитывавший шестерых детей, не бросил хозяйство и решил остаться в стране, несмотря на приближение боевых действий. По окончании войны семья переехала в город, где юная студентка заинтересовалась вопросом загрязнения воздуха и скандалами вокруг импорта грязного топлива в Ливан. У ее родственников и друзей из-за воздействия токсичных веществ в окружающей среде возникали проблемы со здоровьем.
Сегодня Нажат Аун Салиба (Najat Aoun Saliba) — профессор химии и директор Центра охраны природы в Американском университете Бейрута. С ее лаборатории началось изучение качества воздуха в Ливане. В ходе этой работы созданы новые методы, которые позволяют измерять количество вредных частиц во вдыхаемом воздухе. В 2019 году удостоена премии «ЮНЕСКО за женщин в науке» для Африки и арабских государств за работу по оценке загрязнителей окружающей среды, а также по выявлению токсичных и канцерогенных веществ в организме. Работа ученого в области аналитической и атмосферной химии позволит решить экологические проблемы и вопросы в сфере здравоохранения. «Плохое качество вдыхаемого воздуха стало причиной 7 млн смертей по всему миру, 90% летальных исходов приходится на развивающиеся страны», — заявила Нажат Салиба, выступающая за улучшение качества воздуха на планете.
6. Кэти Боуман: астрофотография и физическое моделирование
Кэти Боуман (Katie Bouman) выросла в Уэст-Лафайетте, штат Индиана, и окончила среднюю школу в 2007 году. Отец девочки, Чарльз Буман, — профессор вычислительной техники и биомедицинской инженерии в Университете Пердью. Свои первые исследования изображений космоса Кэти провела в этом университете, будучи старшеклассницей. А впервые она узнала о Телескопе горизонта событий еще в школе. В 2017 году Боуман получила докторскую степень по электротехнике в Мичиганском университете и продолжила работать в аспирантуре. Ее научно-исследовательская деятельность была связана с Телескопом горизонта событий — объединенной сетью из восьми обсерваторий по всему миру, а TED-лекция на тему «Как получить изображение черной дыры» набрала более двух миллионов просмотров.
В апреле 2019 года аспирантка Массачусетского технологического института Кэти Боумен разработала алгоритм визуализации сверхмассивной черной дыры в ядре галактики Мессье 87 при помощи Телескопа горизонта событий (Event Horizon Telescope). Виртуальный телескоп размером с Землю получил первое в мире изображение черной дыры, находящейся на расстоянии 53 миллионов световых лет от нашей планеты.
7. Дженнифер Дудна и Эмманюэль Шарпантье: «генетические ножницы»
Эмманюэль Шарпантье (Emmanuelle Charpentier) родилась в окрестностях Парижа в семье смотрителя парка и психиатра. Родители поддерживали многие увлечения девочки, от занятий музыкой до балета. Эмманюэль любит вспоминать, как отец учил ее латинским названиям растений: «Может быть, это побудило меня заняться наукой», — смеется Нобелевский лауреат. В 12 лет Шарпантье заинтересовалась естественными науками и заявила родителям, что однажды будет работать в Институте Пастера. Эмманюэль защитила в нем диссертацию, а до этого окончила Университет Пьера и Марии Кюри в Париже.
Дженнифер Дудна (Jennifer Doudna) родилась в Вашингтоне, США. Когда девочке исполнилось семь лет, семья переехала на Гавайи, в Хило. Отец Дженнифер преподавал английскую литературу в Гавайском университете, а мать — историю в местном колледже. Дом был полон книг, а отцу Дженнифер особенно нравилось читать о науке и естествознании. Однажды он подарил ей копию «Двойной спирали» Джеймса Уотсона, получившего Нобелевскую премию за открытие молекулы ДНК. Эта книга стала судьбоносной для девочки: позже она изучала биохимию в колледже Помона в Калифорнии, а затем поступила в аспирантуру по биохимии и молекулярной фармакологии в Гарвардской медицинской школе.
В 2011 году микробиолог Эммануэль Шарпантье и биохимик Дженнифер Дудна начали сотрудничать. Они исследовали иммунную систему бактерии Streptococcus и открыли молекулярный инструмент, с помощью которого можно разрезать генетический материал и изменять код жизни. В 2012 году ученые открыли метод «генетических ножниц», CRISPR/Cas9, который способен редактировать геном, изменять ДНК животных, растений и микроорганизмов. Суть метода редактирования генома заключается в том, что «ножницы» не только распознают ДНК вирусов, ими можно управлять: ученые могут разрезать любую молекулу ДНК в заданной точке и «переписывать» ее. Такой инструмент поможет в лечении тяжелых заболеваний, в том числе онкологии, ВИЧ (для удаления вируса из зараженных Т-лимфоцитов), диабета и шизофрении.
В 2020 году Шарпантье и Дудна благодаря разработке метода редактирования генома CRISPR/Cas9 стали лауреатами Нобелевской премии по химии. В сообщении комитета метод назван «переписыванием кода жизни». Это первый случай в истории, когда награду получили сразу две женщины.