Это мамочка моя вязала. Подзору и салфетке (накомодником она её называла) лет 70, а шторы такие мне сделала лет 45 назад, когда я самостоятельно жить начала. Это последние мамины кружева. Ещё были и кружева, и вышивки, но все пожар уничтожил.
Как я писала уже, папа полгода проводил в больнице, полгода работал. Но так как болел и физически работать не мог, и на больничном все время, то работу ему предоставляли малооплачиваемую - то сторожем, то конюхом. Лошадей он любил,и меня часто брал на конюшню. Посадит на самую смирную лошадь, я лягу на неё, обхвачу как смогу за шею, а лошадка осторожно кругами по двору вышагивает.
А маме тяжело приходилось - и на работу надо, и за нами присматривать, и денег не хватало. Работала мама по сменам по 12 часов стрелочником. Станция маленькая, свободное время было. И хоть категорически запрещалось заниматься посторонними делами, мама вязала - носки, варежки из своей шерсти. У нас овцы были или шерсть покупала и пряла сама. И дома каждую свободную минуту вязала. Навязав достаточное количество в выходной ехала на базар, продавала. "Все разоставок к получке",- говорила.
А кружева вязала в основном для себя. Изредка в люди на продажу - когда соседка приходила, смотрела на нашу красоту и просила связать такую же. Я спрашивала, почему ты кружева не продаёшь, они же такие красивые. "Вязать долго, трудно, глаза болят и устают. Ниток много надо. Получается, что надо их дорого продавать, а люди дорого брать не хотят." А дома у нас были и подзоры, и накидки на подушки, и вышивки по стенам.
В школу я пошла - у меня были самые красивые воротнички - беленькие, обвязаны кружавчиками - и цветными, и белыми. И так мне сейчас жаль, что не ценила это. Надо было хвалить, спасибо говорить, а я воспринимала все, как должное. И даже подружке завидовала, что у неё воротнички красивые, из магазинного шитья. Хорошо, хоть маме про это не говорила. Но, видимо, они мне нравились - помню, что просила научить меня их обвязывать. Мама пыталась, но я была плохой ученицей, а она нетерпеливой учительницей.
А в годах 70-х в магазине появилась шерстяная пряжа - как сейчас помню - тонкая и красивая по пять рублей, потолще и погрубее по три рубля. Мама стала вязать шапки, кофты и "майки" -так называли у нас изделие вроде жилетки. Я опять щеголяла в обновах. А на продажу мама вязала так же носки-варежки и шапки прибавились к ассортименту. А одежду только для семьи. Никто не учил её вязать эти свитера, шапки. Смотрела в журналах, разбирала схемы, узоры изучала. Книг по вязанию не было, но мы выписывали журналы "Работницу", "Крестьянку" и вот там она что-то находила. К знакомым ходила, кто хорошо вяжет - и всё у неё получалось.
А я... Загорелось мне шить научиться, хватило духу купить швейную машинку, сшить шорты, несколько сумок и прихваток. И всё пока. Азарт ушел, только кусочки ткани раскиданы - вот завтра, думаю, начну...
Вчера наводила порядок в шкафах, увидела мамины работы, полюбовалась и решила с вами поделиться. Жаль, что мало их осталось. Где-то еще лежит шапка, связанная мамой, с подгибом. Новая почти, кажется, что и носить можно. Но связана лет тридцать назад. Я иногда примеряю её, перед зеркалом покручусь и обратно в шкаф убираю.
А у вас остались памятные вещи от родителей?
10