Малоохтинское кладбище в XIX в. играло значительную роль в жизни петербургских поморцев.
В 1792 г. на средства купца Макея Ивановича Ундозерова на кладбище была построена каменная моленная "с высоким куполом и колокольней". В 1802 и 1809 г. прирезаны дополнительные участки, появилась богадельня, а позже и больница. С 1762 г. частью Малоохтинского кладбища владели федосеевцы. На кладбище у них имелась своя моленная и богадельня. Как отмечают исследователи, «вплоть до начала XX в. кладбища играли огромную роль в жизни старообрядческих общин. Это было связано с тем, что до 1883 г. им было запрещено строить церкви. Между тем прямого запрета на устройство кладбищ не существовало. В результате у старообрядцев именно кладбища стали конфессиональными центрами. При них основываются молитвенные дома и целые скиты-монастыри, богадельни, столовые, другие благотворительные учреждения, книгописные и иконописные мастерские. Вместе с тем заупокойный обряд и кладбищенское благолепие были для старообрядцев принципиально важны. С кладбищем была связана и мирская сторона жизни старообрядческих общин. Сюда стекалась коммерческая информация со всех концов России, здесь предприниматель-старообрядец всегда мог найти себе приказчиков и рабочих из среды единоверцев или получить кредит из кладбищенского капитала»
В 1820-е гг. при кладбище без вида на жительство жило около 150 человек, в том числе управляющий, казначей, два приказчика, три повара, три дворника, староста, четыре псаломщика и до двадцати певчих.
Соседями поморцев по Малоохтинскому кладбищу были федосеевцы, которые еще с 1762 г. владели его частью и имели здесь свою моленную и богадельню. Поскольку федосеевцы были достаточно радикальным согласием и считали светскую власть порождением антихриста, не молились за царя, отвергали брак, не допускали контактов с приверженцами господствующей церкви, то с началом очередных николаевских гонений 1840-х гг. они пали их первыми жертвами. Соседство поморцев с федосеевцами послужило непосредственным поводом к закрытию Малоохтинского кладбища. В 1850 г. обе моленные были запечатаны, а два года спустя власти запретили старообрядцам хоронить на кладбище. Призреваемых в охтинских богадельнях перевели в богадельни Волковского кладбища, оказавшегося единственным действующим старообрядческим кладбищем Петербурга.
В восточной части кладбища находится семейное захоронение Кокоревых. Рядом с семейным местом возвышается чугунный крест высотой 2.5 метров. Таким обозом, мимо захоронения Кокоревых мы просто так не пройдем. Этот крест, словно акцентирует внимание на похороненных здесь людях. И неспроста...
КОКОРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Русский предприниматель и меценат, владелец заводов, газет, пароходов. Почётный член Академии художеств. Известно ли Вам что в основу коллекции Русского музея легло в том числе и собрание купца Василия Кокорева?
Происходил он из старообрядческой семьи. В городе Солигаличе Костромской губернии его отец вместе с двумя братьями владел соляными колодцами и солеваренным заводом. Василий поначалу тоже пошел по стопам отца, но оказался более удачным в винных откупах. Вместе с богатейшим предпринимателем Дмитрием Бенардаки он создал своего рода синдикат, торговавший водкой на Кавказе и в Новороссии. Кокорева называли «царем откупа». Все это продолжалось до 1863 года, когда в России винные откупы отменили.
Был одним из первых самых богатых людей середины XIX века, который широко занимался коллекционированием и меценатством. Один из самых знаменитых общественных деятелей России.
Он неплохо разбирался в живописи: в начале 1860-х годов в Москве была создана Кокоревская галерея. Среди собрания, были полотна таких художников, как Брюллов, Айвазовский, Боголюбов, Тропинин.
Правда, в середине 1860-х годов из-за финансовых трудностей Кокорев продал ее, и 156 работ русских живописцев из его собрания было приобретено для коллекции наследника цесаревича Александра Александровича. А в конце XIX века при организации Русского музея в него было передано 106 произведений живописи из Кокоревской коллекции.
Его находчивости поражался Савва Мамонтов. Кокорев самый первый построил нефтеперерабатывающий завод, для чего привлёк молодого Дмитрия Менделеева. Его многочисленные предприятия работали во многих странах мира, сотрудничал даже с Персией. К середине XIX века состояние бизнесмена перевалило за 7 миллионов рублей
23 апреля 1889 года у Кокорева случился сердечный приступ, он умер. Его хоронили поморцы в старорусском одеянии. Они вынесли его тело из шикарного особняка и несли его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, на полотенцах до самого кладбища. После его смерти поморская община осиротела.
В следующей статье легенды кладбища, и личная жизнь на кладбище