Найти в Дзене
Смысл в кино

Разбор фильма Барби

Оглавление

У шовинистов подгорело, потому что подгорело у феминисток? Подождите, что?
Честно говоря, я не очень люблю читать отзывы и комментарии до формирования своего мнения, но тут это было практически невозможно, и комментарии мужчин откровенно просто пугают, они агрессивны и унизительны.

В то же время, находясь в кинотеатре, где в основном были девушки, по их хихикающим реакциям можно легко делать выводы. А именно, что женщинам порядком надоели мужское самомнение и демонстрация псевдо мужественности посредством банальности, которой женщины якобы должны восхищаться.

И в общем-то хотелось бы сказать, что «это все западные проблемы, которые нам не знакомы», но это не так.

Постер к фильму Барби
Постер к фильму Барби

Стереотипы, какой должна быть женщина, ходят по всему миру. Впрочем, как и стереотипы о том, каким должен быть мужчина.

Но в данном случае фильм построен на феминизме, превосходстве и борьбе полов, а финал не мотивирует к изменениям, скорее наоборот подчеркивает, что мир, в котором женщины что-то решают может быть только в Барбиленде, то есть в вымышленной пластиковой фантазии. А место женщины в реальном мире у гинеколога.

И с одной стороны, можно понять позитивные реакции, поскольку поднимаются важные проблемы, а с другой, можно понять и негатив, ведь в розовом государстве Греты Гервик нет места равенству, искренности и любви.

Режиссера Грету Гервик хвалят из каждого тяжеловесного утюга и каждой гладильной доски за свежую идею и оригинальный подход. У меня же к ней довольно скептическое отношение после несуразной трактовки и сомнительного каста «Маленьких женщин». Эти книги Луизы Мэй Олкотт я просто обожаю, но Грета сделала из очень доброй и морально теплой истории, очередную борьбу женщин за место в этом мире, а Лори в лице Тимоти Шаламе был выставлен инфантильным засранцем.

Грета Гервик режиссер фильма "Барби"
Грета Гервик режиссер фильма "Барби"

И хотя я действительно считаю проблему женского места под солнцем важной и актуальной, но не считаю, что при этом мужчина должен стать рудиментом и ждать своего часа на вырезание из современного общества.

Грета Гервик создала пластиковую карикатуру на патриархальный мир, где женщине нужно бороться громкими словами и утрированными картинами. Причем она это сделала так, что у многих из мужчин подгорело, и только дополнительно доказывает, что в каждой шутке лишь доля шутки.

Но мы в общем-то всегда знали, что критику эти ребята воспринимают с большим трудом, поэтому нужно не забывать имитировать смех над несмешными шутками и хлопать в ладоши каждой закрученной лампочке, в то время как женщина терпит насмешки с посылом «ты моя глупенькая» годами.
Таким уж вышло высказывание Греты.

Но давайте разбираться более детально в посылах фильма.

Барби - заклятая подруга или закадычный враг

Весь феминистический сюжет строится на такой спорной персоне как кукла Барби.
Создатели фильма точно знали свою целевую аудиторию - это выросшие на играх с Барби девочки, ставшие ностальгирующими молодыми женщинами.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

Каждая девочка моего поколения и поколений после мечтала или имела целый Барби-арсенал: домик Барби, машина, платья, куча аксессуаров, посуда - продолжать можно бесконечно. Барби - это iPhone в мире кукол, всегда есть что дополнительно купить к основной игрушке.

Девочки просто обожали ее, мы придумывали разные сюжеты, скандалы, интриги, расследования. И если классические куклы были «детками», то эта розовая детка сама могла дать жару, она была прототипом того, как мы представляли себя и свое поведение.

И конечно, показанные сцены в начале фильма, это ностальгия чистой воды. Барби никогда не спускалась по лестнице, пила из пустого стакана и решала свои кукольные вопросы.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

Значительно позже появились претензии к Барби, относительно ее влияния на моду на нереальные параметры фигуры, пищевые расстройства девушек, даже пластические операции, лишь бы быть похожими на куклу.
Но давайте будем честными, все перечисленные заболевания - это в первую очередь расстройства психики, это психологические проблемы, связанные с нелюбовью к себе. Ведь ни одна кукла не призывала быть именно такой.
Наоборот, мы могли быть любыми.

Здесь хочется вспомнить тот известный инцидент с Бартом Симпсоном, когда родители просили запретить мультфильм, потому что он плохо влиял на их детей, они брали раздолбайский пример с Барта, на что создатель сериала Мэтт Гроунинг сказал: «Если вы не хотите, чтобы ваш сын был Бартом Симпсоном, не будьте Гомером Симпсоном».
Опираясь на свой личный опыт, я никогда не думала, что моя фигура должна быть похожа на Барби, я даже не задумывалась об этом.

И все нападки на Барби случились не потому, что дети разлюбили ее, а потому, что взрослые ополчились на нее. И понеслась: «Барби сексуализирует женщин», «Барби идеальная, а реальный мир нет», «Барби слишком красивая».
По сути она одна из первых попала под нарастающий снежный ком прогрессивной риторики.

Воспитание через игру

Как я уже говорила, фильм рассчитан на взрослых женщин.

Именно поэтому в фильме связь Барби с человеком была именно с Глорией, а не с ее дочкой Сашей. Ассоциация целевой аудитории происходит с взрослой женщиной, у которой у самой уже есть ребенок, и которая каждый день сталкивается с реальностью, а потому переносит свои настроения в кукольные идеи.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

То есть когда девочка растет, ее игрушки и сказки нацелены на создание фантазии, что мир прекрасен и идеален. Что у всего есть счастливый конец, что у каждой есть свой прекрасный принц, которого нужно усердно ждать, что нужно просто быть красивой.

Конечно, это выглядит так, если не понимать метафор, если родители не объясняют духовный смысл сказок, если разговоры с ребенком заменяются мультиками. Недавно я писала статью «Действительно ли с принцами что-то не так и какой символ несет поцелуй в сказках», где объяснила про архетип «Ожидающая пробуждения и спасения», и ничего токсичного в этом нет, только метафора.

И кажется, весь современный мир пытается лишить детей детства, возможности познавать мир постепенно, а сразу пихает дозу скептицизма и убеждений, что мир небезопасен.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

И да, в мире есть много препятствий, люди неидеальны, люди могут испытывать не самые приятные чувства и эмоции, не все случается, как мы хотим - и это нормально.

Взрослые понимают это, потому что столкнулись с определенным опытом, и кому-то объяснили, как с этим справляться, кому-то нет.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

И честно говоря, в сказках все далеко не так идеально: то кого-то отравят, то нападут, то кто-то теряет родителей, кого-то похищают, кто-то в чан с кипятком прыгает.
И суть всего этого заключается в том, что после плохого случается хорошее.

В психологии это называется развитие аффективного блока, когда человек понимает, что его кризис временный, что мир безопасен и даже самые сложные ситуации проходят рано или поздно. Если аффективный блок не развит, то люди впадают в истерики, в тревожность и считают, что их жизнь никогда не станет счастливой, они принимают поспешные решения, они никогда не чувствуют себя в безопасности.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

И пихать детям с рождения игрушки, которые находятся в депрессии, которые залипают в Инстаграм, потому что их бросил парень, которые пересматривают «Гордость и предубеждение» - это не подготовка детей к реальному миру, это навязывание тревожного расстройства и нежелание уделить время на развитие аффективного блока у ребенка.
И это совсем не вопрос того, чтобы строить идеальную иллюзию, это вопрос эффективного времени с ребенком.

Красная или синяя таблетка

Пробуждение Барби - одна из самых важных частей фильма, которая действительно мотивирует.
И забавно, что это пробуждение сделали через отсылку к Матрице.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

Но да, философия Матрицы - самая яркая из всех картин о пробуждении сознания человека.

Только Барби показывает нам пробуждение женского сознания, мир которой не должен крутиться вокруг мужчины.
До сих пор многие женщины ищут спасение в мужчине, но спасение утопающего - дело рук самого утопающего.
Отношения мужчины и женщины важны, но когда они строятся не из позиции сильный/слабый, герой/жертва, а из взаимного уважения и любви.

И спасение женщины самой себя - это не история о том, чтобы пойти и стать владельцем крупной корпорации, это история про внутреннее, духовное развитие, про ощущение себя счастливой. И в этом состоянии женщина может встретить достойного мужчину. В этом состоянии она может развиваться легче, чем если будет сражаться. В этом состоянии она может все.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

Но также пробуждение женщины - это спасение себя от навязанных стереотипов, от желания всем понравиться.

Кажется, после того, как женщина стала работать, все стало еще тяжелее, ведь теперь идет множество социальных требований, каждое из которых противоречит самому себе.
И откровенно говоря, феминизм и права женщин - это не история про то, что женщина должна быть сильной или лидером. Это исковерканная трактовка.
По-настоящему, это история о том, что женщина сама может решать, какой она хочет быть, и именно это важно.

Каждая женщина разная, со своими желаниями и мечтами, со своими интересами. И честно говоря, не хочется подстраиваться и прятать свою сущность, потому что это осудят, потому что это не соответствует нормам женственности.
Быть собой - вот что действительно важно в идее феминизма.

Кадр из фильма Барби
Кадр из фильма Барби

Но откровенно говоря, это же касается и мужчин, поскольку к ним идут свои стандарты и правила.
А в любых отношениях важно в первую очередь быть собой.

Просто Кен

Что ж, в мире девочек Кен и правда занимал лишь второстепенную позицию рядом с Барби. Барби всегда была интересна сама по себе, она могла быть разной, а мысли Кена всегда были вокруг Барби.
Он был просто Кеном.
Но давайте честно, у мальчишек в принципе не было хоть какого-то намека на женского персонажа в их играх, так уж заведено.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

Другой момент, что конечно, фильм показывает бесполезность Кенов, как будто их унижают, как будто они беспомощны.
Но это лишь аллегория на то, как себя чувствуют женщины.

Ну то есть реакция комментаторов всего лишь на фильм показала, что если бы к мужчинам было бы такое отношение как к женщинам, то их просто порвало бы. И по сути в какой-то степени это возможность проявить эмпатию.
Хоть конечно, все в фильме достаточно сильно утрировано, но на то это и комедия.

Не кукла, а настоящая женщина

Весь фильм насмешливо вел от идеального мира Барби к пафосному и пластиковому финалу.
Подобно Пиноккио Барби понимает, что она может стать настоящей.
Она встречается со своей мамой Рут Хендлер, Пиноккио возвращается к своему папе Джепетто.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

Правда Пиноккио нужно было пройти испытания, которые меняли его характер от непослушной и эгоистичной марионетки к любящему и заботливому мальчику. Барби же шла через экзистенциальный кризис от идеальной куклы к женщине на приеме у гинеколога.

Ну то есть весь сюжет вел Барби от осознания, что реальный мир не такой, как она думала, от разрушительницы феминизма до ярой активисткой, которая уничтожает патриархат.

Она говорит Рут: «Я не хочу быть идеей, я сама хочу создавать идеи» - ну то есть в итоге ты думаешь, что мир может измениться.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

И представляешь, например, такой финал: Барби занимает пост директора компании Mattel и придумывает идеи, направленные на то, что в каждой сфере женщины привносят свой вклад не только по мужскому типу, но и вместо жестко конкурентной среды, создают более мягкую и взаимопомогающую среду. Это не просто помогло бы развитию компании, а развитию целых отраслей.

Фильм же концентрируется на войне полов, и в итоге, реальный мир остается патриархальным, а Барбиленд продолжает угнетать Кенов. Сама феминистка Грета вставляет насмешку над главной героиней Глорией, когда она предлагает идею создавать более реалистичных кукол, и ее сходу отвергают.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

В таком случае мотивация Барби стать человеком становится сомнительной, ведь в Барбиленде она может спокойно придумывать идеи, а в реальном сходить к гинекологу, ибо на что она еще годится?

В общем финал этой истории не вдохновляет, а скорее вносит скептицизм к тому, а верит ли сама Грета в то, что возможно, чтобы женщины что-то решали в этом мире? Или ее вера основывается только на том, чтобы как можно громче кричать слово патриархат?

Подводя итог, искренне хочется, чтобы люди перестали воспринимать противоположный пол как набор стереотипов, как повод заточить оружие. Мужское и женское начало есть в каждом из людей, мужчина и женщина обладают энергиями, чтобы вместе созидать, творить, улучшать с помощью любви. У каждого есть свои сильные стороны, и каждый может сделать друг друга лучше. И я думаю, именно это важно продвигать, а не останавливаться на воинствующих нотах.