Представляем вашему вниманию второй в этом году выпуск нашего ежемесячного вестника о главных событиях столичного метростроения и развитии московского транспортного узла.
Приятного чтения!
Топ-10 новостей за прошедший месяц
1. Первая сбойка за 2 последних года!
В течение всего 2023 года в Москве не состоялось ни одного финиша тоннелепроходчсекого щита. И вот наконец свершилось это радостное событие: 27 февраля завершилась проходка левого перегонного тоннеля от станции «ЗИЛ» до станции «Крымская» Троицкой линии.
ТПМК «София» компании АО "Объединение Ингеоком" преодолел 1752 метра. Проходка велась в том числе под Москвой-рекой, Серпуховско-Тимирязевской линией (движение поездов на ней не прекращалось) и путями Павелецкого направления МЖД.
А вот информацией о ходе проходки соседнего правого тоннеля порадовать не получится - у тоннелепроходческого комплекса "Александра" в конце сломался опорный подшипник. Поломка произошла всего в 347 метрах до финишного рубежа на «Крымской».
К счастью щит до поломки успел преодолеть техническую зону РЖД, и теперь рядом со станцией «Верхние Котлы» Павелецкого направления ведётся раскрытие ремонтного котлована над головной частью щита.
Продолжаются работы по ограждающим конструкциям ремонтного котлована - работают сразу две буровые установки. Параллельно выполнены работы по срезанию склона, установлено временное ограждение из досок в составе шпунтового ограждения.
Замена - головная часть от другого ТПМК - уже доставлена на площадку станции «ЗиЛ» и впоследствии будет перебазирована на площадку ремонтной камеры у «Верхних Котлов».
2. Какие станции метро откроются в этом году - корректировка планов Стройкомплекса
Строительство станции «Потапово» Сокольнической линии метро планируется завершить к осени этого года. Таким образом, открытие состоится не ранее Дня Города 2024.
Станция находится в высокой стадии строительной готовности. Внутри вовсю ведутся отделочные работы, а снаружи монтируется сложный металлокаркас станции.
После запуска «Потапово» Метрополитен планирует увеличить парность движения поездов на участке «Саларьево» - «Потапово» и уменьшить интервал в пик на этом участке до 3 минут 30 секунд. Таким образом, поездов, следующих до станции «Саларьево», в графике будет меньше. Дальнейшее же сокращение интервалов станет технически реализуемо только после ввода электродепо «Столбово».
Участок «Новаторская» - «Тютчевская» Троицкой линии планируется к открытию до конца этого года.
О готовности участка подробнее:
В оборотных тупиках за станцией «Новаторская» уже уложены стрелочные переводы. Осталось смонтировать контактный рельс и оборудование метрополитена.
На самой станции смонтированы эскалаторы, отделка приостановлена.
«Университет Дружбы Народов». На потолке станционного зала смонтированы декоративные вентиляционные решетки
Полностью завершены работы по мозаичному панно на тему дружбы народов над эскалаторным наклоном северного вестибюля. Демонтированы леса, с которых осуществлялся набор мозаики.
На станции «Генерала Тюленева» смонтированы эскалаторы, подключены светильники на них.
Из отделки на платформе остался только потолок. В вестибюле отделка только началась. Продолжаются работы по возведению монолитных конструкций единственного выхода станции.
На «Тютчевской» (проектн. «Славянский Мир») в кассовом зале станции продолжается монтаж потолочных панелей и светильников.
Началась облицовка колонн камнем. На потолке коридора промежуточного уровня (между лестницей с платформы и эскалатором на уровень наземного вестибюля) монтируются ламели. Начался монтаж лифтов. Снаружи на фасаде наземного вестибюля ведётся монтаж подсистемы для последующей облицовки панелями.
На навигационных лайтбоксах на станциях Большой Кольцевой линии Троицкая линия уже обозначается.
А вот ввод второго участка Троицкой линии из трёх станций «Корниловская», «Бачуринская» и «Коммунарка», по нашей информации, перенесен на II квартал 2025 года.
В тоннелях верхнее строение пути готово ещё не на всём протяжении участка.
На «Корниловской» (проектн. «Мамыри») смонтирован входной павильон южного вестибюля (ближе к въезду на территорию "Фуд Сити"), начались отделочные работы на платформе.
На соседней «Бачуринской» активными темпами ведутся отделочные работы, а именно монтаж крупноформатных панелей на потолке. Уже смонтированы половина потолочных панелей на платформе – 1600 м² из 3200 м². Завершается раскрытие котлована на самом последнем (по готовности) выходе №3.
На временно конечной станции Троицкой линии «Коммунарка» осталось залить бетоном последний участок свода над платформой. Над эскалаторным наклоном полностью залито верхнее перекрытие. Разбираются леса над эскалаторами. Ведётся установка опалубки для укладки бетона будущего верхнего перекрытия кассового зала. Начались работы по выходу в город.
Открытие участка «Новаторская» - «ЗиЛ» Троицкой линии, предварительно, уходит на вторую половину 2025.
3. Перенос сроков открытия пересадки на «Электрозаводской»
Нам стало известно о корректировке срока завершения строительно-монтажных и пусконаладочных работ по строительству пересадки между станциями «Электрозаводская» Большой Кольцевой и Арбатско-Покровской линий: теперь все работы должны быть завершены подрядной организацией не в первом квартале этого года, как это планировалось ранее, а до 31.12.2024.
4. Ближайшие и дальние перспективы - корректировка Генплана Москвы
В начале месяца в этом репортаже телеканала "Москва-2024" Институт Генплана Москвы невольно выдал свои долгосрочные мечты-планы по развитию московского метро.
Мы уточнили ряд деталей у наших инсайдеров, имеющих отношение к проектированию метрополитена, и расскажем вам о самых актуальных планах, вынашиваемых в "кулуарах планирования":
- Планы по соединению Троицкой и Некрасовской линий действительно более не актуальны. Теперь рассматривается вывод Троицкой линии на Шоссе Энтузиастов, условно эту новую линию называют "Троицко-Балашихинская", однако, согласно представленной схеме, еë восточный хвост придет не подмосковную Балашиху а во вполне себе московские районы – Ивановское, Восточное Измайлово и посëлок Восточный.
- Продление Сокольнической линии в посёлок Восточный более не рассматривается.
- От продления за станцию метро «Потапово» до Бутовской линии, которое фигурировало в предыдущих редакциях схем Генплана, было принято решение отказаться.
- Продление Некрасовской линии в центр на данный момент не определено.
- Продление Солнцевской линии за ст. «Аэропорт Внуково» действительно ранее рассматривалось. Однако, более не рассматривается.
- От реализации хорды «Сколково - Мытищи» окончательно отказались.
- Планы по формированию центрального участка Бирюлëвско-Рублëвской линии через «Тульскую», «Шаболовскую» и «Фрунзенскую» остаются актуальными.
- Реализацию проекта Бирюлёвской линии откладывать пока не планируют.
Подробнее о каждом из проектов с иллюстрацией на схемах можно ознакомиться в этом материале.
5. Опубликована программа развития транспорта Москвы до 2030 года
Планируется открыть 39 станций метро.
В новой программе МЦД-5 не упоминается совсем. Вместо этого говорится следующее: "Мы рассмотрим варианты и примем решение о включении в тарифную систему московского транспорта Ярославского и Павелецкого направлений железной дороги. Всего - 39 станций. В результате билетная система московского транспорта охватит все пригородные направления. Это позволит пассажирам принимать решение о своем маршруте исходя из времени и удобства, а не стоимости поездок".
В 2024 г. на линии метро выйдет состав новой серии «Москва-2024», а в 2026 -30 гг. планируется разработать новую модификацию поездов метро с элементами беспилотного управления.
В ближайшее время на новые диаметры выйдет новый поезд МЦД «Иволга 4.0» – первый городской электропоезд с тремя дверями в промежуточных вагонах.
Дальнейшая модернизация электробусов будет сконцентрирована на увеличении доли комплектующих отечественного производства, включая тяговую батарею. Электробусы следующих поколений получат увеличенный запас хода, большее количество посадочных мест, а также элементы беспилотного управления.
Планируется, что к 2030 г. современный и комфортный подвижной состав будет составлять 100% парка городских электробусов и трамваев, 100% поездов МЦД и 95% вагонов метро.
Будет введено ещё 5 маршрутов регулярного речного электрического транспорта.
Подробнее с программой можно ознакомиться здесь.
6. Новый облик станции «ЗиЛ» Троицкой линии
Наконец утверждена концепция оформления станции. Это означает, что далее в проект могут быть внесены незначительные изменения.
По сравнению с предыдущим вариантом изменены цветовые решения, изменено оформление путевых стен. Грузовик «ЗИС-5» будет запечатлен на одной из них. Также продукция завода будет увековечена на потолочных панелях над лестницами пересадки.
Детали панно:
Кроме того, на платформе станции установят два макета автомобилей.
Канал дымоудаления на станции будет проходить только с одной стороны.
На данный момент общая строительная готовность станции составляет 50%. Сейчас завершается устройство ограждающих конструкций, ведется выемка грунта и крепление котлована, устройство основных конструкций будущей станции и обратная засыпка. Все основные работы должны завершиться до конца этого года.
Начались активные работы по разработке котлована оборотных тупиков за станцией.
7. Скоро для пассажиров полноценно откроется северный вестибюль станции «Яхромская»
Спустя полгода после открытия, северный вестибюль станции «Яхромская» Люблинско-Дмитровской линии всё ещё работает только на выход. Полноценно же открытие вестибюля вместе со входным павильоном №2 (со стороны ЖК «Летний Сад») запланировано на апрель.
8. Что нового на «Авиамоторной» БКЛ?
Завершены строительно-монтажные работы во втором вестибюле станции «Авиамоторная» БКЛ. В марте начинается заключительный этап – передача технических помещений Московскому метрополитену.
Хоть и не ударными темпами, но всё же идут работы на подземной пересадке на одноимённую станцию Калининской линии. Над лестницей, ведущей с уровня платформы «Авиамоторной» Калининской линии на уровень пересадочного коридора, начались работы по сооружению люнета. Выполнено армирование, впереди монтаж опалубки и заливка бетоном.
9. "Движения" трамвайных путей в связи со строительством Троицкой линии
В выходные дни трамваи не ходят по Большой Черёмушкинской улице.
Это связано с началом строительных работ на перегоне «Академическая» - «Крымская» Троицкой линии. На площадке № 9 в месте пересечения с ул. Винокурова будет возводиться установка тоннельной вентиляции. Для раскрытия котлована в выходные дни ведутся работы по врезке стрелок на трамвайных путях.
На следующем этапе на отрезке вдоль стройплощадки будет действовать только один реверсивный путь - то есть трамваи при движении в центр и из центра будут проезжать участок поочередно, а перед заездом на путь с обеих сторон будут установлены стрелочные переводы.
10. Завершены все работы над станцией «Новаторская»
В течение всего месяца мы пристально наблюдали за ходом подготовительных работ к восстановлению проезжей части по основному ходу Ленинского проспекта по направлению "в центр" в прежних границах непосредственно над станцией «Новаторская» Троицкой линии и оборотными тупиками за станцией.
Драматичность сему событию добавил следующий факт - первоначально движение должны были перенести ещё в декабре 2023.
И вот, 29 февраля движение движение по Ленинскому проспекту по направлению «в центр» наконец вернулось в своё прежнее "русло".
Но в целом работы здесь далеки до завершения - ещё предстоит построить подземные переходы южного и северного вестибюлей под проспектом, затем перенести движение "в область" и возвести на чётной стороне проспекта выходы и венткиоски.
Прочие события
В прошедшем месяце на нашем канале мы опубликовали сразу два больших репортажа: о посещении нового музея «Подземная Москва»
и об экскурсии на станции первой очереди Троицкой линии
Начались работы по ремонту облицовки путевых стен на станции «Красносельская» Сокольнической линии
По словам Дептранса, стены этой станции Сокольнической линии ждёт полноценная реставрация.
«Красносельская» - одна из первых станций московского метро, она открылась 15 мая 1935 года. В ходе реставрации путевых стен будут воссозданы утраченные фрагменты оригинальной керамической плитки, чтобы вернуть станции первоначальный вид. При производстве нового материала технологи добиваются максимального сходства между исторической плиткой 1930-х годов и новой. Оригинальную плитку обжигали в горнах, и из-за неравномерности температур получался «разнотон» глазурей. Сейчас для получения такого же эффекта нужно составлять десятки рецептов глазурей. Именно игра разных оттенков плитки создает неповторимый стиль путевых стен.
Также в ближайшее время обновление ждёт станции «Третьяковская», «Бибирево», «Беговая», «Рязанский Проспект». Подробнее о том, какие именно работы будут выполняться и почему их решили проводить именно на этих станциях - рассказали в этом материале.
Работы на всех станциях будут выполняться без полного закрытия и прекращения движения поездов - исключительно в ночные окна.
В преддверии проходки нового ствола
На площадке №3 на Ленинском проспекте перегона «Академическая» - «Вавиловская» Троицкой линии (строительство водоотливной установки) в течение месяца был доставлен и собран вертикальный стволопрохочдсекий комплекс. По состоянию на конец февраля смонтирована лебёдка энергетических линий проходческого комплекса, начат завоз блоков обделки. Проходка ствола начнётся в ближайшие дни.
Само притоннельное сооружение расположится в уровне тоннелей на глубине 26 метров.
Перенесено движение на «Вавиловской»
Движение по улице Панфёрова в месте пересечения с Ленинским проспектом перепущено на временную трассу над готовым верхним перекрытием станции.
Перенос движения позволил в том месте, где ранее проходила проезжая часть, приступить к раскрытию котлована и последующему возведению монолитных конструкций на оставшемся, последнем участке будущей станции.
В целом готовность основных конструкций станции высока, Например, так по состоянию на конец февраля выглядит блок служебных помещений станции. Первые 2 фото сделаны с уровня будущих путей перегона до «Новаторской».
Воссоединение двух котлованов на «Академической»
На площадке соседнего станционного комплекса «Академическая» Троицкой линии начался долгожданный новый этап работ - началось раскрытие котлована в центральной части. Ведётся демонтаж стены в грунте между западной и центральной частями. Раскрытие ведется по направлению от западной части котлована к восточной.
Предлагаем сравнить прогресс за месяц:
Первые постоянные кольца второго наклона «Рижской» БКЛ
Продолжается строительство второго выхода станции «Рижская» Большой Кольцевой линии, пересадочного на станции МЦД.
Смонтировано 30 из 165 колец наклонного хода из чугунных тюбингов диаметром 10,5 метров. Но при этом постоянных колец установлено только 6, так как верхние кольца в месте размещения наземного вестибюля впоследствии будут демонтированы.
Напомним, в первом вестибюле станции, расположенном под Рижской площадью, длина эскалаторов составляет 95 метров. Второй вестибюль будет наземным, поэтому для его соединения со станционным комплексом предусмотрены подъемные механизмы большей длины – она достигнет порядка 129 метров. По этому параметру их обгоняют только 130-метровые эскалаторы, размещенные на соседней станции БКЛ метро – «Марьина Роща».
Подвижки на втором вестибюле «Физтеха»
В строящемся северном вестибюле станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии выполнена бо́льшая часть работ по монтажу металлоконструкций навеса и конусообразных колонн над входом в вестибюль. Ведётся монтаж направляющих, на которые будут крепиться будущие панели фасада здания.
Готов монолит поста электрической централизации электродепо «Столбово»
Пост электрической централизации – сердце электродепо. В нем будет расположено оборудование автоматики движения поездов, а также главный диспетчерский пункт. Здание панорамно застеклят – такое решение позволит обеспечить хороший обзор для сотрудников, управляющих поездами.
Трехэтажный пост строят у начала веера путей. Отличный обзор поможет специалистам эксплуатирующих служб быстро определять, какой состав куда направить.
Продолжается строительство отстойно-ремонтного корпуса для составов.
Также ведётся проходка соединительной ветви электродепо «Столбово» и Троицкой линии метро. Тоннелепроходческий механизированный комплекс S-798 "Ольга" практически полностью скрылся в тоннеле. Активно вагонетками выдаётся порода.
В южном вестибюле станции «Кутузовская» МЦК решили переложить плитку на стене возле эскалатора
Причем взамен взамен отделки из камня монтируются панели.
Начало обновления составов на Замоскворецкой линии намечено на март
По планам, 11 марта на линию выйдут 2 состава «Москва-2024».
Стало известно, как будет выглядеть снаружи и внутри отечественный высокоскоростной поезд
Российский завод "Уральские локомотивы" показал макет и интерьер планируемого к строительству высокоскоростного поезда. В нем восемь вагонов и четыре класса.
Первой ВСМ - Москва-Петербург - нужно 44 таких поезда, еще трем планируемым к строительству из столицы в Екатеринбург, Адлер, Минск - до 250 составов.
Планируется, что поезда будут ходить по ВСМ Москва - Санкт-Петербург с частотой 10-15 минут.
Продолжается процесс надвижки пролетного строения будущей надземной галереи пересадки между станциями «Текстильщики» Большой Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий
Большая часть будущего перехода уже собрана. Пролёт уже продвинулся до временной опоры, разделяющей проезжую часть Люблинской улицы. На стапеле собран очередной новый сегмент.
«Бульвар Генерала Карбышева» Рублёво-Архангельской линии
Напротив д. 41 по ул. Маршала Тухачевского завершается раскрытие участка котлована. Дальше (с торца бульвара) работы не ведутся.
В восточной части площадки временно складируется извлечённый из котлована грунт, а уже затем перегружается в самосвалы и вывозится на специальные полигоны.
А на перегоне «Народное Ополчение» (проектн. «Проспект Маршала Жукова») – «Бульвар Генерала Карбышева» РАЛ ведётся перекладка коммуникаций для последующего строительства притоннельных сооружений.
Геологоразведка на Бирюлевской линии выходит на новые рубежи
В течение месяца велись геологические изыскания непосредственно на проезжей части Каширского шоссе - по трассе будущего тоннеля перегона «Москворечье» - «Кавказский Бульвар».
Власти Москвы выставили на торги право застройки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Петровско-Разумовская»
На торги выставлены сразу же два участка. На одном из них можно построить многофункциональный комплекс с гостиницей общей площадью 74 800 м² и с максимальной высотой застройки в 150 метров, а на втором может появиться многофункциональный деловой комплекс на 100 000 м² и максимальной высотой в 200 метров.
Завершить строительство на обеих площадках планируется в 2028 году. За это время победитель торгов должен будет заплатить 2,65 млрд рублей арендных платежей за участки.
Начальная цена лота – 438,5 млн рублей.
Торги пройдут 8 апреля. Заявки на участие в них принимаются до 22 марта.
Напомним, что девелоперская компания «Пионер» ещё в начале 2020 года объявляла тендеры на выбор генподрядной организации для реализации масштабной застройки ТПУ, но работы так и не начались.
Станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии ждёт замена эскалаторов
Речь идет о восточном её вестибюле. Весь комплекс работ займёт 15 месяцев. Помимо замены эскалаторов, в восточном вестибюле станции также планируются работы по ликвидации течей.
В подуличном переходе южного вестибюля станции «Пражская» Серпуховско-Тимирязевской линии продолжается замена отделки на мрамор после предыдущего обновления
Прощание с "Новогодним Ёжиком"
Метрофанаты трогательно проводили "в последний путь" состав Еж-3 на станции «Планерная» Таганско-Краснопресненской линии - полюбившийся многим "Новогодний поезд" списывают в связи с завершением срока эксплуатации.
Таким был метростроительный февраль 2024. Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).