Л.С. Выготский, рассматривая вопросы мышления, приводит "принцип однополюсной траты энергии", суть которого в том, что "трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем усиленнее и больше затрата центральной энергии, тем слабее и меньше ее внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент".
То есть, побуждая к сопереживанию и активности внешнего выражения в музыкально-исполнительском процессе, мы должны помнить, что чем сильнее и глубже мысль, тем менее соответствует ей активность внешняя…
Проблема активности исполнителя, разворачивающейся на двух планах, внешнем и внутреннем, требует глубокого рассмотрения в отношении обучения ребенка исполнительскому мастерству. Очевидно, что для становления сознания учащегося пагубны компромиссы с искренностью. Но есть ещё и критерий "темпераментности", который и в принципе негоден для оценки детского исполнения, а в случае некачественного подхода к обучению вовсе превращается в нечто примитивное, вроде: "играй напористо" (?!)
Критерием детского исполнения должна быть искренность, естественность, собственное, соответствующее возрасту, понимание и выражение содержания исполняемого произведения. (Обратите внимание на нелепое и вредоносное "обучение" юных виртуозов, копирующих эмоциональную окраску взрослого исполнения и соответствующие этому чужому чувству выразительные средства.)
Вопросы так называемой "яркости" исполнения, в свете этого признаваемого даже наукой факта неравномерности проявления психической энергии на физическом (зримом) и психическом уровнях, стоит рассмотреть глубже. Чем глубже чувство, тем менее оно может выражено внешне. Очевидный даже для любого наблюдательного человека факт. Не правда ли?
Искусство во всех его видах имеет множество выразительных возможностей. Что даёт понимание этой закономерности – чем сильнее внешняя активность, тем меньше активность внутренняя, и наоборот? Пусть не спешат с упрёками в том, что мы против динамичности и яркости. Применение этого знания понять просто. Сила внутренней активности (мысли, переживания, сознания в целом) может проявляться в большей утончённости средств выразительности – если говорить об исполнительских видах искусства. Создатель произведения выразит глубину мысли в более утончённых формах, образах, красках, ритмах и т.д.
Если же "выйти" за рамки разговора об искусстве и "взглянуть" в свете этой закономерности на процесс развития в широком плане (развитие человека, развитие знания, культуры и т.д.), то легко "увидеть", что Эволюция в настоящее время "акцентирует" именно развитие "внутренних", менее зримых проявлений творческой силы человека.
При этом вовсе не имеем в виду нечто "запредельное" восприятиям. Наоборот, акцентируется то, что всегда составляло главные ценности искусства – содержательность и глубина, присутствие духовной энергии и сердечного чувства. Всё это "незримые" реальности, но ощущаемые. Так, один жест глубоко чувствующего артиста даст больше выразительности, несёт больше смысла и воздействия, чем масса экспрессивных "механических" движений.
Искусство, так же, как и культура в целом, имеет безграничные перспективы развития только при условии развития его "тонкого" "измерения". Когда внимание к качеству мысли и энергии утвердится, тогда мы все увидим новый "взлёт" талантливости в искусстве, и в целом во всяком творчестве.
Грубость и другие признаки вырождения в творчестве стали следствием поверхностности, остановки во внутреннем устремлении и искании. (Ведь это "внутреннее" так "незаметно", "не презентуется" и "не продаётся"…) Однако всеми ожидаемое лучшее Будущее – именно в утончённости форм, которые рождаются только на "поле" внутренней, духовной, жизни человека.
Автор статьи Гореликова М. В.