Если бы дело касалось обычного ребенка в обычном учебном заведении или ученика какого-нибудь модного лицея, можно было бы подумать, что ребенок носит в пакете подарки от родителей ради благосклонности педагога.
Не спорю, этого делать нельзя, но то, что такое явление имеет место быть - давно стало обыденностью, на которую многие люди давно смотрят сквозь пальцы.
Но если дело касается детей с особенностями развития, то истории с пакетами могут носить совершенно другой характер. Уверяю, потому что сама наблюдала одну из них у себя на работе в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ.
Почему это мы - другие?
В нашем учреждении сотрудникам (педагогам-специалистам, медработникам, воспитателям, руководителям кружков "типа меня") подарки дарить не принято.
- Не потому что мы плохие (а за что вас одаривать?), не потому что мы каждый квартал боремся с коррупцией (устраиваем мероприятия для детей на эту тему), не потому что наши "особенные" воспитанники - в основном из бедных семей, которые живут в далеких поселках области и не имеют возможности посещать модные современные реабилитационные центры.
- А хотя бы лишь потому, что на время пребывания в стационаре (3 недели) - ни дети, ни сопровождающие родители, не должны выходить за территорию. Такие правила! То есть, купить и принести кому-то из сотрудников пакет с подарком - нельзя.
- Да нам и не нужно! Лучшим подарком будет, если хотя бы одно занятие с ребенком пройдет гладко, и он никого не ударит, не укусит и краской не обольет. А уж если задание выполнит правильно - так вообще это будет не просто один подарок, а целый праздник!
Но я говорила не о подарках, а именно о пакете!
Просто о пакете. О ПУСТОМ пакете. Об обычном пакете-майке, которые дают на кассе в обычном продуктовом магазине. Итак...
Мальчик С.
Очередной воспитанник нашего учреждения, который недавно проходит курс в стационаре. Мальчик С. - уже взросленький, целых 16 лет! И, как у большинства наших ребят, у С. - ментальные нарушения (разумеется, с умолчанием диагноза).
С. - вполне развит для своего возраста. Физически - так почти богатырь. Но и по интеллектуальному развитию - соответствует возрасту. Например, школьные задания, предложенные дефектологом, он выполняет без проблем.
А еще он любит головоломки СУДОКУ и шахматы (сама не видела, но воспитатели из стационара говорили). То есть, занятия с С. - обещали быть для педагогов не просто приемлемыми, но даже удобными.
Но, как мы все привыкли, не бывает бочки мёда без ложки дёгтя!
Мой урок
Впервые С. пришел ко мне на занятие в кружок оригами. С каким-то непонятным и не очень аккуратным "квадратиком" в руках. Когда я его пригласила на рабочее место, он вежливо(!) сказал:
- Ой, щщаз, подождите, пожалуйста.
А потом распрямил этот "квадратик", тряхнул в воздухе, и, оказалось, что это - тот самый пустой пакет из супермаркета. Потом он аккуратно положил этот пакет на стул, и только после этого сел работать.
Кстати, складывание оригами ему дается относительно легко, он справляется даже с довольно трудными схемами. И это - очень здорово, ведь к нам в кружки редко приходят ребята с наличием хоть каких-то умений.
Но вот пакет этот - конечно, смущал
И не только меня! Ведь не только в наш "творческий" кабинет С. ходил с пакетом. И у дефектолога, и у психолога - он тоже стелил под себя этот же пакет-майку.
Думая, что парень просто брезглив (а еще, наслушавшись на семинарах "страшилок" про ОКР), я пыталась объяснить С., что не стоит так переживать, ведь я после каждого занятия обрабатываю и стол, и стул, и реквизит (ну, кроме бумаги, конечно). Но он довольно резко ответил:
- Нет! Не отдам пакет!
Педагоги - уже не спорят. Ну и сиди, пожалуйста, если нравится и удобно.
Но ладно бы на стуле "удобно"! А ведь наш С. - он и на медицинские процедуры тоже с пакетом ходит. Да-да, даже когда медсестра ПРИ НЁМ распаковывает индивидуальную пеленку и стелет на массажный стол, С. - все равно кладёт сверху пакет, ну хоть тресни!
А попросит медсестра убрать - С. сразу нервничает, краснеет и кричит:
- Нет, тогда не надо массаж, лучше в палату пойду!
Медсестра - уже не "ввязывается", работает как есть (т.е. "на пакете"), просто докладывая курирующему врачу о ежедневных пожеланиях и беспокойствах парня.
А что врач?
Попробовали мы (педагоги) у нее спросить насчет нездоровой привязанности С. к пакетику, мол, почему, зачем, для чего (ну ведь не ОНА же каждый день проводит с мальчиком уроки, она-то видит его пару раз в неделю по 5 минут, а нам бы хотелось знать, хотя бы даже как вести себя с ним).
Но врач - женщина осторожная, законопослушная, говорит: "Как работается, так и работайте". А на вопрос о роли пакета на стуле, наотмашь ответила как в том анекдоте про сумасшедший дом и газетку на стуле: мол, считайте, что ему так повыше сидеть будет.
И всё бы хорошо
Значит, миримся с "пакетоманией" нашего С., на каждом занятии встречаем сразу трёх гостей: самого мальчика, его маму и... пакет. Иногда - сам С. его несет, иногда - мама.
А тут вдруг...
Пришли они, значит, к моей соседке по кабинету на урок. Наш С. - хватился пакета, а руки - пустые. И эти руки - тут же нервно затряслись. С. - к маме, чуть не плача:
- Мам, мам, пакет! Где пакет? Ааааа, где пакееет? Гдееее?
- Да вот, вот он, сынок, не волнуйся, - отвечает мама и достает из кармана халата "квадратик".
С. - тут же выхватывает, привычно трясёт, и... посмотрев на распрямившийся пакет, тут же рычит и кидает его на пол. И на маму (почти с кулаками):
- Ты что мне даёшь? Слепая? Это не он! Это - не тот пакет!
- Сынок, да какая тебе разница, садись уже заниматься. Этот пакет - совершенно такой же, ну совсем такой! Просто тот уже истрепался, вот я и взяла тебе другой.
С. - топает и толкает маму:
- Не-ет! Я не сяду заниматься, пока ты не принесешь МОЙ пакет. Быстро в палату и неси сейчас же, поняла?!
И мама - опустила руки (и голову) и тихо-тихо ответила:
- Ладно, сынок, прости, сейчас принесу.
А выходя из кабинета, шепнула коллеге:
- Боже, как хорошо, что не выбросила.
А пока мама отсутствовала, С. стоял молча, скрестив руки замком и тяжело дышал.
Мама принесла пакет
Нужный пакет! Его старый пакет. Хоть и такой же пакет. Такого же цвета, размера, с логотипом того же магазина! Но только - более помятый, где-то поцарапанный, далеко не чистенький, местами в заметный пятнах... но ТОТ пакет! Да, это он, ведь сначала С. тщательно его разглядел и проверил.
И тут же С., будто бы забыв ссору, постелил его на стул и сел с улыбкой заниматься. А мама ушла в коридор ожидать окончания урока.
Да, и такое бывает!
Педагоги могут только строить догадки или спрашивать у более опытных коллег, что это может быть, как может себя чувствовать такой человек как С., и, самое главное, с какой стороны искать подход к такому человеку, чтобы и не взвинтить его ненароком, и занятие плодотворно провести.
А то, что медики этими знаниями не делятся с педагогами (не по своей воле) - так это пусть останется на совести тех, кто придумал эти глупые запреты. Но и родители (не только мама С., а в общем) тогда пусть не удивляются, что развитие их деток происходит медленнее, чем хотелось бы.
А всё-таки, почему именно пакет?
Дорогие читатели, всем плодотворной рабочей недели с приятным красным "хвостиком" в виде выходного.