Найти в Дзене

Особенный ребенок приходит на каждый урок с пакетом

Оглавление

Если бы дело касалось обычного ребенка в обычном учебном заведении или ученика какого-нибудь модного лицея, можно было бы подумать, что ребенок носит в пакете подарки от родителей ради благосклонности педагога.

Не спорю, этого делать нельзя, но то, что такое явление имеет место быть - давно стало обыденностью, на которую многие люди давно смотрят сквозь пальцы.

Но если дело касается детей с особенностями развития, то истории с пакетами могут носить совершенно другой характер. Уверяю, потому что сама наблюдала одну из них у себя на работе в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ.

Почему это мы - другие?

В нашем учреждении сотрудникам (педагогам-специалистам, медработникам, воспитателям, руководителям кружков "типа меня") подарки дарить не принято.

  • Не потому что мы плохие (а за что вас одаривать?), не потому что мы каждый квартал боремся с коррупцией (устраиваем мероприятия для детей на эту тему), не потому что наши "особенные" воспитанники - в основном из бедных семей, которые живут в далеких поселках области и не имеют возможности посещать модные современные реабилитационные центры.
  • А хотя бы лишь потому, что на время пребывания в стационаре (3 недели) - ни дети, ни сопровождающие родители, не должны выходить за территорию. Такие правила! То есть, купить и принести кому-то из сотрудников пакет с подарком - нельзя.
  • Да нам и не нужно! Лучшим подарком будет, если хотя бы одно занятие с ребенком пройдет гладко, и он никого не ударит, не укусит и краской не обольет. А уж если задание выполнит правильно - так вообще это будет не просто один подарок, а целый праздник!

Но я говорила не о подарках, а именно о пакете!

Просто о пакете. О ПУСТОМ пакете. Об обычном пакете-майке, которые дают на кассе в обычном продуктовом магазине. Итак...

Мальчик С.

Очередной воспитанник нашего учреждения, который недавно проходит курс в стационаре. Мальчик С. - уже взросленький, целых 16 лет! И, как у большинства наших ребят, у С. - ментальные нарушения (разумеется, с умолчанием диагноза).

С. - вполне развит для своего возраста. Физически - так почти богатырь. Но и по интеллектуальному развитию - соответствует возрасту. Например, школьные задания, предложенные дефектологом, он выполняет без проблем.

А еще он любит головоломки СУДОКУ и шахматы (сама не видела, но воспитатели из стационара говорили). То есть, занятия с С. - обещали быть для педагогов не просто приемлемыми, но даже удобными.

Но, как мы все привыкли, не бывает бочки мёда без ложки дёгтя!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мой урок

Впервые С. пришел ко мне на занятие в кружок оригами. С каким-то непонятным и не очень аккуратным "квадратиком" в руках. Когда я его пригласила на рабочее место, он вежливо(!) сказал:

- Ой, щщаз, подождите, пожалуйста.

А потом распрямил этот "квадратик", тряхнул в воздухе, и, оказалось, что это - тот самый пустой пакет из супермаркета. Потом он аккуратно положил этот пакет на стул, и только после этого сел работать.

Кстати, складывание оригами ему дается относительно легко, он справляется даже с довольно трудными схемами. И это - очень здорово, ведь к нам в кружки редко приходят ребята с наличием хоть каких-то умений.

Но вот пакет этот - конечно, смущал

И не только меня! Ведь не только в наш "творческий" кабинет С. ходил с пакетом. И у дефектолога, и у психолога - он тоже стелил под себя этот же пакет-майку.

Думая, что парень просто брезглив (а еще, наслушавшись на семинарах "страшилок" про ОКР), я пыталась объяснить С., что не стоит так переживать, ведь я после каждого занятия обрабатываю и стол, и стул, и реквизит (ну, кроме бумаги, конечно). Но он довольно резко ответил:

- Нет! Не отдам пакет!

Педагоги - уже не спорят. Ну и сиди, пожалуйста, если нравится и удобно.

Но ладно бы на стуле "удобно"! А ведь наш С. - он и на медицинские процедуры тоже с пакетом ходит. Да-да, даже когда медсестра ПРИ НЁМ распаковывает индивидуальную пеленку и стелет на массажный стол, С. - все равно кладёт сверху пакет, ну хоть тресни!

А попросит медсестра убрать - С. сразу нервничает, краснеет и кричит:

- Нет, тогда не надо массаж, лучше в палату пойду!

Медсестра - уже не "ввязывается", работает как есть (т.е. "на пакете"), просто докладывая курирующему врачу о ежедневных пожеланиях и беспокойствах парня.

А что врач?

Попробовали мы (педагоги) у нее спросить насчет нездоровой привязанности С. к пакетику, мол, почему, зачем, для чего (ну ведь не ОНА же каждый день проводит с мальчиком уроки, она-то видит его пару раз в неделю по 5 минут, а нам бы хотелось знать, хотя бы даже как вести себя с ним).

Но врач - женщина осторожная, законопослушная, говорит: "Как работается, так и работайте". А на вопрос о роли пакета на стуле, наотмашь ответила как в том анекдоте про сумасшедший дом и газетку на стуле: мол, считайте, что ему так повыше сидеть будет.

И всё бы хорошо

Значит, миримся с "пакетоманией" нашего С., на каждом занятии встречаем сразу трёх гостей: самого мальчика, его маму и... пакет. Иногда - сам С. его несет, иногда - мама.

А тут вдруг...

Пришли они, значит, к моей соседке по кабинету на урок. Наш С. - хватился пакета, а руки - пустые. И эти руки - тут же нервно затряслись. С. - к маме, чуть не плача:

- Мам, мам, пакет! Где пакет? Ааааа, где пакееет? Гдееее?

- Да вот, вот он, сынок, не волнуйся, - отвечает мама и достает из кармана халата "квадратик".

С. - тут же выхватывает, привычно трясёт, и... посмотрев на распрямившийся пакет, тут же рычит и кидает его на пол. И на маму (почти с кулаками):

- Ты что мне даёшь? Слепая? Это не он! Это - не тот пакет!

- Сынок, да какая тебе разница, садись уже заниматься. Этот пакет - совершенно такой же, ну совсем такой! Просто тот уже истрепался, вот я и взяла тебе другой.

С. - топает и толкает маму:

- Не-ет! Я не сяду заниматься, пока ты не принесешь МОЙ пакет. Быстро в палату и неси сейчас же, поняла?!

И мама - опустила руки (и голову) и тихо-тихо ответила:

- Ладно, сынок, прости, сейчас принесу.

А выходя из кабинета, шепнула коллеге:

- Боже, как хорошо, что не выбросила.

А пока мама отсутствовала, С. стоял молча, скрестив руки замком и тяжело дышал.

Мама принесла пакет

Нужный пакет! Его старый пакет. Хоть и такой же пакет. Такого же цвета, размера, с логотипом того же магазина! Но только - более помятый, где-то поцарапанный, далеко не чистенький, местами в заметный пятнах... но ТОТ пакет! Да, это он, ведь сначала С. тщательно его разглядел и проверил.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И тут же С., будто бы забыв ссору, постелил его на стул и сел с улыбкой заниматься. А мама ушла в коридор ожидать окончания урока.

Да, и такое бывает!

Педагоги могут только строить догадки или спрашивать у более опытных коллег, что это может быть, как может себя чувствовать такой человек как С., и, самое главное, с какой стороны искать подход к такому человеку, чтобы и не взвинтить его ненароком, и занятие плодотворно провести.

А то, что медики этими знаниями не делятся с педагогами (не по своей воле) - так это пусть останется на совести тех, кто придумал эти глупые запреты. Но и родители (не только мама С., а в общем) тогда пусть не удивляются, что развитие их деток происходит медленнее, чем хотелось бы.

А всё-таки, почему именно пакет?

Дорогие читатели, всем плодотворной рабочей недели с приятным красным "хвостиком" в виде выходного.

Буду благодарна за поддержку в виде верных визитов, добрых лайков и новых подписок.