Найти тему

Люди советской милиции: укротитель троллейбусов и трамваев

Копаясь недавно в архивах конаковской районной газеты «Заря» (а «Трудный элеМЕНТ» является выходцем из этого района Тверской области), обнаружил в одном из октябрьских номеров за 1965 год вот такую любопытную публикацию.

Фото из архива газеты "Заря"(г.Конаково).
Фото из архива газеты "Заря"(г.Конаково).

Думаю, что вряд ли кто из нынешнего поколения российских полицейских что-то слышал о легендарном ростовском гаишнике Александре Попике. А в Советском Союзе вся страна знала этого человека по многочисленным газетным публикациям. Описание его подвига можно было найти даже в журналах Польши, ГДР и других стран социалистического лагеря. На его имя потоком шли письма из Москвы, Ленинграда и многих других городов огромной страны. И он старался на все отвечать. В это верится с трудом, но начальство даже выделяло старшине специальное время для работы с письмами...

Не правда ли, старшина милиции выглядит внушительно? Фото из открытых источников.
Не правда ли, старшина милиции выглядит внушительно? Фото из открытых источников.

Разумеется, решил «поближе с ним познакомиться».

Могучая фигура старшины милиции Попика (про таких говорят: «косая сажень в плечах» - рост под 190 см и вес около 120 кг) выделялась на одном из самых оживлённых по движению участков Ростова - перекрёстке улицы Энгельса (ныне Большая Садовая) и Будённовского проспекта, невольно внушая водителям уважение к обеспечителю правопорядка и правилам дорожного движения.

Перекрёсток улицы Большой Садовой и Будённовского проспекта - неизменное место несения службы старшины милиции А.Попика. Фото из открытых источников.
Перекрёсток улицы Большой Садовой и Будённовского проспекта - неизменное место несения службы старшины милиции А.Попика. Фото из открытых источников.

Чем же он прославился?

Был обычный пасмурный апрельский день, каковых в 1965 году оказалось немало. Старшина заступил на свой пост, впереди была долгая рабочая смена. Дежурство проходило спокойно, без происшествий. Неожиданно он услышал позади себя крики и трель свистка. Оглянувшись, Попик увидел набиравший скорость трамвай, который нёсся по Будённовскому проспекту от здания цирка к улице Энгельса по крутому спуску. Высунувшись почти по пояс из окна, кондуктор отчаянно дул в свисток. Самое страшное было то, что место водителя оказалось пустым, а переполненный пассажирами трамвай стремительно приближался к оживлённому перекрёстку.

Наш герой - во главе милицейской колонны. Фото из открытых источников.
Наш герой - во главе милицейской колонны. Фото из открытых источников.

Дорога пошла в гору, однако набранной скорости тяжёлому вагону оказалось достаточно, чтобы продолжать движение. Перед старшиной милиции предстала страшная картина: по рельсам мчится неуправляемый трамвай, за которым гонится вагоновожатый, а к перекрёстку по Энгельса приближается троллейбус, который спокойно едет на зелёный свет светофора.

Ещё несколько секунд - и столкновение неизбежно! Старшина мгновенно оценил положение: выход один - остановить троллейбус. Времени на раздумье у служивого было в обрез. Он бросился наперерез к троллейбусу, подавая сигналы «Стой!». Водитель того сразу стал тормозить, но тормозной путь у тяжёлой машины оказался слишком большим, и она продолжала по инерции двигаться к трамвайной линии. Старшина понял, что вскоре произойдёт непоправимое: троллейбус не успеет остановиться и столкнётся с неуправляемым трамваем. А тот на полном ходу мчался к перекрёстку. Десять, пять, три метра... Тогда Попик кинулся к троллейбусу, встал на пути многотонной машины, упёрся руками в её буфер и всего в метре от трамвайных путей остановил её. За спиной старшины, чуть не задев его, прогрохотал трамвай…

Фото А.Попика в одной из советских газет. Фото из открытых источников.
Фото А.Попика в одной из советских газет. Фото из открытых источников.

Однако на этом подвиг старшины не заканчивается. Не успел он отдышаться от эпопеи с троллейбусом, как пришлось вступить в другой поединок - теперь уже с «разгулявшимся» трамваем.

Когда тот докатился до следующего перекрёстка, потеряв на подъёме скорость, он остановился на миг и… покатился назад, всё больше и больше разгоняясь. Что делать? Решение созрело мгновенно! Рядом велись дорожные работы, и старшина, схватив увесистый булыжник, бросился навстречу трамваю. Рискуя потерять руки, он сунул камень под колесо. Там заскрежетало, булыжник отлетел в сторону. Очередная попытка. На этот раз удачно: трамвай остановился, как вкопанный...

Здесь старшина укрощал трамвай. Фото из открытых источников.
Здесь старшина укрощал трамвай. Фото из открытых источников.

А на перекрестке - уже пробка. Попик спешит туда. Минута-другая и всё снова в порядке: жизнь двух улиц входит в нормальный ритм. Как будто ничего и не произошло!

Потом выяснилось, что водитель трамвая захотел пить, остановил трамвай у киоска с водой и пошёл утолять жажду. А тормоза оказались слабыми. На том участке дороги как раз был уклон, трамвай тихо тронулся с места, и вагон с пассажирами самопроизвольно покатился под уклон Будённовского проспекта - сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее набирая скорость.

Безответственность вагоновожатого едва не привела к гибели десятков людей. Но этого не произошло лишь благодаря героическому подвигу старшины милиции Александра Попика, проявившего мужество, находчивость, сноровку и готовность без колебаний пожертвовать собой ради спасения не знакомых ему людей. Которые потом завалили милицейское начальство благодарственными письмами и настоятельными просьбами достойно отметить подвиг старшины. Указом ПВС РСФСР самоотверженный милиционер-богатырь был награждён медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».

Сослуживцы поздравляют старшину милиции А.Попика с высокой наградой. Фото из открытых источников.
Сослуживцы поздравляют старшину милиции А.Попика с высокой наградой. Фото из открытых источников.

Сильный и мужественный человек Александр Павлович Попик прослужил в милиции почти три десятка лет и вышел на заслуженный отдых в 1979 году.

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!