Для меня эта роза - самая таинственная, мистическая.
Всему виной ее цвет... и имя.
Цвет и правда завораживает. Помните, я когда-то писала про розы легендарного цвета "пепел", прославленный платьем главной героини знаменитого романа "Поющие в терновнике"? Если не помните, то статья тут.
"Новалис" - это та самая роза-пепел. Чарующий цвет, на излете сиреневого, с жемчужным оттенком, уходящим в серый. Эта роза блекнет, но блекнет красиво, дымчато. Это квинтэссенция декаданса, угасания и романтизма. Он нее веет байроническим настроением, элегичностью, грустью.
Решила написать я про нее, потому что давно ею восхищаюсь, а дружественный канал "Розовый сад творчество для души" недавно упомянул, что такие розы, отцветая, кажутся грустными.
Но мне-то они именно за это и нравятся! Своей тонкостью, своей задумчивостью.
Я и сама вдруг задумалась - а почему, собственно, Новалис? Ну, то есть я из курса философии и зарубежной литературы, конечно, помню Новалиса в ряду братьев Шлегелей и Шиллера, и его имя для меня как-то всегда удачно дополняло облик этой розы. Не было никакого несовпадение, даже наоборот, мне эта роза кажется куда больше Новалисом, чем Посейдоном (а именно это имя ей дали селекционеры-авторы из Кордеса). Но почему именно? Точно сформулировать я не могла, потому что помнила про Новалиса лишь приблизительно.
А теперь копнула глубже.
Новалис было не настоящее имя человека. Его звали Георг Фридрих Филип фон Харденберг, он был бароном из древнего рода в Нижней Саксонии, земли, которую я посещала и которую очень люблю из-за ее сказочности и любви к старонемецким легендам. Новалисом он стал по псевдониму, взятому от старого имени семьи - де Новали.
Новалис жил в собственном мирке. Учился в религиозной школе, потом изучал теологию и юриспруденцию, много размышлял о роли католической церкви в развитии прогресса, в дальнейшем будущем Германии. Он трепетно искал ответы на свои вопросы о том, как же все устроено.
Поэт и писатель, он быстро перешел от немецкого романтизма к новому ощущению: что материальное зыбко и преходяще, а истинное скрывается за завесой непознаваемости, тайны, предчувствия, но при этом объективно существует. Зыбкость и обреченность уязвимого видимого и бренного мира в его ощущении компенсировалась текучестью и незыблемостью мира истинного, идеального, к которому обязательно надо стремиться.
Он влюбился в девушку, Софи фон Кюн, и обручился с нею. Но юная 15-летняя невеста умерла до свадьбы, от туберкулеза. И на оставшиеся годы Новалис жил с этим ощущением утраты, сорванной до срока любви.
Ему и самому немного оставалось, через 4 года он умер в возрасте всего-то навсего 28 лет. Поговаривают, что заразился он от Фридриха Шиллера, своего друга, знаменитого поэта и драматурга. Впрочем, и Софи умерла от той же болезни, а, как мы знаем, туберкулез может дремать годами. Эта болезнь нападает исподтишка, когда организм слаб, именно поэтому сейчас ею если и болеют (благодаря прививке БЦЖ мы ее почти победили), но в основном люди с иммунодефицитом или очень плохим питанием и худыми условиями жизни.
Новалис написал не так много, но в каждом его произведении существует мотив поиска чего-то неведомого, постижения Главного, путешествия к своей невысказанной Цели. Его героев мучает желание узнать, получить что-то, о чем они сами догадываются только интуитивно.
В его сказке "Гиацинт и Розочка" молодой человек по имени Гиацинт с самого детства чувствует свою непохожесть на остальных сверстников: те веселятся и радуются, общаются, а он один, грустен, погружен в размышления и созерцания, и видит мир совсем иначе, замечает его сокровенную подноготную. И вот он влюбляется в девушку Розочку, а она - в него. И все бы хорошо, пожениться им и деток нарожать, как принято. Но нет.
Однажды приходит в деревню странник, и рассказывает Гиацинту о путешествиях, о неведомых землях, о чудесных явлениях. С тех пор нет Гиацинту покоя, и даже Розочка не может унять его экзистенциальной тоски. Тогда Гиацинт оставляет родной дом и отправляется в странствие - на поиски истины, красоты, своего пути и святилища богини Изиды.
Он долго странствует, не зная устали, по горам, стремнинам, ущельям, пустыне... Наконец, цветы подсказывают ему дорогу к святилищу Изиды, и он встречает богиню. Откинув покрывало с ее лица, он видит... свою Розочку.
Ну а дальше, как полагается, - жили они долго и счастливо.
Иногда людям кажется, что этот финал говорит о том, что не надо было Гиацинту никуда ходить, мол, все равно ж встретил свою Розочку в лице богини, "где родился, там и пригодился", и прочая чушь. Но ведь смысл сказки совершенно обратный: только пройдя свой путь, ты взглянешь на все чистым и незамутненным взором. Только испытав все, что тебе причитается, ты поймешь, что истинно, а что ложно.
В другом же, неоконченном произведении ("Генрих фон Офтердинген") Новалис тоже описывает Путь, поиск идеала. Странствующий поэт и музыкант (кстати, реальное лицо из Средневековья) видит во сне дивный Голубой цветок и стремится к нему, ищет его, сначала один, потом с возлюбленной. Роман не окончен, и это тоже символично, будто сам Новалис бросил перо и ушел искать свой Голубой цветок, свой Мечту и Совершенство.
Но если спуститься c горних высей на нашу бренную землю (и даже почву), то что же мы видим?
Голубая роза прекрасна, легендарна и - не существует в природе.
Все розы, которые имеют в своем названии слово Blue, носят его условно, либо воплощают собой коварный замысел мошенников от садоводства, которые хотят нас облапошить, торгуя то лилейным деревом, то вьющейся клубникой.
Однако эта роза - Новалис, - как мне кажется, ближе всего к голубому идеалу. Она как бы говорит: да, идеал недостижим, но он есть внутри, мы чувствуем его, и к нему надо стремиться, невзирая ни на что.
Вот какую сказку рассказывает мне роза Новалис.
Поэтому она для меня не скучна, не грустна и не траурна, она - Свет, Мечта и Идеал, к которому изо всех сил стремится душа, о котором тоскует и которого алчет. А, как известно, "блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Евангелие от Матфея). Эта роза - Обещание.
Что же насчет агротехники?
Признаюсь честно, Новалис я у себя не сажала. Она есть, у моего подъезда, но хозяйка у нее другая, и я ею только любуюсь. Однако все настойчивее сердце мое ее желает. Быть может, в этом году я все-таки не выдержу!
Она относится к флорибундам. Это рослое растение до 120-150 см, с прямостоячими стеблями, не разваливающийся крепкий куст с поднятыми вверх цветками. Цветет волнами.
Зимует у нас без проблем, разумеется, с укрытием.
Есть пара особенностей. На пик жизнестойкости роза выходит году к пятому. Роза эта не любит иссушающий жар, ее лепестки могут подгорать, особенно по юности. Кратковременные дожди она переносит спокойно, но от затяжных подгнивают бутоны. Впрочем, она быстро восстанавливается.
Вообще нареканий на нее мало. Да, она довольна нежна, и полуденное солнце ее иногда травмирует, лучше найти местечко в полутени. Но на этом, пожалуй, и все. Сорт очень любим розоводами, это прямо заметно на форумах. Да, первый год саженец часто болеет и заставляет поволноваться, зато потом платит долгим благодарным цветением.
С чем посадить в партнерстве?
На мой взгляд, неудачно будет смотреться с белыми розами, которые подчеркнут и выведут на первый план грязноватый подтон Новалиса.
Лучше брать свежий розовый сорт, или темно-пурпурные и сиреневые.
Смотрите, как здорово с темными флоксами:
Кстати, отлично смотрится с желто-кремовыми спутниками. Крикливые ярко-желтые будут сильно перебивать, а нежные - самое оно:
Расскажите, у вас есть Новалис? Как себя ведет?
С любовью, ваша Елена Вернер