Итак, наш индийский танцевальный гуру прибыл в Москву и был готов приступить к занятиям. Однако реальность оказалась несколько иной, чем ему рисовало посольство.
Квартиру Нигаму дали на ВДНХ, а не при посольстве, как пообещали, так что ему приходилось ездить на работу, не зная русского языка совершенно. При этом в Москве того времени мало кто говорил по-английски, сейчас, правда, тоже не много.
Учеников оказалось мало. А зал танцору выделили вообще крошечный. Вот что говорит сам гуру в интервью журналу «Российское образование»:
«Это был еще один шок. Я мечтал, что у меня будет большой зал, много студентов, они ног моих будут касаться, как в Индии принято. И все будут в восторге от моего профессионализма! Прихожу. Зал у меня самый маленький из всех: 8 на 8 метров. И ни одного студента. Я пошел к секретарю: «Кого учить?» Она обзвонила бывших учеников.
Через три дня пришла одна девочка 16 лет. Через месяц было 15 учеников. Через год — уже сотни, дальше — тысячи».
А вот сравнение Дели и Москвы оказалось не в пользу индийской столицы:
«Мы жили на ВДНХ, там дипломатические дома, вокруг много деревьев, очень красиво и чисто. Мне после старого Дели, где два человека не могут одновременно пройти между домами, Москва, где на дороге в ряд помещается восемь машин, казалась огромной».
И московская квартира оказалась для гостя не просто удобной, но и большой, как это ни странно звучит для нас.
«В нашем хавели, особняке, было 52 комнаты. Когда-то он принадлежал одной из жен императора, а после ее смерти достался нашим родственникам, которые работали у императоров бухгалтерами. В этом хавели жила вся наша большая семья: дяди, тетя, их дети. Но эти 52 комнаты маленькие и темные. А в московской квартире их у меня было всего три, но такие огромные, что я уставал бегать из кухни в гостиную. Мне это нравилось».
Но самое, наверное, главное, Ашвани Нигам нашел здесь и свою половину. Ею стала его лучшая ученица Светлана. Правда, выбор гуру приняла только его мама, остальные родственники сначала восприняли его русскую жену в штыки. Тут сложно спорить с вековыми традициями, в касте брахманов особенно приято жениться «как надо». Но такое отношение длилось до тех пор, пока у пары не родились дети, их у Нигамов четверо.
Вот что об этом говорит сам гуру:
«Отношение к нам, как к экзотике из зоопарка, было до тех пор, пока не родились дети. А потом уже все, приняли как положено. Дети — это моя кровь».
Словом, наш индийский гость руки не опустил и действительно добился большого успеха. Он выбрал свою профессию и всем пришлось принять его выбор. Он сам выбрал себе жену – и родственники с этим согласились. Он выучил русский язык, увлекся русской культурой и историей, воспитал множество учеников.
Сейчас Ашвани Нигам руководитель московского Театра индийского танца Таранг. Он объездил всю нашу страну, побывав даже на Крайнем Севере. Ашвани Нигам не только обучает учеников классическому танцу катхак, но и читает лекции по индийской культуре. В этом ему тоже помогает жена Светлана.
Такая вот история. А о том, как и почему индиец решил поехать в Москву, читайте в предыдущей статье на нашем канале.
________________________
Ну как? Что вы думаете об этом рассказе? Напишите нам!