Найти в Дзене

«Пришло время вернуть то, что ты украла у Бога». О скрытом смысле романа «Поющие в терновнике»

Оглавление

Этот роман, вышедший в 1977 году, стал настоящим бестселлером! Еще бы! В то время в западных странах гремела революция полов, обсуждался вопрос о праве людей на любые формы сожительства. Главное, чтобы партнёры этого хотели, а устаревшие формы морали – это все как ветхие одежды, которые можно выбросить или сжечь.

И тут такая история. Про католического священника, который хочет одновременно власти и любви прекрасной девушки, но выбирает власть. Про девушку, выросшую в многодетной семье, испытывающую чувство привязанности к этому священнику всю жизнь. Про землю, семью, страсти и смерть.

Кадр из сериала "Поющие в терновнике"
Кадр из сериала "Поющие в терновнике"

Автор этой саги о жизни трех поколений австралийцев – писательница и нейропсихолог Колин Маккалоу создала свой роман как вызов общественной морали.

И ведь эта история о любви! Ею до сих пор зачитываются девочки-подростки (даже вот кукол по ее мотивам делают).

куклы на тему статьи
куклы на тему статьи

Но только любовь какая-то странная. Жестокая, эгоистичная, вечно заставляющая всех страдать и совершать поступки, близкие к самоубийству. Недаром символом книги выбрана птица, ищущая в терновнике самый острый шип, и сознательно бросившись на него, исполняющая свою самую лучшую песню.

Такая вот идея о том, что нужно в жизни найти самое главное препятствие и попробовать преодолеть его. Или погибнуть, не сумев этого сделать.

И это препятствие — Бог. Но не милосердный христианский Господь, а какой-то несправедливый и кровожадный мучитель людей.

А Бог молчит…

В мировой литературе немало примеров того, когда авторы пытались ухватить Бога за бороду. Это и у нас, и на западе, но мало кто облек это все в такую романтическую историю, как в «Поющих в терновнике».

Помните сюжет книги?

Многодетная семья бедного фермера-ирландца Патрика Пэдди переезжает в Австралию из Новой Зеландии по приглашению богатой родственницы. В семье все сложно: мать-аристократка вышла замуж за простого фермера по настоянию своего отца, так как родила внебрачного сына от неизвестного мужчины, потом она родила своему законному мужу сыновей и дочь, но мужа и детей (кроме старшего сына) не любит, отец все это понимает, поэтому обижается на жену, дети растут предоставленными сами себе, в том числе и малышка Мэгги.

Здесь в Австралии семья знакомится с молодым и красивым католическим священником Ральфом де Брикассаром. Он умен и амбициозен, мечтает о карьере, а в этой глуши живет вынужденно, ожидая богатого наследства для церкви от престарелой тетушки Мэри.

Постепенно между ним и Мэгги завязывается дружба. Привязанность к Мэгги заполняет пустоту, которая царит в душе отца Ральфа.

«В этом он меньше всего склонен был себе признаться, - она сама заполняла пустоту в его жизни, которую не мог заполнить Бог».

Но сначала Ральф любит Мэгги просто как забавного ребенка и только спустя годы увидит в ней красивую девушку.

И тогда он встанет перед выбором: карьера в церкви или его эмоциональная привязанность, и не в силах отказаться от своих амбиций, выберет карьеру и те деньги, которые завещает Папскому престолу тетушка Мэгги.

«Я продал тебя, моя Мэгги, продал за тринадцать миллионов сребреников», - сокрушенно потом скажет Ральф.

А может, не любовь это вовсе?

Нет, страсть живет и в сердце Мэгги, и в сердце католического пастора. Он — это любовь не милующая, даже не создающая, а терзающая и разрушающая. Герои и рады бы от нее избавиться, да не могут.

Поэтому страдают.

Кадр из сериала "Поющие в терновнике"
Кадр из сериала "Поющие в терновнике"

Мэгги с юности желает во что бы то ни стало добиться своего возлюбленного, она ревнует Ральфа и к Богу, и к церкви. И в один прекрасный момент, проведя с любимым несколько дней на далеком острове, она понимает, что беременна.

Своего сына от Ральфа он обожает (в ущерб дочери от бывшего мужа). Но сын вопреки воле матери решает стать священником, а потом нелепо погибает, спасая тонувших девушек.

И мать Мэгги, уже постаревшая и похоронившая и мужа, и сыновей, замечает:

«Пришло время вернуть то, что ты украла у Бога».

Эти жестокие слова больно ранят душу Мэгги. Действительно, она как воровка заставила Ральфа нарушить обет целибата, заставила его дать ей свою часть – сына, и теперь злой Господь отнял у нее самое дорогое.

Кадр из сериала "Поющие в терновнике"
Кадр из сериала "Поющие в терновнике"

И Мэгги признается Ральфу (который давно уже кардинал), что погиб его родной сын. Ральф не в силах этого перенести. Вся жизнь его надломлена горем. После похорон он умирает на руках у своей возлюбленной.

Кадр из сериала "Поющие в терновнике"
Кадр из сериала "Поющие в терновнике"

Что сказать? Горькая история

И страшная, не благодатная. И самое главное – разве Господь виноват в том, что произошло? Разве Он заставлял Ральфа предать любимую женщину ради карьеры в церкви, разве Он требовал от Мэгги, чтобы она жаждала Ральфа как мужчину, требовала от него именно плотской любви и брака?

Герои сами это придумали. Сами нашли свой острый шип и сами оборвали свои сердца при соприкосновении с ним.

А можно было по-другому?

Да, можно. Но это была бы другая история.

Ральф, давший обет целибата, обязательный для любого католического священника, не должен был искать любовных утех с Мэгги. А уж если обрел их, не устояв перед соблазном, то обязан был жениться на ней, отказавшись от сана и карьерных амбиций.

Кадр из сериала "Поющие в терновнике"
Кадр из сериала "Поющие в терновнике"

А Мэгги не стоило искать встреч со священником. В конце концов она могла любить его на расстоянии. Он бы так и остался для нее авторитетом и родственной душой на всю жизнь. Это было бы горько, но не так больно, как получилось.

А зачем это было писать?

Думается мне, что автор создала свое произведение, исходя из личных переживаний и веянья духа времени. Да и тема запретной любви – это классический образ литературы.

Другое дело, что эта книга несет в себе разрушающую силу. Она подрывает мир традиционных ценностей, где есть понятие греха и морали. А здесь мы видим амбиции и хотелки героев, которые заставляют их совершать необдуманные импульсивные поступки. И приводят к разочарованию и страданию.

Что касается образа католического священника, то он сложен. Тема запретной любви пастора к девушке или к ребенку в западной литературе – не новость. И каждый раз она обыгрывается по-разному.

Часто пишется об искуплении греха страданием. Да и Бог в католической мировосприятии больше похож на строгого Судью (сказывается юридические основы мышления западной культуры). Вот Он и карает грешников.

Даже таких обаятельных как Мэгги и Ральф.

Кадр из сериала "Поющие в терновнике"
Кадр из сериала "Поющие в терновнике"

А сериал?

А в сериале 1983 года получилось все более однозначно. Здесь страсть, неуемные желания и грех, который выдается за сладкую сказку.

И получается трепетная история, но ложная в своем посыле.

А вы что думаете об этом, мои уважаемые читатели?
Спасибо, что дочитали. В продолжение темы: