На Западе и в центре Европы также не обходилось без монастырей, но у знатных женщин было всё-таки больше свободы и никого не удивляло, что разведенная дама вновь выходила замуж. Но вот в Средневековой Руси XIV века, это удалось, если я не ошибаюсь, только одной Евпраксии Федоровне. В монастырь она не попадает, Симеон отсылает ее к отцу и тот позже (с разрешения Московского князя) повторно выдает дочь замуж – за еще одного «служивого» князя из Смоленских же Рюриковичей, Федора Константиновича Большого Красного (1300-1387). Ситуация для Руси XIV века очень и очень нестандартная, исключительная.
В этой истории непонятно, в принципе, всё. По-видимому, отсылка Евпраксии к отцу произошла без ведома действующего митрополита Киевского и всея Руси, Феогноста – тот бы на такие фокусы разрешения просто не дал. Неясно, как и был осуществлен развод юридически, по канонам. Более того – так же в тайне от высшего иерарха, Симеон поспешно женился в третий раз, за что временно был отлучен от причастия, но потом всё же прощен митрополитом. Но конфликт митрополита с князем стартовал еще ранее – считается, что именно из-за его странного и самовольного развода.
Уже позднее, века через полтора, в генеалогиях родов, ведущих свою линию от Фоминских князей, появились толкования причин развода Евпраксии и Симеона. Мол, княгиня была больна:
«И великую княгиню на свадьбе испортили: ляжет с великим князем, и она ему покажется мертвец».
Позднее предположили, что «мертвец» - это эвфемизм, и на самом деле здесь имеется в виду «казалась князю медведицей». Однако, логики в таком толковании маловато. А ко второму браку она выздоровела, и второму мужу ни медведицей, ни мертвецом уже не чудилась? Так что сейчас более всего склоняются к мнению, что Симеон просто пожалел о браке, совершенно невыгодном с какой-бы то ни было политической точки зрения, и поспешил (всего через несколько месяцев) заключить новый.
Этот казус давно ставит в тупик наших историков, каких-то внятных объяснений не находится, тем паче, что говорить о бесплодии Евпраксии Федоровны не приходится: во-первых, прошло слишком мало времени с момента женитьбы, а во-вторых, в ее браке с Федором Красным сразу же стали появляться дети, известно четверо ее выживших сыновей (от них пошло несколько боярских и дворянских родов). И опять загадки – считается, что Евпраксия скончалась в 1348 году, то есть во втором браке она пребывала всего года полтора-два, откуда же взялись целых четверо сыновей?
Здесь простор для версий – 1) ошибка в дате смерти Евпраксии Федоровны; 2) она могла вообще не выходить замуж за Федора Красного (и всё-таки оказаться в монастыре), а все его дети были рождены от первой жены, чье имя осталось неизвестным. Я бы склонился всё-таки к ошибке в дате.
А теперь возвращаемся к самому Симеону Гордому и его третьему браку на Марии Тверской, который на этот раз, как и первый, был «политически грамотен», а также не обошелся без некоторых любопытных нюансов.
У Тверских Рюриковичей, между тем, было все «замечательно». Проиграв схватку с Москвой за Великое княжение Владимирское (хотя по лествичному праву, как мы помним, Даниловичи никаких прав на Великий стол в принципе не имели, по одной простой причине – Даниил Московский не был Великим князем, следовательно, все его потомки исключаются из претендентов), эти князья занялись не менее интересным делом – пошла борьба за собственно Тверское княжение внутри этой линии, с опорой на ту же самую злосчастную лествицу. Но … по порядку.
Первый князь Тверской, брат Александра Невского Ярослав, передал стол своему старшему сыну Святославу. Осталось неизвестным, при каких обстоятельствах Святослав умер/погиб и в каком точно году, был ли он женат или нет. Пока без вариантов по упоминаемому выше факту совпадения лествицы с первородством ему наследует единственный младший брат Михаил. Михаил погибает в Орде из-за козней своего соперника Юрия Московского. Еще бы, до этого в 1305 году, именно Михаил Ярославович, стал Великим князем Владимирским – как и полагалось по лествичному праву. Вот только второй Московский Рюрикович не собирался с этим мириться.
С одной стороны, Юрий Данилович – человек безусловно беспокойный, злой и жестокий, а с другой… только совершеннейшая тряпка на его месте стала бы подчиняться странному анахроничному закону и скромно ушла бы в сторону. Такое вот оно – лествичное право, как бы закон предков, но все стараются его нарушить при каждом удобном случае. Но вот один князь обходит закон, а после него … он опять «включается». Ни у кого еще не хватает решимости сказать – пора бы избавиться от лествицы; хотя бы потому, что в головах князей в XIV веке еще не укладывается, как это можно оставить младших сыновей не то что «без всего», а хотя бы с сильно меньшим уделом, чем у старшего сына.
У Михаила Ярославовича Тверского, сыновей уже четверо. И, наверное, никого не удивит, что власть в Тверском княжестве передавалась по лествице без сучка и задоринки только тогда, когда иных вариантов попросту не было. От Ярослава – к старшему сыну, конфликта нет, Ярослав первый князь; от Святослава к брату Михаилу – у второго князя Тверского нет сыновей; от Михаила – к его старшему сыну Дмитрию Грозные Очи – опять никакого конфликта интересов, Дмитрий по совпадению и старший сын, и старший в роду, дядьев не имеется. Дмитрий погибает в Орде – ему, как и должно наследует следующий по старшинству брат, но заметим у Дмитрия опять-таки нет сыновей…
Тверским Князем становится Александр, при нем в 1327 году вспыхивает знаменитое Тверское восстание против ордынцев. Князь вместе с братьями бежит пред лицом наступающих на Тверь татаро-монгол и Ивана Калиты. И следующим Тверским князем становится с согласия хана Узбека – Константин. В 1338 году, хан простил Александр Михайловича и вернул ему ярлык на княжение – только Тверское, о Владимирском и речи уже быть не могло. Константин без спора уступает место брату, кончается его первое княжение и начинается второе для Александра – несмотря на все проблемы с Москвой и Ордой, всё еще в норме лествичного права.