Дорогие читатели и гости данного блога!
Мы продолжаем наши виртуальные путешествия по городам и весям нашей необъятной страны, и сегодня отправимся на Русский Юг, в степной край, к низовьям Дона, где тепло и солнечно даже в самый разгар зимы. Побывать нам с вами предстоит в Азове, древнейшем городе Ростовской области, датой основания которого принято считать 1067 год. За всю свою историю Азов успел побывать торговой крепостью генуэзских и венецианских купцов, портом Золотой Орды и северным форпостом Османской империи, впервые став русским городом лишь в XVII веке. Но и после этого город-крепость Азов неоднократно оказывался в эпицентре русско-турецких сражений, переходя из рук в руки. Спокойные, мирные времена в истории Азова наступили лишь ближе к концу XIX века, но и они вскоре были омрачены, сначала Первой мировой, а затем Гражданской войной в России. Спустя еще два десятилетия грянула Вторая мировая, а вместе с ней и 194-дневная немецкая оккупация города. Все это привело к тому, что в старинном Азове сегодня почти не увидеть подлинной старины, что, впрочем, не помешало включению этого города в список 45 исторических поселений России. Давайте прогуляемся по Азову и увидим, что сегодня из себя представляет этот 80-тысячный город, расположенный на высоких берегах Дона.
Современный городской пейзаж Азова состоит преимущественно из зданий советской эпохи, окруженных частным сектором. Вдали виднеется огромный по провинциальным меркам порт, а за ним – тот самый Тихий Дон и простирающиеся до горизонта степи. Здешние высокие берега неоднократно становились неприступными крепостными стенами, от них Азов исторически разрастался в глубь, и здесь же находится центральная площадь города – Петровская, по сути представляющая собой прямоугольный сквер, не так давно благоустроенный и превращенный в комфортное общественное пространство.
Исторический центр в Азове весьма компактен и представлен буквально парой улиц. Отдельные дореволюционные здания встречаются и за его пределами, но именно здесь, вокруг Петровской площади историческая застройка выглядит наиболее целостной и включает в себя несколько купеческих особняков, торговые ряды, здания мужской и женской гимназий и прочие сооружения, ныне теряющиеся на фоне советских многоэтажек.
Самым красивым зданием в Азове (и, пожалуй, что даже с большим отрывом) является краеведческий музей, расположенный в здании бывшей городской управы 1892 года постройки. Это краснокирпичное сооружение с белыми декоративными вставками по сей день выглядит весьма интересно, особенно на контрасте с остальной довольно строгой городской застройкой.
Составить ему конкуренцию, ну, или по крайней мере встать в один ряд может разве что дом Ковалева, построенный двумя десятилетиями позднее, в 1912 году.
Здесь же относительно недавно, в 1996 году, в рамках празднования 300-летия Российского флота был установлен памятник Петру I. К слову, в этом же году отмечалось еще и 300-летие взятие Азовской крепости в рамках предпринятых Петром Азовских походов.
Ну, а сразу за спиной императора начинается Петровский бульвар, главный прогулочный променад Азова.
Пять лет назад бульвар был благоустроен, превратившись в современное и, надо сказать, довольно приятное место для прогулок. Разве что дореволюционных зданий здесь намного меньше, нежели советских и современных строений. Но Азов в целом, несмотря на свой почтенный, почти 1000-летний возраст, увы, не может похвастаться масштабной исторической застройкой. Об этом чуть ниже.
Петровский бульвар упирается в площадь Ленина, после чего становится обычной городской улицей, ведущей далее в сторону вокзала. А на самой площади стоит отметить кирпичное двухэтажное здание бывшей мужской прогимназии 1877 года, ныне занимаемое средней школой №1.
Та часть города, что ближе к вокзалу, уже не столь богата на достопримечательности и представляет собой лишь несколько типично городских улиц, вокруг которых растянулся частный сектор. Пожалуй, что внимания достоин памятник героям Первой мировой войны 2014 года в виде фигуры казака с саблей в руке на фоне Георгиевского креста. Памятники Первой мировой в нашей стране пусть не единичны, но по крайней мере весьма немногочисленны, и большинство из них появились уже в XXI веке.
Пожалуй, при более тщательном исследовании найти что-либо заслуживающее внимания можно и в современной части Азова, как, например, эта во всех отношениях замечательная надпись на фасаде здания 1962 года «Музыка − народу» на фото ниже.
Но будучи ограниченным во времени, сам я предпочел сконцентрироваться на осмотре главных достопримечательностей города, а потому вернулся на Петровскую площадь.
Площадь завершается памятником контр-адмиралу Михаилу Лазареву и находившемуся под его командованием кораблю «Азов», сыгравшему решающую роль в разгроме турецкого флота в рамках Наваринского сражения в 1827 году. Памятник тоже сравнительно новый, был установлен в 2017 году.
А за ним находится смотровая площадка с отличным видом на реки Дон и Азовку, а также подвесной мост через последнюю, соединяющий городскую набережную и городской пляж. А вдалеке на горизонте можно увидеть и Ростов-на-Дону. До столицы области отсюда по прямой едва наберется 15 километров, хотя автомобильная дорога более чем вдвое длиннее.
По обе стороны от смотровой начинается частный сектор, столь характерный для южных городов России, особенно городов Ростовской области. Большинство из них, стоит лишь на пару кварталов отойти от центральной улицы, в меру шумной и людной, внезапно превращаются в тихие, сонные городки, спокойные и умиротворенные.
Может показаться, что здесь никогда и ничего не происходит, а жизнь идет своим неторопливым чередом.
Тут даже «местные жители» свои, не такие, как в городах Центральной России. Дружелюбных уличных котиков тут почти столько же, как и в более южных городах, вроде Баку, Тбилиси или Стамбула. Хотя поначалу многие из них и смотрят на незнакомцев с легким недоверием.
Ну, а мы тем временем подходим к Азовской крепости, пожалуй, главной достопримечательности Азова. Главной, правда, со звездочкой. Хорошо, что хотя бы Азов в данном случае без звездочки. Все дело в том, что все, что уцелело от этого масштабного фортификационного сооружения, основанного еще турками в конце XV века, это насыпные валы. Каменная стена и деревянные сторожевые башни были воссозданы лишь в последние десятилетия.
Валы в своем нынешнем виде датируются XVIII веком, и тогда же были построены Алексеевские ворота, главные и одновременно единственные сохранившиеся среди 11 крепостных ворот крепости.
Азовская крепость, а вместе с ней фактически и весь город, образовавшийся вокруг нее, неоднократно переходили из рук в руки в ходе русско-турецких войн. После каждого нового сражения крепость оказывалась частично или полностью разрушенной, а затем вновь перестраивалась победившей стороной. Последний раз военной крепостью Азов сделался в середине XIX века во время Крымской войны, но и после этого в городе велись боевые действия, сначала в рамках Гражданской войны, а спустя годы и Великой Отечественной.
Таким образом, тысячелетний Азов, сыгравший важнейшую роль в истории Российского государства, ставший местом решающих сражений, давший выход к южным морям, Азовскому, а затем и Черному, в наше время выглядит многократно моложе своего возраста. Не будет большим преувеличением сказать, что в долгой истории города было лишь два периода созидательного, планомерного развития, на рубеже XIX и XX веков, а также по окончании Великой Отечественной войны.
В рамках первого периода в городе развивалось судоходство, торговля, образование. Да и с точки зрения формирования городской среды здесь было построено немало интересных сооружений, включая показанные выше. Ну, а в послевоенные годы в Азове активно развивалась (восстанавливалась) промышленность, появлялись новые заводы и фабрики. А вместе с ними удвоилось население города, еще в середине 1980-х превысив планку в 80 тысяч человек. Собственно отсюда и преобладающая в городском пейзаже Азова советская застройка.
Плюс те самые приземистые частные домики, занимающие порядка двух третей от площади города и даже подходящие вплотную к крепостным валам.
Территория крепости плавно спускается к Дону. Здесь что-то вроде городского парка с небольшой исторической экспозицией. Вход сюда свободный, а вот подъем на валы стоит смешные по нынешним временам 50 рублей. Даже не помню, когда в последний раз в России мне приходилось платить подобную сумму за посещение той или иной достопримечательности. Пусть даже все нынешние сооружения на валах в известной степени бутафорские, но все-таки и там было проведено определенное благоустройство, положена брусчатка, установлены информационные стенды.
При сравнительно небольшом количестве туристов (в субботний полдень и при отличной для зимы погоде я был единственным) подобная стоимость едва ли отбивает не то что затраты на благоустройство, но и зарплаты сотрудников. Но при этом, конечно же, приятно удивляет.
Ну, а мы тем временем спустились к набережной, где установлен еще один важный памятник города – морякам Азовской военной флотилии в виде торпедного катера типа «Комсомолец», принимавшего участие в морских сражениях в 1941-1942 годах.
Напротив – крошечный, 100-метровый пятачок, фактически единственный общедоступный участок набережной Дона во всем городе. Плюс небольшой пляж, к которому ведет показанный выше мостик. В остальном же вся набережная занята портовыми и другими промышленными учреждениями.
Так что небольшая Азовка с лодочным причалом в глубине частного сектора играет роль едва ли не главной городской реки, вдоль которой по крайней мере можно прогуляться и отдохнуть на ее берегах.
Порт окружает старая часть Азова, состоящая все из того же частного сектора с небольшим вкраплением двух- и трехэтажных советских многоквартирных домов.
Не сказать, чтобы среди них попадались какие-то яркие, необычные сооружения, но места очень атмосферные, по-южному колоритные.
Дорога привела меня к отмеченной на интернет-картах стене Генуэзских ворот, построенных не позже XIV века, предположительно самому старому сооружению во всем Азове. Благо, генуэзцы строили на века, но вот почему-то нынешние жители города не удосужились даже облагородить территорию вокруг, поставить указатели и информационные таблички. Заросшая мхом стена напротив промзоны, рядом с мусорной свалкой вызывает скорее недоумение, нежели восхищение. И пусть эта часть истории условно «не наша», а доставшаяся нам в наследство, хотелось бы, чтоб должное уважение было проявлено и к ней тоже.
Еще из интересного в припортовой части города − построенная в 2015 году церковь Азовской Богоматери с довольно необычной колокольней.
Ну, а под занавес нашей виртуальной прогулки по Азову мы подходим к еще одному важному историческому сооружению – Пороховому погребу, ныне входящему вместе с крепостью, краеведческим музеем и еще несколькими объектами в состав Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника.
Даже удивительно, но столь, казалось бы, неприметное сооружение не первостепенной в общем-то важности с исторической точки зрения оказалось едва ли не главной достопримечательностью старинного Азова. Хотя с другой стороны вполне закономерно: главной достопримечательностью города, чья история тесно связана со множеством военных конфликтов, оказался именно памятник военно-инженерного искусства.
Пороховой погреб был построен в XVIII веке, а с 1967 года является музеем. Внутри можно увидеть масштабную диораму «Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 году», различные сооружения для хранения артиллерийского арсенала, материалы по истории огнестрельного оружия и другие экспонаты.
Особый интерес здесь представляют меры безопасности: тряпичная обувь, бочки, обвязанные веревками, специальные фонарики. Лишь бы не допустить попадания случайной искры на порох.
Вокруг Порохового погреба тоже небольшая экспозиция: половецкие бабы, гужевой транспорт, сельскохозяйственные орудия, макеты других донских крепостей. Входной билет сюда тоже стоит совсем недорого: 100 рублей. сам я не платил за экскурсионное обслуживание, но, поскольку и здесь оказался единственным туристом, был удостоен повышенного внимания со стороны музейных работников и даже небольшого рассказа об основных экспонатах. Было очень интересно узнать о том, о чем сам бы ни за что не догадался, так что всячески рекомендую.
Да и в целом Азов – город неочевидной красоты, во многом погребенной под пылью истории и грузом многочисленных военных сражений. Его включение в список 45 исторических поселений России лично мне представляется скорее данью за ту важную роль, которую Азов сыграл в становлении Российского государства. Вместо неприступных кремлей здесь насыпные валы, вместо старинных соборов и монастырей – современные церкви, вместо масштабной исторической застройки – лишь несколько построек рубежа XIX и XX веков, а вместо лесов и полей – необъятные донские просторы. Кто-то скажет: «Мало». Другой останется вполне удовлетворен увиденным. Однако, я полагаю, все сойдутся во мнении, что современный Азов – это тихий и уютный городок, обладающий своим обаянием и атмосферой, пусть и не претендующий на то, чтобы быть самостоятельным туристическим направлением, но способный стать отличным дополнением в путешествии по Русскому Югу.
И на этом об Азове на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также статьи о других чудесных малых городах и селах России:
— Старочеркасская
— Каргополь
— Великий Устюг
— Осташков
— Белозерск
— Сольвычегодск
— Торопец
— Тотьма
— Касимов
— Галич
— Кинешма
— Гороховец
— Ферапонтово
— Нило-Столобенская пустынь
— Кириллов
— Кимры
— Арзамас
— Дивеево
Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!