Найти в Дзене
Смысл в кино

В чем смысл фильма Бедные-несчастные

Оглавление

Картина эпатажного режиссера Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» собрала восторженные отзывы критиков, в то время как у зрителей фильм вызывает сумбурные чувства. Кто-то теряется в догадках, почему ЭТО получило 10 номинаций на премию Оскар, а кто-то считает, что арт-хаусная комедия вполне себе может занять место в рядах классики.
Но главное, никто не остался равнодушным, а это большой признак фильма, который стоит посмотреть, чтобы, как минимум, сделать свой вывод.

Постер к фильму Бедные-несчастные взят из ТГ канала @poster_pron
Постер к фильму Бедные-несчастные взят из ТГ канала @poster_pron

В целом фильм снят в специфическом стиле повествования. Но это узнаваемый почерк Лантимоса. Он действительно выпускает работы, высмеивающие клише общества, как например "Лобстер", причем в очень изобретательном и даже смущающем формате, что остается только думать
«А что это было?».

Откровенно говоря, после прошлогодней премии Оскар, на которой победила шикарная, но в то же время безумная лента Дэниэлов «Все, везде и сразу», удивляться больше нечему. И «Бедные-несчастные» являются чуть ли не главным конкурентом для «Оппенгеймера».

Также существует мнение, что новая работа Йоргоса Лантимоса - это та же «Барби», только героиня в ней еще более странная, чем «странная Барби», и уж точно не для семейного просмотра.

Кадр из промо ролика премии Оскар
Кадр из промо ролика премии Оскар

И отчасти в этом есть доля правды, ведь обе картины поднимают вопрос неидеальности и поиска себя в этом мире. Обе утрированные. И обе говорят о месте женщины в обществе.

Однако, «Бедные-несчастные» - лента с более глубокой психологией и философией.
И разобраться в этом точно стоит, поэтому предлагаю поговорить о смыслах фильма.

Фильм ведет несколько смысловых линий, и основной можно назвать - путь психики человека к целому состоянию.

Синхронизация с материальными частями

В реальности весь путь развития психики занимает не один десяток лет жизни человека, но наша героиня - ребенок во взрослом женском теле, созданный искусственно. И взросление происходит в ускоренном темпе, но именно это и интересно.

И сначала идет развитие тех частей, которые связаны с материальным миром.

Подсказки лежат в области красок и цветокоррекции картины. И первая часть фильма движется в черно-белом стиле.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Это те детские воспоминания, которые сохраняются в памяти как беззаботные черно-белые фотографии. В это время ребенок полностью зависит от родителей, и зачастую все воспоминания корректируются и рассказываются под их углом восприятия.

В это время психика человека проходит первые стадии развития, которые связаны с телом и материальным миром. Это можно сравнить с постепенным раскрытием чакр.

И самое первое, что обретает Белла - свое право жить и существовать в этом мире.

Кадр из фильма Бедные-несчастные
Кадр из фильма Бедные-несчастные

Кстати, этот кадр цветной, потому что момент рождения - не ее воспоминание, а Годвина Бакстера.

Она осознает себя как живое существо, определяется в безопасности этого мира. В ней проявляется животное начало, потому она с легкостью прихлопывает лягушку или кромсает труп скальпелем.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

С одной стороны, это ужасает, но с другой - это часть процесса отделения человека от животного, когда постепенно обретается понимание ценности жизни - это очень хорошо показано в фильме «Весна, лето, осень, зима и снова весна».

Далее открывается вторая чакра, которая отвечает за удовольствие, за все «хочу», эмоциональные страсти и всплески, в том числе и за зарождение сексуального интереса. В Белле это начинает проявляться через непримиримое и даже агрессивное «дай»: то гулять, то мороженое.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Она начинает чувствовать возбуждение и исследует свое тело как источник плотских радостей.

Третий этап взросления приводит к развитию части психики, которая проявляется в виде воли человека, он начинает чувствовать свое право выбирать, идти к целям, достигать желаемого.

Именно здесь Белла собирается покинуть дом, в котором росла ее психика, она проявляет свою волю и хочет свободы.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Все эти три уровня психики неразрывно связаны с телом, то есть происходит синхронизация с материальным. Она начинает более уверенно говорить, понимать, чего она хочет, встает постепенно на ноги.

И самое важное, что все части психики не включаются/выключаются по очереди, а постепенно наслаиваются друг на друга, работают в совокупности. Поэтому она чувствует, что с Дунканом будет небезопасно, при этом хочет заманчивых утех с ним, и проявить свою волю - и все это одновременно.

С момента ее ухода из дома, черно-белый мир превращается в насыщенно красочный. Для нее все новое, неизвестное, непознанное, а потому кажется таким ярким.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Лиссабон открывается ей в волшебных розово-голубых тонах.

При этом она готова двигаться дальше в своем развитии, ее потенциал растет. Уходя из отеля, исследуя незнакомый город, она стремится увидеть мир с новых его сторон, чтобы это помогло расширить угол зрения.

Кстати, интересное примечание, что съемка фильма происходит в том числе на широкоугольный объектив, показывая тем самым, что мир и события шире, чем мы можем увидеть.

И погуляв по Лиссабону, она говорит, что нашла только сахар и насилие, что в какой-то степени говорит о том переходе, к которому она уже готова внутренне. Познавать мир и себя шире.

И с одной стороны, находясь с Дунканом, она укрепляет материальные части своей психики, отправляя их в фундамент. А с другой, начинается переход в развитие духовных составляющих.

Воплощение материального мира

Дункан же сам по себе, несмотря на то, что он взрослый, так и остался на уровне развития психики на этих трех составляющих.
И по сути Белле с ним интересно именно поэтому, они находятся на одной ступеньке. Он даже может ее чему-то научить.
Например, ограничениям: она ест пирожное, и тут же просит «еще». Он ей показывает, что это уже перебор, и нужно научиться смаковать пищу, как и жизнь.
Он открывает ей «слабое место мужчин», что он не может постоянно ее удовлетворять, как она хочет.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Для Дункана Белла становится разрушением его эго.
Через нее ему как будто свыше показывают, что он не по годам застрял в материальных частях.

Сначала он хотел просто получить удовольствие с ней, как и со всеми другими женщинами до нее. Но не тут-то было.

Она ломает его представление о самом себе. Он впадает в отчаяние, что раньше он высмеивал всех, кто влюблялся в женщин. Теперь же и сам оказался на их месте.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Он похищает ее в сундуке, чтобы она не уходила от него далеко.
Но на корабле она уходит от него не физически, а ментально.

Дункан начинает ограничивать ее своими собственными убеждениями и представлениями. Он ей так и говорит: "Ты стала больше читать, ты больше не говоришь так мило".

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Это и показывает, что он остается позади нее в развитии.
И позже она задается вопросом, как она вообще была с ним.

И вместо того, чтобы самому идти в развитие, он предается низменным страстям, уходя в казино и алкоголь.

В его понимании он любит ее, но при этом его любовь остается низкочастотной, им руководит животное обладание добычей: "моя или ничья", "ты должна быть такой...", "ты чудовище, но я готов простить тебя, мама уже организовывает свадьбу".

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Он даже не понимает, что делает не так и рвет на себе волосы. Его психика ломается о скалы, ведь он все делает по правилам, даже предложение ей сделал, но она все равно уходит от него.

Нежелание расти для Дункана оборачивается попаданием в психбольницу.

Синхронизация с духовными частями


Белла же рвется дальше, и то, что вначале было энтузиазмом исследования, постепенно стало не вмещаться в ее личность, а рост застаиваться. И потенциал стал уводить в злость и агрессию, и она готова поддаваться всем своим яростным порывам
«пойду врежу ребенку».

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

И оказываясь на корабле, начинает открываться новый этап ее развития.
Четвертая чакра отвечает за созвучность того, что подходит человеку, за любовь.

В этот момент Дункан говорит ей: "Я люблю тебя. А ты?".
И она отвечает: Мне нужно понять эмпирически.

Ну то есть это вопрос того, что она начинает анализировать, что ей близко, к чему у нее лежит душа.
И вместе с ростом человека вовремя приходят люди, которые могут показать, что за пределами материального мира, есть целая Вселенная.

Белла встречает Марту и Гарри. Они погружают ее в раздумья, философские рассуждения, поиск истины.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

И тут меняются окружающие цвета. Они не выглядят такими сахарными как в Лиссабоне. С внутренним погружением поднимаются непростые вопросы, а небо обретает темные тона.

Для Беллы открывается путь духовных открытий, и познания себя не только как тело, но и как душа.

Пятая чакра проявляется, когда Гарри отводит ее смотреть на жестокость этого мира. Небо превращается в желтый смог как во многих апокалиптичных антиутопиях.

-15

Она испытывает боль и одновременно жгучее желание отдавать.
Это период развития самовыражения, проявления личности. Человек начинает понимать, что он здесь не только для того, чтобы брать, но что у него есть своя задача, которую он должен выполнить перед собственной жизнью.

И фильм потрясающе показывает, что многие ошибочно думают, что отдавать нужно деньги. Но от своей жизненной задачи не откупиться деньгами, и мы сразу понимаем, что средства, которые передала Белла никому не помогут.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Одна из моих любимых сцен картины, это диалог Беллы и Гарри, в котором она говорит ему "Теперь я понимаю, кто ты. Ты сломленный мальчик, который не может вынести боль этого мира".

И как часто люди закрывают свою душу, становятся циниками. Но лекарством от этого может быть только открыться и отдать то, что заложено внутри: таланты, способности, опыт, милосердие, любовь.
Все это больше, чем деньги. И помогают миру потому, что все это послано человеку, чтобы он использовал это для других людей.

Шестая часть психики выражается в видении пути.
Человек понимает, что под его ногами событийная дорога, которая проложена судьбой, богом или вселенной, если угодно.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

И это интересно наблюдать, когда герои теряют все, и им ничего не остается кроме как довериться пространству.

Белла понимает, что происходящее просто приключение, жизненный эксперимент, в котором нужно поучаствовать.
И в поисках гостиницы она приходит к публичному дому, что воспринимает, как стечение обстоятельств и судьбу.

То есть она не поддается отчаянию, потому что в этот момент она вышла на уровень понимания, что ее в этом мире ведут, а ей нужно просто следовать.

И кстати, многим кажется, что если человек встает на истинный путь, то все сразу становится легко и безоблачно. Но это не так, зачастую даже слыша свой путь, человек не идет по нему, потому что эта дорога отличается от того, что он придумал себе. А это бывает больно.

И глядя на небо, мы видим, что оно серое. То есть человек больше не поддается оценочным суждениям "плохо/хорошо". Он перестает судить и действует по обстоятельствам.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

И можно было начать оценивать: пойти работать в публичный дом - это же ужасно.
Но все это лишь установки общества, как правильно и как должно быть. При этом жизнь разная и многогранная.

Белла говорит: Я не обладаю способностью додумываться до логических выводов.
Но логические выводы зачастую появляются из опыта своего или чужого. И порой они закрывают видение тех возможностей, которые предоставляются.

И Белла пошла по тому пути, который увидела. При этом для нее открылась возможность в свободное время учиться.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

И здесь происходит прекрасная фраза:

Как говорит Господ, мой отец, все так, как есть, пока мы не найдем новый путь. И это станет новым "как есть" до нового открытия


Что показывает: иногда неприятные события случаются с нами, чтобы мы могли обрести возможность быть там, где должны, открыть что-то новое. И мы не знаем, почему это происходит, потому что смотрим на события плоско, а они движутся в объеме.

И в конце для Беллы открывается седьмая чакра - связь с богом.
Она возвращается в дом Годвина Бакстера, где случается потрясающий диалог.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Годвин или сокращенно Год, как его называют, для нас это переводится как Господь или Бог (на англ Godwin, сокр. God, перевод на русский Господ).
И прежде чем перейти к раскрытию обсуждения седьмой чакры, необходимо уделить внимание этому отдельному персонажу.

Путь от Господа к Богу

С одной стороны, Годвин Бакстер гениальный хирург, который распоряжается жизнями. И который возомнил, что имеет право скрещивать различных животных и пересаживать мозг ребенка в тело матери. То есть является творцом наравне с богом, что и дало ему его имя.
С другой стороны, он обычный человек, который травмирован собственным отцом. В нем нет жестокости, но есть великая боль.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Весь путь фильма мы видим, что он восхищается своим отцом, который ставил научные открытия и познания неизведанного превыше всего, не обращая внимание на мораль и проводил эксперименты над своим сыном, превращая его в чудовище.

Годвин же как и любой ребенок нашел оправдание для своего родителя, ведь родитель априори не может быть плохим. И в его системе восприятия сложилось, что чувства и эмоции не должны затмевать ценность научных открытий.

Для него не существовало бога кроме него самого. Он ни раз произносил, что Господа все боятся, он пугает людей. Но на самом деле, он сам боялся слышать бога внутри.

И чудом для чудовища стало появление Беллы. Она пробудила в Годвине чувства, "неподобающие ученым умам".

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

В конце он признает, что его отец был ужасным человеком. Обретя отцовскую любовь в своем сердце, Годвин отпускает муки своей жизни, и умирая произносит: "Это так интересно, то, что происходит".
Что говорит, что за экспериментами в жизни, не менее интересным становится эксперимент смерти. На этом все не кончается.

Для Годвина Бакстера это путь от видение себя как Господа к любви и возвращению к истинному богу.

Возвращение к богу

Однако возвращаясь к метафоричной аналогии Годвина как Господа, для Беллы он действительно является создателем, потому что подарил ей жизнь.

В начале Белла спрашивает: "Ты мой папа, Господ? Прим говорит нет. Что Белла из ниоткуда. Где это ниоткуда?".

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Для человека важно помнить, что его родители являются таковыми только в этом воплощении, но душа пришла от бога, который является истинным родителем.

Это история о душах людей, которые в разных воплощениях могут быть друг для друга по очереди и матерью, и дочерью, и сестрой, и соседкой. А еще это про великий круг жизни, где мы проходим путь от дочери к матери.

И поэтому для Беллы раскрытие седьмой части происходит, когда она возвращается в дом Господа Бакстера, получая ответы: "Ты твой ребенок, а еще ты твоя мать, а еще никто из них".

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

В целом это можно считать как и разговор человека, который научился слышать бога внутри себя. Человек пришел от бога и к нему же возвращается.

Взгляд в прошлые жизни

И далее встречаясь со своим бывшим мужем, она как будто начинает видеть себя в многомерности бытия, пытаясь узнать о своей прошлой жизни. Что послужило концом ее прошлому воплощению и положило начало ее существованию.

В связи с мужем она открывает, что в прошлом была жесткой и несчастной.
И мы видим, что на протяжении всего фильма Белла борется с внутренней яростью.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

Рядом с Дунканом она постоянно чувствовала, что в ней поднимается агрессия. Но при этом хотела научиться справляться с недостатками.
Это говорит о том, что в новой жизни человек стремится загладить карму прошлой жизни, пройти необходимые для души уроки.

Ровно как и ее желание стать врачом. Она получила определенный пример от Годвина, своего нареченного отца. Это повлияло на Беллу, и проложило путь к изучению анатомии, чтобы делать мир лучше.

При этом отчасти в ней остался Годвиновский синдром бога.
В избавлении мира от недостатков, она с одной стороны, с состраданием относится к бывшему мужу, не убивая его. Но с другой, она делает вывод, что козел не может жить как человек. И пересаживает своему жестокому мужу соответствующий ему мозг.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

В этот момент она говорит, что еще никогда не чувствовала себя счастливей. Для нее это история о преображении мира.

Единое целое

Финал фильма открывает нам, что Белла на своем пути становлении психики прочувствовала все семь частей или чакр.
И важно понимать, что человек не находится только в одной из них, и что какая-то из них менее важная.

Сейчас очень модно говорить о том, что человек должен быть в высокочастотных чакрах. Открыть свое духовное и отречься от низменных желаний.

Но это в корне неверно.
Все части важны и существуют одновременно. Без материального нельзя познать духовное, а без духовного будет животный застой в материальном.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"

И в конце Белла находится одновременно во всех своих частях: она находится в безопасности, обладая правом на жизнь, получает удовольствие от бокала коктейля, идет к цели, чтобы сдать экзамен по анатомии, находится в любви и рядом с теми людьми, которые ей подходят, готова отдавать свои способности, чтобы делать мир лучше, идет по проложенному событийному пути, не теряя связь с богом.

В этом и есть суть целостности, каждое свое действие совершать, находясь во всех частях одновременно. И не теряться в оценочных суждениях.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также искренне буду благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему блогу развиваться.
И конечно, если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять
здесь по ссылке, мне будет приятна любая комфортная для вас сумма.

Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.