Найти в Дзене
Деньги там (Маниз.ру)

Почему банки легко позволяют мошенникам красть деньги с карт? История пенсионера из Подмосковья

Мошенники обманом вывели с кредитной карты пенсионера из подмосковного Звенигорода Вячеслава С. 322 000 рублей. А сотрудники финансовой организации молча наблюдали за тем, как деньги со счета их клиента уходят в адрес преступников. Вернее, они сами же и сделали эти переводы. Похищение денег История произошла 19 января 2024 года. Вячеславу позвонил некий «сотрудник банка» и предложил пожилому человеку подработку. По словам звонившего, в банке сейчас много вакансий. И все, что нужно делать новым сотрудникам — это совершать финансовые операции. Таким образом можно заработать 10-20 тысяч рублей плюсом к своей пенсии. Обсуждение подробностей возможной подработки «сотрудник банка» предложил продолжить в Скайпе. Тут же Вячеславу поступил видеозвонок. Молодой собеседник представился Константином. Он попросил пенсионера войти в онлайн-банк. А также включить запись экрана, чтобы потом иметь возможность пересмотреть беседу. Затем злоумышленники выслали Вячеславу ссылку. Заинтересованному в подраб
Оглавление

Мошенники обманом вывели с кредитной карты пенсионера из подмосковного Звенигорода Вячеслава С. 322 000 рублей. А сотрудники финансовой организации молча наблюдали за тем, как деньги со счета их клиента уходят в адрес преступников. Вернее, они сами же и сделали эти переводы.

Похищение денег

История произошла 19 января 2024 года. Вячеславу позвонил некий «сотрудник банка» и предложил пожилому человеку подработку. По словам звонившего, в банке сейчас много вакансий. И все, что нужно делать новым сотрудникам — это совершать финансовые операции. Таким образом можно заработать 10-20 тысяч рублей плюсом к своей пенсии. Обсуждение подробностей возможной подработки «сотрудник банка» предложил продолжить в Скайпе.

Банк одобрил 7 переводов с карты пенсионера в адрес мошенников
Банк одобрил 7 переводов с карты пенсионера в адрес мошенников

Тут же Вячеславу поступил видеозвонок. Молодой собеседник представился Константином. Он попросил пенсионера войти в онлайн-банк. А также включить запись экрана, чтобы потом иметь возможность пересмотреть беседу.

Затем злоумышленники выслали Вячеславу ссылку. Заинтересованному в подработке пенсионеру предложили перейти по этой ссылке и ввести присланный ему код. Таким образом мошенники, видимо, заменили телефон, подключенный к онлайн-банку пенсионера, на свой собственный.

А дальше мошенники начали выводить деньги с кредитной карты своей жертвы. Сначала они совершили 3 перевода на сумму 90 000 рублей каждый, затем единоразово списали 45 000 рублей, а затем еще 3 раза по 2 900 рублей. Итого финансовые потери пенсионера составили больше 320 000.

Источник:  АиФ aif.ru/ Татьяна С. (жена пенсионера)
Источник: АиФ aif.ru/ Татьяна С. (жена пенсионера)

Как только Вячеслав обнаружил пропажу денег с кредитки, он тут же позвонил в банк. Клиент сообщил, что деньги с его карты вывели мошенники. В это время переводы на крупные суммы все еще имели статус «Операция в обработке». Однако сотрудники банка сказали, что одобрением этих операций занимаются не они, а Центральный банк России. Тогда супруга пенсионера Марина позвонили в ЦБ. Но там ответили, что контроль за переводами физических лиц не входит в задачи Центробанка. И это — правда.

На следующий день пенсионер обратился в полицию. Там он сообщил о факте мошенничества и попросил возбудить по этому факту уголовное дело. В полиции Вячеславу выдали талон о том, что его заявление принято. После этого Вячеслав еще раз позвонил в банк и сообщил данные талона, который ему выдали в УМВД.

Тем не менее, после получения всей этой информации, банк одобрил переводы со счета своего клиента на счет явных мошенников. А также начислил пенсионеру комиссию 10 000 рублей за перечисление средств с кредитки.

Источник:  АиФ aif.ru/ Татьяна С.
Источник: АиФ aif.ru/ Татьяна С.

Какие нормы нарушил банк

Должны ли банки блокировать сомнительные переводы? Да! Если есть подозрение, что перевод осуществлен мошенническим путем без согласия клиента, банк должен приостановить выполнение этой операции на 2 рабочих дня. Это время дается для того, чтобы человек мог связаться с банком. Клиент либо повторно подтвердит свою операцию. Либо деньги останутся лежать на счете, а мошенники останутся ни с чем.

Как банк узнает, что перевод осуществлен без согласия клиента? Еще в далеком 2018 году ЦБ России официально описал признаки таких переводов. Вот они:

1. Если перевод сделан на счет, который находится в «черном списке». То есть если мошенники уже пользовались данным счетом, и это зафиксировано в специальных базах.

2. Если перевод был совершен с помощью устройства (смартфона, планшета, компьютера, платежного терминала), которое внесено в «черный список». То есть зафиксировано, что с этого устройства мошенники уже похищали деньги у своих жертв.

3. Если параметры операции (сумма, время, устройство, периодичность, получатель денег) не совпадают с параметрами, которые характерны для данного клиента.

В нашей истории банк проигнорировал третий признак. Пенсионер раньше не переводил по 320 тысяч рублей со своей кредитки неизвестным лицам. Согласно существующим правилам, банк должен блокировать такие операции на 2 дня. Но финансисты этого не сделали.

Банки обяжут компенсировать потери клиентов

Скоро эта ситуация изменится. В июле 2023 года Госдума приняла закон, по которому банки будут возмещать клиентам ущерб, если перевели деньги со счета своего клиента без его добровольного согласия. Как это будет выглядеть?

Если банк обнаружит перевод с признаками отсутствия согласия клиента, то он должен приостановить операцию на 2 дня. При этом банк должен послать клиенту уведомление. В нем будет сказано, что, во-первых, операция приостановлена. Во-вторых, эта операция содержит признаки мошеннической. А в-третьих, банк должен рассказать, как человек может повторно подтвердить операцию, если он совершает ее добровольно.

Если клиент повторно подтвердит свои действия, то банк обязан тут же осуществить такой перевод. Но есть и исключение. Это когда человек переводит свои деньги на счет из «черного списка» мошенников. Такая операция будет задержана на 2 дня в любом случае. Банк вышлет клиенту еще одно уведомление о повторной приостановке перевода и укажет точную причину этой задержки. Но если человек в течение двух дней не спохватится и не отменит свою операцию, сомнительный перевод будет выполнен.

В каких случаях банк вернет клиенту деньги

Если финансовая организация нарушит нормы этого закона.

  1. Если банк выполнит перевод, невзирая на явные признаки отсутствия согласия клиента.
  2. Если банк после блокировки не направит клиенту положенное уведомление.

Финансовая организация должна будет вернуть человеку всю сумму, переведенную без согласия. Срок выплаты компенсации — 30 дней, если деньги переводились внутри России. И 60 дней, если деньги были переведены за границу.

Но если банк приостановит операцию, направит клиенту уведомление, а тот повторно подтвердит перевод денег мошенникам, то финансисты не обязаны компенсировать ему такие потери.

Этот закон заработает через год после своего принятия. Ориентировочно — с августа 2024 года. Почему так долго ждать? Видимо, банкам нужно время, чтобы наладить технические механизмы.

-4

Почему банки так легко переводят деньги мошенникам сейчас

Вернем к ситуации с пенсионером Вячеславом С. Почему банк не приостановил этот мошеннический перевод? Некоторые юристы усматривают здесь признаки причастности к преступлению или халатность со стороны сотрудников банка. И предлагают проверить их деятельность в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения денег.

Но пока банки не будут возмещать клиентам финансовые потери из собственного кармана, такая «халатность» с их стороны будет встречаться часто.

Материалы по теме: