Возраст— это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).
Организация жизнедеятельности детей — участников смены — предполагает знание интересов и возможностей ребят и включение их в соответствующую предметно-практическую и социальную деятельность.
Младший школьный возраст (7-11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Критерии
Характеристика
Особенности потребностно-мотивационной сферы
- - Потребность в общественнозначимой и общественно-оцениваемой деятельности;
- - Отношение к действительности носит практический, действенный характер (жажда творческой деятельности)
Ведущий вид деятельности
- Учебная (проектная, исследовательская, экспериментирование)
Особенности эмоциональной сферы
- - Все психические процессы подчинены эмоциям;
- - Жизнерадостность, дружелюбие, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми;
- - Недостаточная уравновешенность в поведении и общении
Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия
Как правильно организовать жизнедеятельность детей младшего школьного возраста во временном коллективе?
Проблемы адаптации детей 7-8 лет непосредственно связаны с их возрастными особенностями. Так как дети этого возраста нуждаются в постоянной заботе, необходимо уменьшить количество детей в отряде или увеличить количество взрослых (на 10 детей один взрослый).
Следует изменить распорядок дня за счет увеличения времени на отдых и внутриотрядные мероприятия.
Необходимо учитывать особенности работоспособности в этом возрасте. Лучше если однообразные занятия будут занимать временной интервал не более 25-30 минут.
В соответствии с возрастными особенностями необходимо уделять время индивидуальным занятиям. Шумные групповые игры вызывают у младших школьников переутомление и перевозбуждение. По этой же причине эти мероприятия следует проводить в первой половине дня и не нагружать вечерние часы.
Важные дела младших школьников в разные периоды смены
Позиция вожатого
Основные виды деятельности
Методические советы
Организационный период смены
Заботливая и в меру строгая и требовательная «мама»
Показываю себя, лагерь, людей лагеря
Знакомство и взаимопонимание. Создание установки:
«Что-то будет»
Внутри отряда:
- 1. Игры на знакомство, преодоление психологических барьеров;
- 2. Творческое отрядное дело: «Вместе весело шагать» (название, песня и девиз отряда)
Вне отряда:
- 1. Игры на освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия);
- 2. Участие в сборе знакомства (представление отряда)
Дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоционально окрашенными
Предусмотрите ролевое распределение обязанностей
Не злоупотребляйте вербальными формами (нужны конкретные, живые дела)
Вызовите интерес к себе и детей друг к другу
Основной период смены
Консультант -инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»
Основной вид деятельности вожатого: работаю с группами
Интенсивное общение в группах
Коллективные
творческие дела,
огоньки, квесты,
проектная деятельность
Дела должны быть ориентированы на базовые потребности детей младшего школьного возраста (желание заниматься общественно-значимой деятельностью)
ребят по организации отрядных и межотрядных дел
Принимаем решение вместе
Игры: спортивные
дидактические, ролевые
Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко входят в контакт с новыми людьми и также быстро угасает интерес к ним)
Итоговый период смены
Старший друг и заботливая «мама»
Общение в небольших временных группах, парах
Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность
Игры: дидактические, спортивные, игры-
загадки, ролевые.
Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности детей младшего школьного возраста. Однако помните, что это период развития рефлексии. После каждого дела побуждайте ребенка к рассуждению, спросить себя: «Что изменилось во мне, что я узнал, чем могу быть полезным другим?»
Продолжайте поддерживать интерес детей к себе и друг к другу
Подростковый период или отрочество (11 - 15 лет) - своим своеобразием и темпом развития резко отличается от всех других этапов жизни человека.
Подростковый возраст - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. В этом возрасте активно развивается способность к соподчинению мотивов. Подросток способен делать то, что ему не нравится, если это необходимо для его развития. Но не надо забывать, что это и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других.
Базовой потребностью подростка является потребность в самоутверждении и признании. Социальные сети - это то пространство, которое дает ему возможность смело общаться, получать информацию от огромного количества пользователей разного возраста, с различными ценностными ориентациями. Влияние такого общения на психику и сознание ребенка огромно и, к сожалению, зачастую негативно. Это вызов всему педагогическому и родительскому сообществу.
Психологические особенности подростков
Критерии
Характеристика
Особенности потребностно-мотивационной сферы
- - Потребность в самоутверждении, саморазвитии в соответствии с требованиями значимого окружения и собственными требованиями, потребность утвердиться в позиции взрослого;
- - Стремление к самостоятельности и независимости;
- - Устойчивая система отношений к окружающему и себе;
- - Высокий уровень познавательных интересов
Ведущий вид деятельности
- Общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, трудовой, и др.)
Особенности эмоциональной сферы
- - Недостаточная устойчивость переживаний,намерений,оценок (неуверенность в собственном успехе, ранимость, вспыльчивость, грубость, обидчивость, упрямство);
- - Развитие моральных, нравственных чувств
Основные новообразования подросткового возраста: формирование самооценки, критического отношения к себе и другим, стремление к взрослости и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни
Организационный период смены
Заботливый друг, в меру строгий и требовательный
Показываю себя, лагерь, людей лагеря
Знакомство и взаимопонимание. Создание установки:
«Что-то будет»
Внутри отряда:
- 1. Игры на знакомство, преодоление психологических барьеров(огонек-знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль);
- 2. Творческое отрядное дело: «Бренд отряда» (название, песня и девиз отряда)
Вне отряда:
- 1. Игры на освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия);
- 2. Участие в сборе знакомства (представление отряда)
Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными
Предусмотрите ролевое распределение обязанностей
Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:
- 1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом);
- 2. Творческая группа (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания, анализирует со всеми);
- 3. Совет дела (избирается из представителей всех групп)
Вызовите интерес к себе и детей друг к другу
Основной период смены
Консультант-инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»
Основной вид
Интенсивное общение в группах
Коллективные творческие дела, огоньки, квесты,
Дела должны быть ориентированы на базовые потребности подростков (желание самоутверждаться, стремление к взрослости,
деятельности вожатого: работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел
Приучаю детей брать ответственность на себя при принятии решений
проектная деятельность
Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные
Мозговой штурм, разведка дел и др.
«Поляна идей», «Стена откровений» и др.
самостоятельности)
Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко входят в контакт с новыми людьми и также быстро угасает интерес к ним)
Итоговый период смены
Старший друг, заботливый и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым
Общение в небольших временных группах, парах
Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность
Игры: спортивные, деловые, ролевые
Методика неоконченных предложений, конкурс мини-рассказов «Какой для меня была смена»
Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности подростков
Продолжайте поддерживать интерес детей друг к другу. Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами.
Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир. Проведите упражнения на познание себя
Новый возрастной этап - старший школьный возраст или раннюю юность (16, 17 лет) - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Психологические особенности ранней юности
Критерии
Характеристика
Особенности потребностно-мотивационной сферы
- - Стремление к общению, дружбе, преданности, чести;
- - Романтические устремления к служению, максимализму в оценках, требованиям к окружающим;
- - Жажда самовыражения и самораскрытия
Ведущий вид деятельности
- Учебно-профессиональная
Особенности эмоциональной сферы
- - Чуткость, ранимость прячется под маской равнодушия и грубости;
- - Повышенная критичность, прямолинейность и бескомпромиссность
Основные новообразования ранней юности: профессиональные интересы, мировоззрение, самосознание, мечты и идеалы
Важные дела старшеклассников в разные периоды смены
Позиция вожатого
Основные виды деятельности
Методические советы
Организационный период смены
Старший друг, заботливый, в меру строгий и требовательный
Показываю себя, лагерь, людей лагеря
Знакомство и взаимопонимание.
Создание установки: «Мы можем сделать мир лучше»
Внутри отряда:
- 1. Тренинги общения, командообразования, преодоление психологических барьеров (огонек-знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль);
- 2. Творческое отрядное дело: «Бренд отряда» (название, миссия и девиз отряда)
Вне отряда:
1. Участие в сборе знакомства (представление отряда)
Дела должны быть общественнонаправленными Предусмотрите ролевое распределение обязанностей Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:
- 1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом);
- 2. Творческая группа (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания,анализирует со всеми);
- 3. Совет дела (избирается из представителей всех групп)
Вызовите интерес к себе и к другим
Основной период смены
Консультант-инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»
Основной вид
Интенсивное общение в группах. Участие в общих делах лагеря.
Коллективные
Дела должны быть ориентированы на базовые потребности старшеклассников (жажда самовыражения,
деятельности вожатого: рядом с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел
Делегирую полномочия в организации отрядных дел. Поддерживаю инициативу
творческие дела, огоньки, квесты, диспуты, круглые столы, брифинги, интеллектуальные бои, КВН, проектная деятельность
Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные
Мозговой штурм, конкурс идей и др.
самопознания и саморазвития)
Организуйте встречу с детьми из младших отрядов, побуждайте заботиться о других
Итоговый период смены
Старший друг, заботливый и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым
Общение в небольших группах и парах
Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность
Игры: спортивные, деловые, ролевые
Поэтические вечера, вечера авторской песни, конкурс газет и рассказов
Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности старшеклассников
Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами. Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир.
Проведите упражнения па познание себя.