Ни для кого не секрет, что многие именитые песни были украдены. Композиции, присвоенные другими артистами, превращались в легендарные хиты, зачастую ценой потерь денег, славы или признания реальных авторов. Плагиат и воровство – весьма спорные вопросы в популярной культуре, но они возникали, возникают и буду возникать всегда.
Не хотим никого осуждать, поэтому просто приведем примеры известных песен, которые были украдены у их авторов.
Lindsey Buckingham – Swan Song
Линдси Бакингем был важной частью Fleetwood Mac, но после его ухода из группы в 2018 году музыкант не стал почивать на лаврах, а начал работать над седьмым сольным альбомом. Его пластинка пришлась по душе слушателям, но два человека оказались недовольны песней Swan Song.
Джордон Задорозны из Blinker the Star и Брэд Ланер из Medicine связались с Бакингемом, когда Задорозны заметил, что его песня очень напоминает написанную ими композицию за 20 лет до этого. В те времена Линдси был продюсером группы, и в итоге суд признал, что он по ошибке присвоил себе их песню, приняв за свою. Задорозны с этим согласился.
The Strokes – Last Nite
Last Nite The Strokes стала хитом, определившим начало нового тысячелетия, однако многие слушатели быстро отметили, что она практически целиком содрана с American Girl Тома Петти.
Джулиан Касабланкас, фронтмен группы, не скрывал того, что они нагло приватизировали песню Петти, и его честность была глотком свежего воздуха, но ему безусловно повезло, что автор был совершенно не против этого. В интервью Rolling Stone в 2008 году он сказал:
The Strokes взяли American Girl за основу Last Nite, было интервью с ними, где они открыто это признали. Я так смеялся. Я подумал: «Окей, молодцы». Меня это вообще не беспокоит.
Rod Stewart – Do You Think I’m Sexy
Род Стюарт неумышленно украл Do You Think I’m Sexy, но открыто признался, что подсознательно сплагиатил работу бразильского музыканта Хорхе Бен Жора. Будучи в Бразилии, он услышал его трек Taj Mahal, и он засел у него в голове, а потом лег в основу Do You Think I’m Sexy. К чести Стюарта, он открыто это признал, урегулировал дело в суде и передал все средства с продажи трека на благотворительность.
Billie Eilish – Bury a Friend
Невозможно не заметить, что мелодия этой песни абсолютно идентична People Are Strange The Doors. На Spotify эта композиция является самой популярной в репертуаре группы, так что неудивительно, что Айлиш и ее брат Финнеас хорошо ее знают. Возможно, певица неумышленно использовала ту же мелодию, но даже если это и произошло неосознанно, это просто удивительное совпадение.
New Order – Blue Monday
Blue Monday – одна из самых влиятельных песен 80-х, на нее опираются многие инди и танцевальные музыканты. Однако когда речь заходит о том, откуда черпали вдохновение авторы, участники группы не могут прийти к единому мнению.
Питер Хук говорит, что они украли ее у Донны Саммер. По его словам, был использован ее бисайд, хотя на самом деле – основной сингл Our Love. Бернард Самнер в свою очередь утверждает, что частично песня была позаимствована из Dirty Talk проекта Klein + MBO, частично – это диско-классика Sylvester You Make Me Feel (Mighty Real), а легендарное вступление содержит сэмпл из Uranium Kraftwerk. Клавишница Джиллиан Гилберт не согласна и считает, что басовая линия Хука взята из саундтрека Эннио Морриконе.
Однако исходная точка – это творение Gerry and the Holograms, группы, состоящей из сатирика Кристофера Попа Ли и Джона Скотта. New Order были лично знакомы с Ли, и, возможно, это спасло их от судебного разбирательства
The Bee Gees – How Deep Is Your Love
Песня The Bee Gees была абсолютным хитом в США, занимала лидирующие позиции в чартах Великобритании и Австралии. Однако через шесть лет после ее выхода разгорелся скандал, когда музыкант из Чикаго Рональд Селле подал в суд на братьев Гибб, утверждая, что те украли его демо Let It End 1975 года. К сожалению для него, дело вскоре было закрыто, поскольку не удалось доказать ни связь, ни достаточное сходство между песнями. Селле не успокоился и подал апелляцию, но ему вновь отказали, сославшись на то, что у музыканта есть другие демо, похожие на песни The Bee Gees, вышедшие раньше.
George Harrison – My Sweet Lord
Делани Брамлетт утверждает, что Джордж Харрисон был за сценой одного из шоу его дуэта Delaney & Bonnie в 1969 году, когда он начал наигрывать мелодию из He’s So Fine The Chiffons и напевать «my sweet lord, oh my lord». Через два года после этого он услышал по радио песню Харрисона My Sweet Lord и позвонил ему, чтобы сказать, что не думал, что тот использует эту мелодию.
В 1971 году издатель He’s So Fine Bright Tunes Music подали в суд на Харрисона. Менеджер The Beatles Аллен Кляйн встретился с президентом компании и предложил от имени Харрисона выкупить весь каталог разоряющейся фирмы, но получил отказ. Впоследствии Харрисон предложил Bright Tunes 148 000 долларов, что составляло 40% дохода от песни в США. Однако компания хотела 75% дохода по всему миру и права на песню.
Харрисон, который на тот момент уже разошелся с Кляйном, не знал, что его бывший менеджер втайне выкупил Bright Tunes Music. Это было прямое нарушение финансовых обязательств между ним и клиентом, и суд это признал. Кляйн выплатил Харрисону 587 000 долларов в качестве компенсации, ровно столько же, сколько он заплатил за компанию.
The Beach Boys – Surfin’ USA
Брайан Уилсон признавался, что эта песня – трибьют Чаку Берри, однако его акт уважения кумиру не оценили по достоинству, и юристы музыканта увидели все в ином свете. В итоге это вылилось в одно из первых серьезных судебных разбирательств в истории популярной музыки. The Beach Boys смогли урегулировать дело, отказавшись от прав на песню, и имя Берри стало вскоре появляться на всех изданиях сингла.
Elvis Presley – Hound Dog
Эта песня является одной из самых коммерчески успешных в творчестве Пресли. Всем известно, что ее написал не сам Элвис, но не все знают, что настоящие авторы не увидели никакого дохода.
Песню сочинили Джерри Либер и Майк Столлер в 1952 году. Вскоре после ее появления на свет права не трек получил владелец Peacock Records Дон Роби и Биг Мама Торнтон, версия которой впервые популяризовала его. Виновником такой несправедливости стал продюсер Джонни Отис, которому Либер и Столлер передали свою песню в надежде, что он поможет им пробиться. Отис же поставил свое имя на песне и продал ее Дону Роби. Вплоть до своей смерти в 2012 году Отис утверждал, что он полностью переписал текст песни.
Это еще одна история о том, как опасно заключать сделку с дьяволом.
John Barry – The James Bond Theme
Возможно, это самая легендарная тема к фильму всех времен. Она звучала во всех картинах про Джеймса Бонда, но если происхождение персонажа хорошо известно, то откуда взялась музыка – большой вопрос.
В 2001 году Джона Барри, официального автора, привлекли к суду. Монти Норман заявил, что автором музыки на самом деле является он. Судья потребовал от Барри объяснений о том, как ему удалось сочинить песню, настолько похожую на композицию Нормана Bad Sign, Good Sign, которая вышла пятью годами ранее. Барри в итоге пришлось признать, что он использовал рифф Нормана.
Барри в итоге проиграл дело и выплатил Норману 30 тысяч фунтов, что кажется слишком маленькой суммой по сравнению с доходами, которые приносили фильмы франшизы все эти годы.
Автор: Катерина Гафт
Читать также: