Копаясь недавно в архивах конаковской районной газеты «Заря» (а «Трудный элеМЕНТ» является выходцем из этого района Тверской области), обнаружил в одном из октябрьских номеров за 1965 год вот такую любопытную публикацию.
Думаю, что вряд ли кто из нынешнего поколения российских полицейских что-то слышал о легендарном ростовском гаишнике Александре Попике. А в Советском Союзе вся страна знала этого человека по многочисленным газетным публикациям. Описание его подвига можно было найти даже в журналах Польши, ГДР и других стран социалистического лагеря. На его имя потоком шли письма из Москвы, Ленинграда и многих других городов огромной страны. И он старался на все отвечать. В это верится с трудом, но начальство даже выделяло старшине специальное время для работы с письмами...
Разумеется, решил «поближе с ним познакомиться».
Могучая фигура старшины милиции Попика (про таких говорят: «косая сажень в плечах» - рост под 190 см и вес около 120 кг) выделялась на одном из самых оживлённых по движению участков Ростова - перекрёстке улицы Энгельса (ныне Большая Садовая) и Будённовского проспекта, невольно внушая водителям уважение к обеспечителю правопорядка и правилам дорожного движения.
Чем же он прославился?
Был обычный пасмурный апрельский день, каковых в 1965 году оказалось немало. Старшина заступил на свой пост, впереди была долгая рабочая смена. Дежурство проходило спокойно, без происшествий. Неожиданно он услышал позади себя крики и трель свистка. Оглянувшись, Попик увидел набиравший скорость трамвай, который нёсся по Будённовскому проспекту от здания цирка к улице Энгельса по крутому спуску. Высунувшись почти по пояс из окна, кондуктор отчаянно дул в свисток. Самое страшное было то, что место водителя оказалось пустым, а переполненный пассажирами трамвай стремительно приближался к оживлённому перекрёстку.
Дорога пошла в гору, однако набранной скорости тяжёлому вагону оказалось достаточно, чтобы продолжать движение. Перед старшиной милиции предстала страшная картина: по рельсам мчится неуправляемый трамвай, за которым гонится вагоновожатый, а к перекрёстку по Энгельса приближается троллейбус, который спокойно едет на зелёный свет светофора.
Ещё несколько секунд - и столкновение неизбежно! Старшина мгновенно оценил положение: выход один - остановить троллейбус. Времени на раздумье у служивого было в обрез. Он бросился наперерез к троллейбусу, подавая сигналы «Стой!». Водитель того сразу стал тормозить, но тормозной путь у тяжёлой машины оказался слишком большим, и она продолжала по инерции двигаться к трамвайной линии. Старшина понял, что вскоре произойдёт непоправимое: троллейбус не успеет остановиться и столкнётся с неуправляемым трамваем. А тот на полном ходу мчался к перекрёстку. Десять, пять, три метра... Тогда Попик кинулся к троллейбусу, встал на пути многотонной машины, упёрся руками в её буфер и всего в метре от трамвайных путей остановил её. За спиной старшины, чуть не задев его, прогрохотал трамвай…
Однако на этом подвиг старшины не заканчивается. Не успел он отдышаться от эпопеи с троллейбусом, как пришлось вступить в другой поединок - теперь уже с «разгулявшимся» трамваем.
Когда тот докатился до следующего перекрёстка, потеряв на подъёме скорость, он остановился на миг и… покатился назад, всё больше и больше разгоняясь. Что делать? Решение созрело мгновенно! Рядом велись дорожные работы, и старшина, схватив увесистый булыжник, бросился навстречу трамваю. Рискуя потерять руки, он сунул камень под колесо. Там заскрежетало, булыжник отлетел в сторону. Очередная попытка. На этот раз удачно: трамвай остановился, как вкопанный...
А на перекрестке - уже пробка. Попик спешит туда. Минута-другая и всё снова в порядке: жизнь двух улиц входит в нормальный ритм. Как будто ничего и не произошло!
Потом выяснилось, что водитель трамвая захотел пить, остановил трамвай у киоска с водой и пошёл утолять жажду. А тормоза оказались слабыми. На том участке дороги как раз был уклон, трамвай тихо тронулся с места, и вагон с пассажирами самопроизвольно покатился под уклон Будённовского проспекта - сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее набирая скорость.
Безответственность вагоновожатого едва не привела к гибели десятков людей. Но этого не произошло лишь благодаря героическому подвигу старшины милиции Александра Попика, проявившего мужество, находчивость, сноровку и готовность без колебаний пожертвовать собой ради спасения не знакомых ему людей. Которые потом завалили милицейское начальство благодарственными письмами и настоятельными просьбами достойно отметить подвиг старшины. Указом ПВС РСФСР самоотверженный милиционер-богатырь был награждён медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».
Сильный и мужественный человек Александр Павлович Попик прослужил в милиции почти три десятка лет и вышел на заслуженный отдых в 1979 году.
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!