С творчеством Павла Корина я познакомился, будучи уже на последних курсах моей учебы в университете. На тот момент, учась на факультете «Графики», я не плохо уже ориентировался в художественной среде, за 5 лет обучения мы уже прошли многие дисциплины такие как «анатомия» и «перспектива». Ознакомились с различными методами изображения пространства, включая такие как светотеневой, рельефный, локальный и другие. Еще до поступления в ВУЗ, будучи совершенно не опытным, я ошибочно полагал, что учеба на факультете «Графики» ограничит меня в познании только графических техник изображения и не позволит ощутить себя живописцем, и, следовательно, полноценным художником. Ведь в моем тогдашнем ограниченном понимании слово художник — это прежде всего краски и это прежде всего масло, от которого нас так усердно ограждали в художественной школе. Одним словом, я весьма был рад, когда мои опасения не оправдались. Мы вдоволь занимались живописью, и как мне теперь кажется, уже работая в нашем институте, живопись наверное имеет даже преобладающую роль как бы это ни было парадоксально. Однако, меня все равно мучил вопрос: «А в чем же тогда разница?». Почему художники-графики и художники-живописцы это две разные категории если они, по сути, занимаются одним и тем же. Ведь искусство рисунка и живописи взаимосвязаны и одно без другого неполноценно. Мне хотелось понять, чем живопись графика отличается от живописи художника живописца. Наверное, все-таки это зависит от темперамента каждого отдельного мастера. Однако на мой вкус, когда я увидел работы Павла Дмитриевича мне показалось, что живопись художника-графика должна быть именно такой.
Павел Дмитриевич Корин родился в 1892 году, в семье потомственных иконописцев, закончил иконописную школу, а позже Московское училище живописи, ваяния и зодчества ныне академию имени Глазунова. Тема православия и христианства стала для художникаодной из самых основных в его творчестве. Этому так же поспособствовало и непростое время, в которое жил художник. Он пережил революцию и те непростые времена в жизни нашей Родины, когда под неукротимым ветром исторических перемен содрогались многовековые основы Руси и строился новый советский этап нашей государственности. Будучи традиционалистом, он тяжело переживал ту боль, с которой столкнулось новое, молодое, послереволюционное общество. Эта тема заката эпохи православной Руси в последствии заняла все его мысли и пыталась найти свое воплощение в огромной работе под первоначальным названием «Реквием» на подготовку к которой он потратил большую часть своей жизни, но так и не завершил. Холст размером 40 квадратных метров, который был даже больше знаменитого полотна Иванова «Явление Христа народу», должен был венчать творческую жизнь художника в процессе которой он создал огромное количество эскизов и около 30 подготовительных портретов с невероятно сильными и пронзительными образами.
На картине должна была быть изображена процессия отпевания последнего патриарха Российской империи Тихона. Многие из людей, изображенных на подготовительных картинах, были реальными участниками народного прощания с Патриархом. Павел Дмитриевич очень щепетильно подходил к процессу работы и старался сделать максимально сильное произведение. «Реквием» Берлиоза настолько запал ему в душу, что художник решил так же назвать свою картину.
9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале Консерватории "Реквием"Берлиоза. Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром, медные трубы и басы. Этот почерк должен быть.
— из дневника Павла Корина (март 1936 года)
Однако позже писатель Максим Горький, который дружил с Кориным посоветовал ему сменить название на «Русь уходящая», отсылая тем самым к стихотворению Есенина. Новое название, как признается сам художник, послужило некой индульгенцией для советской власти, в которой часто замечали за художником слишком сильную церковную направленность.
Стиль живописи художника сразу запал в мое сердце с первого взгляда. Эти невероятные, я бы даже сказал гротескные образы людей, которые тем не менее все еще изображались довольно реалистично. Смелые монументальные мазки, часто создающие впечатление, будто изображаемая фигура выточена из камня. Мощные психологические образы. Персонажи буквально живут на картинах, всеми своими позами и выражениями лиц они очень четко нам дают понять характер героя. Образы часто почти иллюстративные, несущие в себе довольно явный посыл. Темные контрастные тени. И что особенно мне понравилось, так это то, что на этюдах можно увидеть, как художник может чуть ли не одним подмалёвком создать довольно объемную и проработанную фигуру, добавив чуть больше цвета лишь в те места, в которых это необходимо, чтобы сконцентрировать внимание зрителя. Удивляет особенно насколько небольшим количеством цвета и средств мастер умудряется передать максимум выразительности.
Хоть и главная работа Павла Дмитриевича и не была закончена, его этюды, которые вполне могут считаться самостоятельными работами все равно являются прекрасными произведениями. Которые и для современного избалованного зрителя вроде меня все еще выглядят довольно свежо, эффектно и запоминающе. Его выставка относительно недавно была в Третьяковской галерее, и периодически там выставляется. Всем советую сходить непременно, если будет такая возможность!
Спасибо, что дочитали до конца!
Поддержите автора лайком и подпиской