Динамика умственной работоспособности ребенка находится в прямой зависимости с объемом физической деятельности, совершаемой в процессе обучения. Систематические занятия физической культурой способствуют улучшению состояния ЦНС, что в свою очередь оказывает положительное действие на умственною работоспособность. Для сохранения умственной работоспособности необходимо выполнять физические упражнения по 4-6ч в неделю.
Рассмотрим принцип взаимодействия физических упражнений и умственной деятельности. Во время умственной работы у человека наблюдается мозговое напряжение, обусловленное концентрацией внимания на небольшом круге объектов. В следствие чего возбудительный процесс в ЦНС сосредоточен в маленькой ограниченной области нервных центров, что вызывает их быстрое утомление. Для умственного труда характерно высокое напряжение ЦНС и органов чувств. Для эффективной работы мозга необходимо, чтобы в ЦНС поступали импульсы от различных систем организма.
При большом количестве монотонной работы со временем возникает торможение, ухудшение работоспособности, из-за того, что кора головного мозга утомлена долгим нервным напряжением, распространяющимся в мышцах. Насыщение крови кислородом снижается, что вызывает сонливость, а при эмоциональной нагрузке и частых стрессах также могут возникать головокружение, боль в затылочной части головы или в висках. Чтобы освободить мышцы тела от напряжения, необходимо совершать активные физические упражнения.
Эффективность умственной деятельности зависит от натренированности мозга и мышц тела, которые способствуют тому, что нервная система справляется с умственными нагрузками. Функционирование внимания, памяти, восприятия, способности перерабатывать информацию зависят от физической подготовленности организма. Осуществление психических процессов зависит от таких, физических качеств организма, как выносливость, быстрота, сила и др. Так физические упражнения, совершаемые перед и после умственной работы, влияют на работоспособность организма.
Автор: Ольга Рымус