Продолжаем начатую в предыдущей статье беседу о развитии способностей. В практике обучения музыке можно постоянно убеждаться в истине о том, что более общие способности (способность чувствовать красоту, духовная и сердечная восприимчивость, разумность как одухотворённость ума и другие способности этого порядка) являются ведущими в отношении всех частных способностей и умений.
Если ребёнок проявляет признаки глубокого мышления и работоспособности, то даже при изначально малой приспособляемости к инструменту он более качественно овладевает умениями игры на инструменте, чем его менее интеллектуально развитый соученик, хотя и имеющий изначально значительно лучшие слуховые и двигательные данные, но не владеющий вниманием, не умеющий сосредотачиваться в работе. Более развитый духовно имеет возможность развить более утончённую музыкальность, чем духовно неразвитый обладатель блестящего слуха.
Таким образом, способности взаиморазвиваются, одни укрепляют другие, и вызывают к проявлению соответствующие качества характера и соответствующие внутренние силы.
Высокие области музыкальной деятельности достигаются музыкантом лишь тогда, когда музыкальным способностям и умениям соответствует высокий уровень мысли и культуры.
Ученик достигает блестящих результатов, когда его музыкальные способности сочетаются с интеллектуальными способностями, такими, как способность длительной и глубокой концентрации внимания, способность логического и образного мышления, памяти. Не менее важна база общеэстетических и общехудожественных способностей, таких, как способность восприятия красоты в искусстве и в явлениях жизни, активность воображения.
Музыкальные способности "питаются" энергиями духовности, их развитие зависит от качества общекультурных и духовных способностей – способности слушать, сотрудничать, прилагать усилия, нести ответственность, способностей к возвышенному мышлению, интуиции, созерцанию и т.д. Конечно, в свою очередь, и применение музыкальных способностей, реализация их в музыкальной деятельности и творчестве вызывает и "питает" не только собственно "музыкальное дарование", но и все востребованные в обучении способности и качества личности.
Поэтому очень важно понимать, что только серьёзное и глубокое отношение к обучению музыке несёт благо так называемого "общего" развития. К сожалению, именно непонимание этой истины побуждает многих думать, что поверхностное, лишённое усердия и ответственности отношение к обучению музыке, соответствует задаче "общего развития". "Мы учимся для себя, поэтому добиваться качества не будем, его от нас не требуйте…" – так нередко говорят родители, не понимая всю вредоносность такой позиции для становящейся личности ребёнка. Чувство ответственности за качество, а также ритм занятий является тем важным, чему учит музыка. Уровень сложности произведений индивидуален и действительно зависит от дальнейших планов ученика, но качества исполнения необходимо добиваться на материале любой сложности. Без этого развивающая роль музыкальных занятий не реализуется.
Чем активнее и глубже труд ученика, тем в большей степени развиваются все его дарования, гармонизируются черты характера. Таким образом, в вопросе развития любых специальных способностей к искусствам важно понимать, что именно синтез – одухотворение сознания человека, развитие чувства красоты, интеллекта, ответственности и трудолюбия – определяющим образом влияет на уровень всех его возможностей и качество деятельности.
На этой истине основано утверждение о ценности классической музыки, всех возвышенных явлений искусства и жизни, вызывающих в ребёнке лучшие силы души. Необходимо не принижать смыслы высокого искусства, якобы для облегчения усвоения, но именно учить детей возвышать мышление и воображение, чтобы уметь войти в соприкосновение с Красотою, дающее благотворные результаты в отношении развития и здоровья.
Из сказанного следует, что узко направленные действия по овладению отдельно взятыми приѐмами мастерства, как и внешнее разнообразие занятий ребёнка, без внимания к их качеству, сами по себе не решают вопрос развития его способностей. (Также необходимо понимать, что так называемая "моторика" в музыке – не средство развития и не цель. Игра на музыкальном инструменте способствует развитию центров высшей нервной деятельности через процессы мышления и восприятия гармонии и ритма.)
Явление же истинной талантливости всегда опирается на человеческую глубину,
искренность, способность к самозабвенному труду, на способность воодушевляться, т.е. зажигать свой огонь самостоятельно. Проявляется талантливость и как самостоятельное стремление к качеству и неприятие всякой поверхностности. Поэтому в вопросе обучения детей музыке очень важна позиция родителей, понимание ими ценности классического искусства и классических принципов обучения: последовательность, системность, осознанность, опора на чувство красоты.
Важно понимать и влияние общественных условий на все процессы обучения и воспитания. Современная школа, в том числе музыкальная, отражает все проблемы современного общества, и так же, как и общество в целом, страдает от противоречия между истинными задачами человеческого развития и сиюминутными требованиями бюрократических систем, игнорирующих гуманистические и культурные ценности. В таких условиях учитель в одиночку не может вполне решить задачу качественного воспитания ребёнка. Необходимы союзы, необходимо сотрудничество культурных сил. Именно культурное сотрудничество учителей и родителей учеников могут стать той опорой, которая поможет ребёнку понять включённость обучения музыке в круг задач его самовоспитания и саморазвития.
Важно также занять правильную позицию относительно ценностей, которые справедливо именуются вечными, и к ним стремиться. Заметим, что только они и являются истинными, ибо что же ценно, как не то, что остаётся в духе человека – т.е. навсегда?
Именно навсегда остаются с человеком, в его нетленном естестве, озарения от касаний Красоты, способность чувствовать гармонию созвучий, утончённость ритмов, свет возвышенной мысли и опыт её звукового выражения – то есть подлинные музыкальные способности.
Благо обучения музыке, как общего, так и профессионального – едино, с разницей лишь в объёме узкоспециальных навыков и знаний. Это единое для всех обучающихся благо музыкального искусства состоит в осознании новых энергий, поднимающих сознание над обыденностью, приносящих радость и открывающих человеку более высокие области бытия, собственно то, для чего рождается в этом мире человек и для чего рождено искусство.
Задача взрослых поколений – объединёнными усилиями помочь молодым не заблудиться в жизни, среди множества явлений, привлекательных своей яркостью и обещаниями успехов, рассмотреть истинные возможности, укрепиться на пути созидательного творчества, что принесёт счастье и неиссякаемый оптимизм, приобщив к источникам энергий Света.
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью статью "Родителям о музыкальных способностях ребёнка..." можно читать в газете "Scalae" на нашем сайте "Живая Школа".
Начало материала:
Уважаемые читатели и подписчики, благодарим Вас за вдумчивое внимание к нашим статьям. Обращайте внимание на другие статьи канала, их более 60. Не забывайте ставить "лайки" понравившимся материалам, а также делитесь ссылками на наш канал с Вашими друзьями. Спасибо!