На протяжении многих лет некоторые артисты обращались в суд, чтобы защитить свои песни от обвинений в воровстве. Собрали несколько самых известных судебных дел и исков в музыке.
Джордж Харрисон и The Chiffons
Харрисон стал первым из легендарной «четверки», чей хит My Sweet Lord стал массовым в 1970 году, но вскоре его постигла неудача, когда ему указали на то, что песня очень похожа на хит американской группы The Chiffons He's So Fine 1962 года.
За этим последовало длительное судебное разбирательство, осложненное тем, что бывший менеджер The Beatles Аллен Кляйн, впоследствии ставший владельцем издательского права, фактически попытался продать песню обратно Джорджу. В сентябре 1976 года судья признал, что Харрисон «подсознательно» украл мелодию, но финансовые дела были улажены лишь за пару лет до смерти музыканта в 2001-м.
Led Zeppelin и Spirit
В 2016 году Led Zeppelin попали в заголовки газет после того, как их вступление к хиту 1971 года Stairway To Heaven обвинили в поразительном сходстве с инструментальной композицией американских психо-рокеров Spirit – Taurus 1968-го.
Судья решил, что песни не имеют «существенного сходства» друг с другом, и это позволило Роберту Планту и Джимми Пейджу сэкономить огромную сумму авторских отчислений – ведь альбом Led Zeppelin IV был продан тиражом более 23 миллионов экземпляров только в США. В 2018-м была подана апелляция, но в марте 2020 года суд подтвердил первоначальное решение: Пейдж и Плант не крали рифф.
The New Seekers и Oasis
Летом 1994 года Oasis произвели фурор своим синглом Shakermaker, но вскоре люди обратили внимание на то, что вступление очень похоже на песню I'd Like To Teach The World To Sing.
Композиция, изначально написанная в 1971 году для рекламы Кока-Колы, была хитом группы The New Seekers. Галлахерам пришлось заключить с авторами мировое соглашение – некоторые источники называют сумму в полмиллиона долларов. По легенде Oasis, Ноэль теперь говорит: «Мы предпочитаем Pepsi».
Killing Joke и Nirvana
Killing Joke не могли не заметить, что рифф к их треку Eighties 1984 года очень похож на рифф из Come As You Are группы Nirvana, которая вошла в их альбом Nevermind и позже была выпущена в качестве сингла.
Несмотря на заявления о том, что Nirvana подадут иск, до суда дело так и не дошло, а после смерти Курта Кобейна и вовсе было прекращено.
Wire и Elastica
Бритпоп-группа Джастин Фришман демонстрировала влияние пост-панка, но в случае с их хитом 1994 года сходство с классической песней Wire Three Girl Rhumba 1977 года было слишком близким.
Лана Дель Рей, Radiohead и отец Альберта Хаммонда
Американская певица Лана Дель Рей оказалась втянута в судебную тяжбу по поводу предполагаемого плагиата, на этот раз из-за песни Get Free из ее альбома 2017 года Lust For Life. Утверждается, что композиция напоминает классическую песню Radiohead 1992 года Creep. Спор был урегулирован в марте 2018-го, и Дель Рей заявила со сцены: «Теперь, когда мой судебный процесс закончен, я могу петь эту песню в любое время, когда захочу, верно?»
Это довольно иронично, ведь Альберт Хаммонд (отец Альберта Хаммонда-младшего из The Strokes) написал песню The Air That I Breathe вместе с Майком Хейзелвудом в 1972 году. Манчестерская группа The Hollies подняла песню на 2-е место в британских чартах в 1974-м, но издатели дуэта заметили сходство с песней Radiohead Creep, и теперь авторство песни приписывают им.
Robin Thicke And Pharrell и Марвин Гай
Совместная работа Робина Тика с Фареллом Уильямсом и TI в 2012 году получила широкую огласку благодаря клипу с участием супермоделей топлесс, но сам трек привлек к себе нежелательное внимание, когда семья Марвина Гая заявила, что композиция звучит похоже на хит легенды соул-музыки 1977 года Got To Give It Up.
Судебная тяжба длилась два года, пока присяжные не присудили компенсацию в размере почти 5 миллионов фунтов стерлингов. Тик и Уильямс утверждали, что их трек был вдохновлен лишь «чувством» композиции Гая, но безрезультатно.
Это вызвало беспокойство среди авторов песен относительно того, что теперь представляет собой композиция – последовательность аккордов или просто «атмосфера»? Однако закон об авторском праве остался фактически таким же, каким он был до вынесения решения, что, должно быть, вызвало несколько вздохов облегчения по всему миру.
Джо Сатриани и Coldplay
Coldplay получили два отдельных обвинения в плагиате Viva La Vida: одно от американской группы Creaky Boards, а другое от легендарного гитариста Джо Сатриани.
Первое было быстро опровергнуто (у Coldplay были демо-записи, предшествовавшие треку Creaky Boards), но второе – совсем другое дело.
«Это было словно кинжал, вонзившийся в мое сердце», – говорил Джо. Однако после обращения в суд судья прекратил дело «по соглашению сторон», и вопрос был урегулирован во внесудебном порядке.
The Rutles и Oasis
Галлахеры выпустили эту песню в качестве сингла на Рождество 1994 года. Однако издатели EMI заметили сходство мелодии с композицией покойного Нила Иннеса How Sweet To Be An Idiot 1973-го и попросили у него право на соавторство.
Джон Леннон и Чак Берри
Главным вкладом Леннона в альбом The Beatles Abbey Road 1969 года стала песня Come Together, которая открывалась словами «Here come old flat-top, He come groovin' up slowly». Издатель песен Моррис Леви заметил, что это и ритм песни имеют сходство с композицией You Can't Catch Me 1956-го его клиента Чака Берри.
В песне Берри есть строчка: «Here come a flat-top, he was movin' up with me», поэтому было начато судебное разбирательство. Леннон урегулировал вопрос во внесудебном порядке, согласившись записать некоторые из песен, которые Леви хотел опубликовать в виде альбома каверов, но сессии сорвались, и Леннон попытался выйти из сделки.
Разозленный издатель попытался выпустить записи в виде альбома на своем собственном лейбле, но в дело вмешалась звукозаписывающая компания Леннона Capitol, которая подала на Леви в суд и выпустила свой собственный LP каверов Rock 'N' Roll в 1975 году.
Автор: Лапенкова Ольга
Читать также: