Знаковое событие в жизни страны произошло 65 лет назад: 2 марта 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». С этого дня повсеместно стали создаваться добровольные народные дружины.
Период их расцвета в моей подмосковной Дубне приходится на середину 1960-ых и 1970-ые годы. Тогда каждый местный пьяница и уличный дебошир твёрдо знали, что опасаться им нужно не только суровых милиционеров, но и «товарищей в штатском» с красной повязкой на рукаве.
В каждом микрорайоне города была своя народная дружина, построенная по производственно-территориальному принципу: их основу составляли работники расположенных здесь градообразующих предприятий - ОИЯИ, машиностроительного завода, МКБ «Радуга», завода «Тензор» и НИИ «Атолл».
Быть дружинником было не только почётно, но и в известном смысле выгодно: они имели массу привлекательных преференций - поощрялись отгулами, дополнительными днями к основному отпуску, были наделены правом бесплатного проезда и т. д. Их неизменно чествовали как на общегородском праздновании Дня советской милиции, так и в своих трудовых коллективах. Для них был даже установлен особый знак отличия - нагрудный знак «Отличный дружинник».
Подобное внимание привело к тому, что на такой благодатной ниве в те годы в городе физиков подвизалось аж 10 специализированных дружин по линии ГАИ, 4 - по линии ОБХСС, имелось около двух десятков общественников по работе с подростками, три комсомольских оперативных отряда, а на патрулирование по охране общественного порядка ежедневно с сотрудниками милиции выходило до полусотни дружинников. Согласитесь, что этот неполный перечень выглядит внушительно! Вы можете сегодня себе такое представить?
Разумеется, основную часть работы по обеспечению правопорядка брали на себя милиционеры, а дружинники были «на подхвате», выполняя вспомогательные функции. Благо, криминогенная ситуация на улицах небольшого подмосковного городка была тогда достаточно благополучная, так что особых проблем при несении дежурства ни те, ни другие не испытывали.
Кроме одной, пожалуй. Не секрет, что для милиционеров совместное патрулирование с дружинниками являлось серьёзным моральным испытанием: приходилось находиться под постоянным общественным контролем и вольно-невольно «соответствовать требованиям». Наверное, потому-то большинство из них считали ДНД обузой и старались под любым предлогом увильнуть от совместного несения дежурства...
К концу 1980-ых работа ДНД стала приходить в упадок, стало больше формализма. Да и понятие «добровольности» к этому времени почти утратило первоначальный смысл - в учреждениях и на предприятиях в дружинники назначали по разнарядке и «из-под палки». Соответствующим (ироничным) стало и отношение общества к людям с красной повязкой - над ними стали откровенно подтрунивать!
К этому времени страна уже шла вразнос, и дружинники инстинктивно чувствовали, что властям (включая и милицию) стало не до них. А лишение дружинников своей основной льготы - дополнительных дней к отпуску- практически похоронило эту благую идею.
Робкие попытки реанимировать ДНД в ряде регионов в последние пару десятилетий пока ощутимого эффекта не дали. Конечно, сегодня реалии (а вместе с ними преступления и сами преступники) совсем иные. Тем не менее, появление народных дружин (вот где пенсионеры МВД могут оказаться востребованными!) в условиях кадровых проблем в полиции и падающего индекса доверия к ней населения могло бы оказаться реальным шансом для предотвращения возможной катастрофы…
Или я не прав?
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях