Найти в Дзене
Звук и мысль

Родителям о музыкальных способностях ребёнка и ценностях музыкального образования

Многие родители с первых лет своего ребёнка интересуются вопросом наличия у него специальных способностей, связывая с этим целесообразность обучения музыке. Но прагматизм, поднятый современностью на высоту ведущих принципов жизни, и тем несправедливо потеснивший действительные ценности человеческого блага и развития, нередко заставляет взрослых совершать ошибки, когда они, стремясь лучше обеспечить будущее своим детям, уподобляются тому садовнику, который тянул растения вверх, желая ускорить их рост, и "вскармливал" многими удобрениями, не сочетающимися друг с другом, надеясь на то, что "какое-нибудь поможет".
Эгоистический максимализм ("обучить скорее и как можно большему", или "зачем обучать, если нет ярких способностей") играет в отношении детского развития ту же злую шутку. Вместо плодотворности воспитания – отрыв музыкальной деятельности от внутренней жизни ребёнка, или вместе с обретением полезных и "перспективных" навыков (вспоминая модные "5 (или 10) причин обучения музыке")
Фото автора
Фото автора

Многие родители с первых лет своего ребёнка интересуются вопросом наличия у него специальных способностей, связывая с этим целесообразность обучения музыке. Но прагматизм, поднятый современностью на высоту ведущих принципов жизни, и тем несправедливо потеснивший действительные ценности человеческого блага и развития, нередко заставляет взрослых совершать ошибки, когда они, стремясь лучше обеспечить будущее своим детям, уподобляются тому садовнику, который тянул растения вверх, желая ускорить их рост, и "вскармливал" многими удобрениями, не сочетающимися друг с другом, надеясь на то, что "какое-нибудь поможет".

Эгоистический максимализм ("обучить скорее и как можно большему", или "зачем обучать, если нет ярких способностей") играет в отношении детского развития ту же злую шутку. Вместо плодотворности воспитания – отрыв музыкальной деятельности от внутренней жизни ребёнка, или вместе с обретением полезных и "перспективных" навыков (вспоминая модные "5 (или 10) причин обучения музыке") – цинизм в отношении прекрасных явлений искусства.

С какой же целью следует обучать ребёнка музыке? Кого следует учить музыке и в каком объёме?

Воспитание слуховой и эстетической утончённости – единая задача и общего, и профессионально направленного музыкального образования. Учиться "для общего развития"не означает поверхностность в отношении задач овладения навыками звукообразования и художественного интонирования. Учиться "ради будущей профессии" – не означает игнорирование процесса воспитания музыкальности, музыкального мышления ради скорейшего накопления внешних навыков.

В условиях современности, когда искусство вытеснено из общего школьного образования, можно не сомневаться в том, что учить музыке необходимо каждого ребёнка – в меру его интереса и способностей. Но обязательно – на базе классического искусства, обязательно на "живом" инструменте и на материале доступной степени трудности.

Качество как музыкального, так и общего развития обеспечивает только высокохудожественное искусство и работа с живым звуком (синтезаторы и электромузыкальные инструменты исключают не только участие психической энергии в звукообразовании, но и сам процесс звукообразования – основу музыкального развития).

Необходимость соблюдения меры внешних трудностей не позволит вытеснить задачу понимания музыки проблемами инструментальной техники (всегда достаточно сложной, даже для способного).

В музыкальной педагогике этот общекультурный и общепедагогический принцип (который требует также постепенности, неспешности, систематичности обучения) именуется принципом единства художественного и технического развития, при ведущем художественном начале. Иными словами, учить музыке как умению воспринимать и передавать художественное содержание музыкальных произведений, овладевать основами музыкального творчества – задачи обучения каждого ребёнка.

При этом главным является умение жизненно подойти к явлению красоты, понимая, что красота, как цель и ценность – отнюдь не абстракция, не относительность, но живое явление энергий утончённых качеств, обладающих особыми свойствами. Особенность высоковибрационной энергетики, содержащейся в наиболее высоких образцах музыкального творчества, состоит в том, что она, при условии отзывчивости человека, может вызывать к проявлению его высшие способности, качества, и сдерживать развитие негативных свойств характера.

Если ученик тонко воспринимает красоту в музыке и проявляет самостоятельную активность в процессе обучения, устойчивый интерес и работоспособность, то можно думать о профессии музыканта.

О музыкальных способностях (и это касается не только музыки, но и других искусств) важно знать следующее: скорость формирования только элементарных навыков зависит от комплекса тех способностей, которые обычно
тестируются перед началом обучения.

Настоящий успех обучения зависит от более глубоких факторов, от синтеза
способностей разного уровня, а также от качеств характера ученика (поэтому в классической педагогике принято говорить о способностях лишь по результатам некоторого периода учебной деятельности).

Музыкальный слух является комплексной и синтетической способностью, суть которой – тонкое и многоаспектное дифференцирование звуковой ткани, то есть способность различать звуки по высоте, ритму, тембру, воспринимать ладогармонические, полифонические взаимодействия и художественно-смысловые аспекты звуковой ткани.

Многообразие аспектов музыкального восприятия и необходимость понимания музыкально выраженных идей, способность к творчеству мысли в музыке выражается в понятии музыкальность.

"Музыкальность" как синтез способностей и качеств восприятия музыки опирается на музыкальный слух, но ещё более указывает направление на сознание человека в целом, на глубину его мыслей, чувств, духовности – в неразрывном единстве с чувством красоты.

Способность дифференцированно воспринимать звуковую ткань на элементарном уровне, как способность частная, развивается быстрее в сравнении с интеллектом, тем более с такими способностями, как отзывчивость к красоте, к проявлениям духовности. В процессе музыкальной деятельности человек пользуется всем комплексом своих способностей и качеств. При этом одни способности пробуждают другие. В соответствии с иерархическим принципом, более общие способности управляют развитием частных, специальных.

Принцип иерархичности – единый закон бытия. Суть проявления его в человеке состоит в том, что более высокие уровни психики являются движущим и управляющим фактором в отношении более низких "этажей" психофизического устройства человека. Высшие нервные центры управляют действием низших, не наоборот. Эта закономерность объясняет необходимость возвышать мышление и воображение ученика. И хотя, по закону обратной связи, внешняя активность человека отражается на его высших центрах (не обязательно благотворно), процессы развития, то есть совершенствование сознания человека, подчинены закону тонких энергий: высшее управляет низшим, никогда наоборот.

Единая закономерность управляет и процессами развития мастерства в искусстве: чем глубже, искреннее, возвышеннее чувство в искусстве, чем яснее представление художественного образа, тем больше "вызывается" возможностей для его талантливого воплощения.

В отношении развития способностей ребёнка это означает, что именно все возвышенные движения в его душе в процессе занятия искусством и являются главным развивающим фактором.

Если каждое внешнее умение – это инструмент развития, и он, по определению, нейтрален (то есть его использование может быть благом для личности, а может и не быть), то все явления искренних и возвышенных чувств и мыслей не только являются благотворным фактором в отношении воспитания и здоровья, но и пробуждают и развивают способности, которые соответствуют лучшим интересам личности.

Сегодня модными стали упоминания о развивающей роли мелкой моторики рук для дошкольников. Именно понимание принципа иерархичности поможет восстановить соизмеримость в таких вопросах. О моторике уместно говорить в отношении действий односложных, концентрированных на физическом плане (завязывание шнурков, специальные пальчиковые упражнения, полезные в определённых случаях, чаще всего в медицинских). Занятия музыкой, искусством – деятельность синтетичная, опирающаяся на целостную работу сознания, а не на физическую активность.

Восстанавливающие, коррекционные результаты занятий музыкой (побочные) так же, как и развивающие (основные), обусловлены отнюдь не физическими действиями музицирующего ребёнка, а фактором целостной его вовлечённости в творческий процесс, причём под постоянным вниманием учителя.

Именно явления психической "инициации" суть то, что происходит, когда в ученике пробуждаются в процессе музыкальных занятий ранее дремавшие силы (или гармонизируется работа нервных центров). Это прямое следствие комплекса целенаправленных усилий, которые необходимы человеку в процессе исполнения музыки, это фактор классической музыки, повышающей психические вибрации, а также инициирующее воздействие сознания учителя на ученика. (Всё это закономерности действия психической энергии – главного фактора всех чудесных восстановлений здоровья и пробуждений способностей).

Продолжение следует. Далее – о том, зависит ли развитие специальных способностей от способностей общих и от качеств личности.

Автор статьи Гореликова М. В.

Полностью эту статью "Родителям о музыкальных способностях..." можно читать в газете "Scalae" на нашем сайте "Живая Школа".