Найти тему
y_a_k_o_m_o_r_i

Возрастные периодизации развития ребенка. Характеристика отдельных возрастных периодов.

Возраст— это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).

Организация жизнедеятельности детей — участников смены — предполагает знание интересов и возможностей ребят и включение их в соответствующую предметно-практическую и социальную деятельность.

Младший школьный возраст (7-11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Критерии

Характеристика

Особенности потребностно-мотивационной сферы

  • - Потребность в общественнозначимой и общественно-оцениваемой деятельности;
  • - Отношение к действительности носит практический, действенный характер (жажда творческой деятельности)

Ведущий вид деятельности

- Учебная (проектная, исследовательская, экспериментирование)

Особенности эмоциональной сферы

  • - Все психические процессы подчинены эмоциям;
  • - Жизнерадостность, дружелюбие, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми;
  • - Недостаточная уравновешенность в поведении и общении

Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия

Как правильно организовать жизнедеятельность детей младшего школьного возраста во временном коллективе?

Проблемы адаптации детей 7-8 лет непосредственно связаны с их возрастными особенностями. Так как дети этого возраста нуждаются в постоянной заботе, необходимо уменьшить количество детей в отряде или увеличить количество взрослых (на 10 детей один взрослый).

Следует изменить распорядок дня за счет увеличения времени на отдых и внутриотрядные мероприятия.

Необходимо учитывать особенности работоспособности в этом возрасте. Лучше если однообразные занятия будут занимать временной интервал не более 25-30 минут.

В соответствии с возрастными особенностями необходимо уделять время индивидуальным занятиям. Шумные групповые игры вызывают у младших школьников переутомление и перевозбуждение. По этой же причине эти мероприятия следует проводить в первой половине дня и не нагружать вечерние часы.

Важные дела младших школьников в разные периоды смены

Позиция вожатого

Основные виды деятельности

Методические советы

Организационный период смены

Заботливая и в меру строгая и требовательная «мама»

Показываю себя, лагерь, людей лагеря

Знакомство и взаимопонимание. Создание установки:

«Что-то будет»

Внутри отряда:

  • 1. Игры на знакомство, преодоление психологических барьеров;
  • 2. Творческое отрядное дело: «Вместе весело шагать» (название, песня и девиз отряда)

Вне отряда:

  • 1. Игры на освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия);
  • 2. Участие в сборе знакомства (представление отряда)

Дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоционально окрашенными

Предусмотрите ролевое распределение обязанностей

Не злоупотребляйте вербальными формами (нужны конкретные, живые дела)

Вызовите интерес к себе и детей друг к другу

Основной период смены

Консультант -инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»

Основной вид деятельности вожатого: работаю с группами

Интенсивное общение в группах

Коллективные

творческие дела,

огоньки, квесты,

проектная деятельность

Дела должны быть ориентированы на базовые потребности детей младшего школьного возраста (желание заниматься общественно-значимой деятельностью)

ребят по организации отрядных и межотрядных дел

Принимаем решение вместе

Игры: спортивные

дидактические, ролевые

Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко входят в контакт с новыми людьми и также быстро угасает интерес к ним)

Итоговый период смены

Старший друг и заботливая «мама»

Общение в небольших временных группах, парах

Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность

Игры: дидактические, спортивные, игры-

загадки, ролевые.

Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности детей младшего школьного возраста. Однако помните, что это период развития рефлексии. После каждого дела побуждайте ребенка к рассуждению, спросить себя: «Что изменилось во мне, что я узнал, чем могу быть полезным другим?»

Продолжайте поддерживать интерес детей к себе и друг к другу

Подростковый период или отрочество (11 - 15 лет) - своим своеобразием и темпом развития резко отличается от всех других этапов жизни человека.

Подростковый возраст - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. В этом возрасте активно развивается способность к соподчинению мотивов. Подросток способен делать то, что ему не нравится, если это необходимо для его развития. Но не надо забывать, что это и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других.

Базовой потребностью подростка является потребность в самоутверждении и признании. Социальные сети - это то пространство, которое дает ему возможность смело общаться, получать информацию от огромного количества пользователей разного возраста, с различными ценностными ориентациями. Влияние такого общения на психику и сознание ребенка огромно и, к сожалению, зачастую негативно. Это вызов всему педагогическому и родительскому сообществу.

Психологические особенности подростков

Критерии

Характеристика

Особенности потребностно-мотивационной сферы

  • - Потребность в самоутверждении, саморазвитии в соответствии с требованиями значимого окружения и собственными требованиями, потребность утвердиться в позиции взрослого;
  • - Стремление к самостоятельности и независимости;
  • - Устойчивая система отношений к окружающему и себе;
  • - Высокий уровень познавательных интересов

Ведущий вид деятельности

- Общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, трудовой, и др.)

Особенности эмоциональной сферы

  • - Недостаточная устойчивость переживаний,намерений,оценок (неуверенность в собственном успехе, ранимость, вспыльчивость, грубость, обидчивость, упрямство);
  • - Развитие моральных, нравственных чувств

Основные новообразования подросткового возраста: формирование самооценки, критического отношения к себе и другим, стремление к взрослости и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни

Организационный период смены

Заботливый друг, в меру строгий и требовательный

Показываю себя, лагерь, людей лагеря

Знакомство и взаимопонимание. Создание установки:

«Что-то будет»

Внутри отряда:

  • 1. Игры на знакомство, преодоление психологических барьеров(огонек-знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль);
  • 2. Творческое отрядное дело: «Бренд отряда» (название, песня и девиз отряда)

Вне отряда:

  • 1. Игры на освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия);
  • 2. Участие в сборе знакомства (представление отряда)

Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными

Предусмотрите ролевое распределение обязанностей

Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:

  • 1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом);
  • 2. Творческая группа (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания, анализирует со всеми);
  • 3. Совет дела (избирается из представителей всех групп)

Вызовите интерес к себе и детей друг к другу

Основной период смены

Консультант-инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»

Основной вид

Интенсивное общение в группах

Коллективные творческие дела, огоньки, квесты,

Дела должны быть ориентированы на базовые потребности подростков (желание самоутверждаться, стремление к взрослости,

деятельности вожатого: работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел

Приучаю детей брать ответственность на себя при принятии решений

проектная деятельность

Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные

Мозговой штурм, разведка дел и др.

«Поляна идей», «Стена откровений» и др.

самостоятельности)

Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко входят в контакт с новыми людьми и также быстро угасает интерес к ним)

Итоговый период смены

Старший друг, заботливый и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым

Общение в небольших временных группах, парах

Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность

Игры: спортивные, деловые, ролевые

Методика неоконченных предложений, конкурс мини-рассказов «Какой для меня была смена»

Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности подростков

Продолжайте поддерживать интерес детей друг к другу. Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами.

Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир. Проведите упражнения на познание себя

Новый возрастной этап - старший школьный возраст или раннюю юность (16, 17 лет) - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Психологические особенности ранней юности

Критерии

Характеристика

Особенности потребностно-мотивационной сферы

  • - Стремление к общению, дружбе, преданности, чести;
  • - Романтические устремления к служению, максимализму в оценках, требованиям к окружающим;
  • - Жажда самовыражения и самораскрытия

Ведущий вид деятельности

- Учебно-профессиональная

Особенности эмоциональной сферы

  • - Чуткость, ранимость прячется под маской равнодушия и грубости;
  • - Повышенная критичность, прямолинейность и бескомпромиссность

Основные новообразования ранней юности: профессиональные интересы, мировоззрение, самосознание, мечты и идеалы

Важные дела старшеклассников в разные периоды смены

Позиция вожатого

Основные виды деятельности

Методические советы

Организационный период смены

Старший друг, заботливый, в меру строгий и требовательный

Показываю себя, лагерь, людей лагеря

Знакомство и взаимопонимание.

Создание установки: «Мы можем сделать мир лучше»

Внутри отряда:

  • 1. Тренинги общения, командообразования, преодоление психологических барьеров (огонек-знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль);
  • 2. Творческое отрядное дело: «Бренд отряда» (название, миссия и девиз отряда)

Вне отряда:

1. Участие в сборе знакомства (представление отряда)

Дела должны быть общественнонаправленными Предусмотрите ролевое распределение обязанностей Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:

  • 1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом);
  • 2. Творческая группа (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания,анализирует со всеми);
  • 3. Совет дела (избирается из представителей всех групп)

Вызовите интерес к себе и к другим

Основной период смены

Консультант-инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»

Основной вид

Интенсивное общение в группах. Участие в общих делах лагеря.

Коллективные

Дела должны быть ориентированы на базовые потребности старшеклассников (жажда самовыражения,

деятельности вожатого: рядом с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел

Делегирую полномочия в организации отрядных дел. Поддерживаю инициативу

творческие дела, огоньки, квесты, диспуты, круглые столы, брифинги, интеллектуальные бои, КВН, проектная деятельность

Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные

Мозговой штурм, конкурс идей и др.

самопознания и саморазвития)

Организуйте встречу с детьми из младших отрядов, побуждайте заботиться о других

Итоговый период смены

Старший друг, заботливый и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым

Общение в небольших группах и парах

Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность

Игры: спортивные, деловые, ролевые

Поэтические вечера, вечера авторской песни, конкурс газет и рассказов

Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности старшеклассников

Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами. Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир.

Проведите упражнения па познание себя.