Друзья, сегодня (строго с разрешения сновидца, который анонимно поделился описанием своего сна) я знакомлю вас с новым сновиденческим сюжетом, с его символикой и с моей интерпретацией в каноне аналитической психологии Карла Густава Юнга.
Также напоминаю, что вы можете воспользоваться услугой подробного анализа сна с учетом вашего анамнеза и помочь себе в решении проблемы, если что-то беспокоит вас в «здесь и сейчас». А ознакомиться с другими примерами моего психологического (краткого) разбора снов вы можете в тематической подборке в моем блоге «ПиПси» на Яндекс. Дзен.
Сон от анонима (сохранена авторская орфография и пунктуация):
Добрый день. Очень часто снится тема окунания в воду. Либо я плыву в бассейне, либо в реке.
Сегодня приснилось, что я купаюсь в ванне в старой квартире, где мы жили с семьей, когда я была маленькая. в теплой приятной воде, купаюсь долго. Потом как в детстве дверь открывает мама и начинает кричать, что я уже пол дня сижу в ванной, а у нас дома меня ждёт руководительница. Взрослая, строгая женщина. Я смотрю на время - 13:35. Понимаю , что давно опадала на работу. В коридоре оказывается руководительница с работы. Она одета в красивый костюм и просит застегнуть его на ней. Я говорю что она выглядит красиво. Она говорит, что нам нужно скорее собираться в ЗАГС. Мы туда идем и я понимаю, что она хочет со мной расписаться. У меня чувство не понимания происходящего. Мы заходим в ЗАГС, там все как отделениях сбера, очередь, сидит много людей. На этом сон закончился.
До сих пор не понимаю про руководительницу, я девушка и она меня не привлекает.
Анализ сновидения:
Добрый день.
Тема воды во сне обычно указывает на преобразования, преображения личностной структуры (условное Крещение/«перерождение») с целью «очищения»/освобождения от тягот прошлого, от личностных блоков (переработка информации в опыт).
Вот, например, как Мария-Луиза фон Франц интерпретировала данную символику купания/погружения в воды (приведу отрывок из ее книги «Избавление от колдовства в волшебных сказках»), опираясь на мифологический, сказочный материал и на социокультурные аспекты разных народов мира (они ведь тоже является частью нашей коллективной психической природы):
«Во многих волшебных сказках действует персонаж — заклятый или заколдованный человек (мужчина или женщина), которому приходится совершать злые дела, но он может избавиться от наложенного на него заклятья, где-нибудь искупавшись. Это может быть просто чан с водой или с другой жидкостью, в который сказочный герой или героиня должны его трижды окунуть, чтобы избавить от злых чар (причем эта жидкость может быть как коровьим молоком, так и лошадиной мочой). О температуре жидкости может быть вообще ничего не сказано, или же упомянуто об очень высокой температуре, или даже о том, что человека, оказавшегося жертвой заклятья, приходится сварить в кипятке. Иногда встречается мотив, в котором функцию ванны выполняет печь, но об этом мы поговорим отдельно <...>
С точки зрения символики купания можно сопоставить разные обряды крещения, существующие как в христианской религии, так и в дохристианских ритуалах. Например, участники Элевсинских мистерий сначала отправлялись к морю, чтобы совершить омовение, предусмотренное ритуалом. Такие очистительные ванны перед посвящением в более глубокие таинства имеют символическое значение, широко распространенное во всем мире. Североамериканские индейцы обычно отправляются в парилку, которая помещается под землей: вода льется сверху на горячие камни, чтобы участники ритуала оказались в облаке горячего пара, исходящего от камней; они растирают свое тело шалфеем, который считается надежным средством для очищения от совершенных ими грехов и от злых духов.
В толкованиях раннего христианства обряд крещения тоже сначала понимали как очищение и освобождение от греха, а так- же как изгнание злых духов. В данном случае крещение связывали с идеей обновления, ибо окрещенный человек возрождается во Христе, а потому должен избавиться от прежних языческих грехов. Избавление от грехов подтверждали белые одежды, в которые облачались участники ритуала. Они символизировали появление очистившегося, обновленного человека. Тот же смысл вкладывается и в большинство самых разных ритуальных омовений (наряду с представлением об обновлении человека благодаря воздействию воды)...»
Касательно намерения образа руководительницы. Она ─ ваша архетипическая Тень. Причем, с императивным окрасом теневое содержание: некая доминантная позиция (в плане каких-то решений или в целом: про личную ответственность за свое благополучие), ваше умение и желание управлять собой/своими выборами.
Но явленный компонент теневой, значит, он не раскрыт полностью для Эго-комплекса. Не осознается пока до конца, не реализуется в повседневности.
Но важно то, что ваше Я стремится к этому, готово к этому, и потому работает над интеграцией Тени в Эго-структуру, как можно понять из сюжета про грядущее бракосочетание с Тенью (условно ─ «алхимический союз» с образом руководительницы). Это символика конъюнкции ─ объединения ради обновления.
Еще стоит отметить, что теневые образы, заключенные чаще всего в однополые со сновидцем образы, могут отсылать к родительским диадам и к нерешенной проблематике в них. Если опираться на данную гипотезу, то образ руководительницы будет выступать частью материнского комплекса и нести в себе характеристики, знакомые Эго по отношению с родной матерью.
Здесь тогда будет актуально Нойманновское (Эрих Нойманн ─ еще один выдающийся ученик и последователь Юнгианской традиции анализа) стремление живой психики к матери, к материнскому «лону», как стремление всего живого к началу, к первоисточнику, к ресурсу, дающему преобразование. К «рождающему» нас вечному архетипическому источнику. Снова, и снова. Как рождается живое ─ в земле ─так оно, дождавшись своего часа, снова в землю и уходит, чтобы однажды вновь родиться. Таков бесконечный цикл Уробороса.
В личностном контексте данный принцип тоже имеет место: мы стремимся переродиться, устремляясь к первоисточнику и его содержимому. Таким источником является материя ─Мать. Как родная мать (родительские установки), так и архетипическая (тут более емко: например, универсальные фемининные установки, интроекты, находящиеся в коллективном пласте личности).
Поэтому женский образ сна может быть частью теневых аспектов материнского комплекса — быть может, неосознаваемые, но значимые переживания диады «мать-дочь» (на эту тему можно почитать, если будет желание и готовность, книгу Нойманна «Великая мать. Женские изображения и символы»).
Подытоживая гипотезы касательно явленного сна, могу отметить, что его содержание указывает на преобразовательные процессы, на контакт с глубинным материнским в личности, на контакт и знакомство с бессознательным, фемининным, что закономерно на старте выстраивания оси «Эго-Самость»: «Если у нас нет глубин, какие у нас могут быть высоты?», - как говорил Юнг.
Вот, психика наша сознательная в процессе роста изначально спускается в эти глубины, в хтонический мир Великой Матери, полный фемининных, примитивных и яростных энергий.
Он пугает, но одновременно он является богатейшим ресурсом. Поэтому путь Героя (а перекладывая суть сказаний и мифов на психологическое поле, Героем уже будет выступать человеческое Эго) всегда выстраивается через такого рода внутриличностную «хтонь».
По этой причине во сне мы в периоды преобразования Я можем видеть и дремучий лес, и/или темные, глубокие воды.
Там ─ наш страх, но там и наш источник необходимого.