Найти тему

Фильм «Начало»: как провинциальная ткачиха из Бабы Яги в Жанну д’Арк превратилась

Фильм «Начало» с первого своего выхода на экраны в 1970 году понравился зрителям.

Понравился своей глубиной и простотой, понятной историей жизни молодой героини из «народа» Паши Строгановой. А еще фильм поразил рассказом о чуде, которое у всех на глазах происходило на экране.

И у этого чуда два плана: внешний и внутренний.

Чудом внешним является то, что ткачихе Паше, которая играет в самодеятельном театре Бабу Ягу, столичный режиссер вдруг предлагает главную роль в фильме о Жанне д’Арк. И Паша, не имея ни образования, ни опыта, с этой ролью справляется. Она играет Жанну так же бесхитростно, как и живет сама, превращая монологи героини в собственные переживания.

А Жанна д’Арк много размышляет о жизни, смерти, человеческом достоинстве, подвиге, о праве выбрать между смертью и подлостью все-таки смерть.

И здесь начинается чудо внутреннее: подражая Жанне, изменяется Паша. Раньше она была девушкой, которая мечтала только о семейном счастье и ради него была готова связать жизнь с уже женатым мужчиной.

Недаром вначале фильма Паша играет Бабу Ягу – этакую колдунью, готовую мужчину из семьи увести и приворожить-заворожить.

Но теперь она вдруг понимает, что своими желаниями обрекает законную супругу своего избранника на страдания. Поэтому Паша поступает по совести: она отказывается от своей любви, понимая, что не имеет на нее право.

Странным образом перекликаются в фильме истории о Жанне и Паше.

Жанна пришла из народа, чтобы победить в страшной Столетней войне с англичанами, спасти Францию, быть оклеветанной и погибнуть в 19 лет на костре, чтобы потом стать святой покровительницей французов.

А Паша – простая девушка из атеистической страны, каким был тогда СССР, тоже находит в своей душе удивительные силы. Она преображается изнутри, и все вокруг ее изменяется. Так рождается новый человек, новая личность.

Удивительное звучание в фильме (повторимся: снятом в советской стране) приобретает тема христианской веры, жертвенности и любви. Жанна перед казнью просит дать ей крест, основание которого она крепко сжимает, тем самым доказывая, что ее вера в Бога, несмотря на то, что с ней сделали люди, осталась непоколебимой. Паша поступает по-христиански, отказываясь от прав на женатого любовника.

В самом фильме прошлое и настоящее вдруг объединяются, создавая единое пространство, в котором перед Богом пребывают все люди: и живые, и мертвые. И все они несут «свой крест», отвечая за собственные земные дела и поступки.

Это фильм о вере и о женском начале мироздания, о женской силе, которая начинается в слабости, потребности любить и быть любимой, а заканчивается духовным подвигом святых жен.

Возможно поэтому «Начало» остается знаковым произведением русской культуры. Это один из первых фильмов той поры, в котором так явственно нашли свое воплощение христианские смыслы бытия.