Найти тему
Смысл в кино

Разбор фильма Оппенгеймер

Оглавление

«Чем русские отличаются от японцев? Русские до сих пор ненавидят США за Хиросиму и Нагасаки» - хочется начать с этой шутки, от которой смешно, потому что правда.
И как минимум поэтому хочется узнать у Министерства культуры, чем же фильм
«Оппенгеймер» не соответствует нашим культурным ценностям, что его не допустили к официально неофициальному просмотру в кинотеатрах?
И понятно, что дело безусловно ни в ценностных ориентирах, но и выдумывать нелепости не имеет смысла.

В этом месяце некоторые кинотеатры все-таки запустили «предсеансовое обслуживание» и показали в арендованных залах одну из самых долгожданных картин Кристофера Нолана «Оппенгеймер».
И откровенно говоря, судя по аншлагу в кинозале утром, а на вечернее время так вообще не пробиться, можно сказать, что люди истосковались по качественному кино с «не нашими ценностями».

Постер к фильму Оппенгеймер
Постер к фильму Оппенгеймер

Что же касается меня, то я ждала эту картину, мониторя каждый день, где же ее можно посмотреть, и даже чуть не полетела в Казахстан, но все же дождалась билетов без Авиасейлс.
Зато все три последующих часа, которые длится фильм, я смотрела с чувством, похожим на то, когда после 10 дней отключения горячей воды, ты стоишь под горячим душем - чистый кайф!

Сразу хочется отметить, что монтаж, визуальное и звуковое оформление, актерская игра - все на высшем уровне.
Даже самые маленькие эпизодические роли занимают звезды мировой величины.
Все звуковые эффекты и музыка погружают в атмосферу фильма, заставляют испытывать эмоции, переживания, напряжение.

Кадр из фильма Оппенгеймер
Кадр из фильма Оппенгеймер

Все подано в нужное время, в нужном месте.

И поскольку Нолан сторонник того, чтобы по минимуму использовать компьютерную графику, даже взрыв был натуральным, хоть и не атомным, конечно.
Это без преувеличения Картина, которую нужно прочувствовать.

Объективно понимаю, что далеко не все после просмотра картины, могут разделить мои чувства, ведь фильм практически полностью построен на диалогах. Но честно, я думаю, что как раз из-за этих ребят, которые пишут, что в фильме слишком много говорят, и упрощают сюжеты сериалов таких, как "Ведьмак".
Да из-за характерных нолановских скачков во времени и пространстве не все могло быть понятно. Но судя по сборам "Оппенгеймера", хочется верить, что упрощение все же работает на понижение.
Поделитесь в комментариях своими впечатлениями, будет интересно почитать.

Фото взято с сайта Universalpictures.com
Фото взято с сайта Universalpictures.com

Относительно других картин Нолана, в «Оппенгеймере» есть расшифровка в виде книги Кая Берда и Мартина Дж. Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея» - искренне рекомендую к прочтению, если вы хотите более близко познакомиться с судьбой Роберта Оппенгеймера.

Как ни крути, в 3 часа весь масштаб личности уложить просто невозможно, и перед Ноланом стояла сложная задача, что включить в фильм, а что опустить.

Можно сказать, он работал с уже готовым сценарием, где и выдумывать-то ничего не нужно.
Больше всего Нолан сосредоточился на процессе вокруг самого Оппенгеймера в 1954 году и на последующем процессе выборов на пост Министра торговли в 1959 году Льюиса Штраусса
(или Стросса, тут какой перевод вам нравится больше).
Оба провала уничтожили общественную значимость обеих персон.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Соответственно, параллельно движутся линии процессов Оппенгеймера и Штраусса, вся же история самого Оппенгеймера идет отсылками внутри этих процессов.

Вообще любопытно, как Нолан постепенно меняет наше отношение к личности Штраусса. В начале фильма мы видим его невинным и добродушным, однако, постепенно нам раскрывается его мстительная натура, которая сделала буквально все, чтобы уничтожить Оппенгеймера, чисто из-за личной неприязни и обиды.

И в фильме прекрасно показан закон кармы: за все придет расплата, и у любого действия есть свой бумеранг, хоть иногда и возвращается он спустя несколько лет.

Оппенгеймер же, хоть и не смог полностью восстановить свою репутацию, но после окончания эпохи маккартизма и вступления на пост президента Кеннеди, Роберт все-таки снова стал получать признание, хоть и без былого влияния. За годы после процесса над ним он сильно постарел и потерял былую внутреннюю энергию. Этот процесс очень сильно подкосил его.

И хотя Нолан идеально передал работу над Манхэттенским проектом, все диалоги во время подготовки к взрыву, общение с Труманом, но фильм вмещает в себя всего три часа, то конечно не все личности раскрыты так глубоко. Какие-то моменты были приукрашены, а какие-то опущены.
Поэтому хотелось бы дополнительно пройтись по ним.

Пророк Роберт Оппегеймер в глазах Нолана и в реальности

Здесь помимо персоны Оппенгеймера невозможно не выделить актерскую игру Киллиана Мерфи. Ради роли он не только сидел на строгой диете, но и очень много изучал видео и радио записей Роберта Оппенгеймера, чтобы точно скопировать его позы, манеру речи, тембр голоса.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Оппенгеймер был прекрасным оратором со специфической и узнаваемой манерой говорить, он мог говорить несколько часов чисто и идеально выстраивая предложения, не пользуясь бумажками, при этом его речь была тихая и в какой-то степени вводящая в чарующий транс. Ты не всегда мог понимать, что он говорит, но оторваться от этого невозможно - так говорили о его выступлениях.

На съемках Мерфи был довольно отстранен от всей команды, поскольку пытался не терять свой настрой, поскольку сама роль была очень тяжелая как эмоционально, так и физически. Сыграть гения - не такая простая задача.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Оппи (такое прозвище носил Оппенгеймер еще в 1928 году в Нидерландах) был абсолютно неоднозначной личностью. Изучая его биографию, я то влюблялась в него, то была несогласна с ним и злилась на такие ограниченные взгляды.

Но именно это делает его не персонажем современного кино, а именно человеком, который мог ошибаться, мог высказывать непопулярные взгляды, мог поражать и впечатлять.

Вокруг него всегда было много людей, которые боготворили его, он действовал на окружающих как будто завораживающей магией.

Оппи был очень разносторонним человеком, он увлекался психологией, в большинстве своем из-за внутренних проблем. Он занимался философией, особенно его привлекали течения индуизма. Он изучал языки для того, чтобы читать книги зарубежной литературы в оригинале, но еще больше он любил производить впечатление. Его идеи вдохновляли, он мог вести за собой.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Несмотря на то, что он имел высокий интеллект, полноценных работ под его именем вышло не так много. Чаще всего он предпочитал браться за новые идеи, открывать что-то. Он писал на эту тему короткую статью, которая содержала только действительно важное в очень лаконичном стиле, что никак не подходило по стандарты полноценных научных статей для печати.

Поэтому зачастую его открытия использовали другие ученые, либо его работы издавались в соавторстве с кем-то, кто мог бы полноценно оформить исследование.

Все условности раздражали Оппи, он не был сторонником лишней бюрократии и установленных правил.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Помимо этого Оппи был сторонником политики открытости. Он считал, что создание атомного оружия поможет создать открытость между учеными всего мира, что все должны делиться своими исследованиями, и что наука должна править в современном мире, с чем лично я полностью согласна.
Научная открытость могла бы помочь в развитии мира, а не топтаться на одном месте, делая одни и те же открытия в разных регионах мира ради установления доминирующего государства.

Но его идеи, конечно, не поддерживались политиками.

Что же касается Японии, то Оппи такой же человек, как и все мы. И он был подвержен информационному влиянию, как и почти каждый человек в современном мире, кроме тех, кто живет в лесу без средств связи.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

На момент бомбежки, он не знал, что Япония готова сдаться, что это уже пораженное государство, что ведутся переговоры об условия заключения мира. Он думал, что Япония все еще воинственно настроена и готова продолжать сражаться. Но это было не так.

Правительство США хотело продемонстрировать свою мощь, по сути эта бессмысленная бомбежка была актом тщеславия, не больше.

И Нолан просто идеально показал сцену, пробивающую до мурашек, в которой вопли радости и триумфа от победы можно спутать с воплями боли и страдания от взрыва атомной бомбы.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

В фильме Кристофер Нолан показал, что Оппенгеймер страдал от чувства вины за создание ядерного оружия. Как будто весь процесс над ним он принимал, как самобичевание за содеянное.

Это очень распространенная ошибка, которая пошла больше из культуры, чем из реальности. Под «пошло из культуры» я подразумеваю, что по делу Оппенгеймера неоднократно писали книги и ставили пьесы, и уже там авторы добавляли большей человечности Оппи в виде раскаяния и чувства вины.

Но в жизни ничего такого не было.
Он не испытал чувство вины, он нес ответственность за свои действия - это абсолютно разные вещи. Он говорил, что повторил бы все то же самое, если бы предоставилась возможность все изменить. Каждый из нас несет свою ношу, и ноша Оппи была тяжела, и он отвечал за нее, а не испытывал вину.

Женщины Оппи

Если женщина была не влюблена в Оппи, то как минимум восхищалась им. Уж такой харизмой обладал этот влиятельный ученый.

Но так было далеко не всегда. В более молодом возрасте он испытывал проблему в общении с женским полом. У него очень долго не было женщины во всех смыслах этого слова.

Он мучился нервными расстройствами, часто ходил к психологам, но поскольку он сам активно увлекался психологией, в какой-то момент после одной из сессий с психологом, он сказал, что сам диагностирует себя лучше.

Он болезненно реагировал, когда его друзья начинали встречаться с девушками и женились.
Именно отсюда появилась эта спорная история с отравленным яблоком.
В фильме Нолан показал эту сцену как месть. Однако, в последующем, в сцене с Джин Тэтлок она охарактеризовала его поведение как
фрустрацию на фоне сексуальной неудовлетворенности, но в более красочных тонах, подверженных цензуре.

И это действительно было более правдиво, ведь в жизни история с яблоком произошла после того, как его профессор и друг объявил о женитьбе.

Позже этот странный этап в его жизни закончился, и он стал более «общительным» с женщинами.

В его жизни было несколько женщин, которых он любил.

Джин Тэтлок

Этот каст Флоренс Пью в роли Джин Тэтлок для меня, пожалуй, самый неудачный в картине.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Тэтлок была довольно многогранной личностью, она была в партии, но также она была приверженцем Фрейда, что не билось с коммунистической идеологией. Она была увлекающейся натурой, поэтому она то увлекалась партийными идеями, но уходила очень глубоко в психоанализ.

Она была депрессивно несчастной женщиной. Оппи всегда приезжал к ней во время ее приступов, поддерживал ее, говорил с ней и просто был рядом.
Он делал ей предложение, но помолвка так и не состоялась.
Он оставил ее, но был рядом в случае необходимости.

Нолан очень круто показал сцену, когда на процессе он рассказывает о встрече с Тэтлок, аллегория на то, что комиссия чуть ли не в трусы ему лезет, чтобы достать всю подноготную, включая абсолютно личные истории.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

И хотя Нолан показал, что Китти якобы сказала, что теперь весь мир будет знать о его интрижке, весь мир и так бы знал, поскольку в то время ФБР следили за Оппи, и они знали, что он был с Тэтлок всю ночь, это было в архивах ФБР. После этой ночи за Тэтлок поставили слежку и прослушку телефона.

Что касается самоубийства Джин, то скорей всего это было не из-за Оппи. Она сама по себе была глубоко несчастна. В каких-то из писем даже появилась информация, что на самом деле она была нетрадиционной ориентации, но скрывала это, ложась при этом под каждого мужчину.

Удивительный факт, что когда отец нашел Джин мертвой, он начал обшаривать ее квартиру и сжег ее письма. Что в них было неизвестно. Но такое поведение показалось мне странным.
Я предположила, что было что-то нечистое в отношениях Джин с отцом, учитывая ее депрессивное поведение, но это лишь неподтвержденные ничем догадки.

Китти Оппенгеймер

Китти была настолько неоднозначной, насколько неоднозначным был сам Роберт.
Оппи любил ее абсолютно непонятной любовью.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Но он всегда спрашивал ее совета, она была его опорой, она была с ним на слушании. Даже когда сломала ногу, она пришла на костылях.

Она была с ним во всех сложных моментах его жизни, ухаживала за ним во время болезни.

Она была холодной, нечуткой матерью, много пила, ее характер был вспыльчивым, но она оставила свою научную карьеру и реализацию в пользу становления своего мужа, она многое делала, чтобы Роберт карьерно рос.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Китти сыграла огромную роль в его жизни.

Поэтому он снисходительно относился к ее поведению, пьянству, даже к тому, что она действительно была плохой матерью.

Когда родилась их младшая дочь Тони, Роберт был активно занят в проекте атомной бомбы, и он предложил няне Тони удочерить ее, но та переубедила Оппи.

Фото семьи Оппенгеймер взято с сайта the-sun.com
Фото семьи Оппенгеймер взято с сайта the-sun.com

Что касается их старшего сына Питера, то Китти не любила его, хоть и пыталась заниматься с ним в детстве. Однако, когда Питер вырос, Китти поставила условие Роберту, кого он выбирает ее, Китти, или Питера.
После этого Питер уехал жить к своему дяде Френку Оппенгеймеру.

Отношения Роберта и Китти были сложными, как и они сами, но они по-своему любили друг друга.

Рут Толман

Нолан очень скромно показал отношения Оппи и Рут, но судя по их переписке, они были нежными и романтичными. Рут писала, как она скучает, как вспоминает их вечера на пляже, закаты с ним и все в таком духе.

Рут была замужем, а Оппи женат, и никто из них не хотел разводиться.

В последующем ходили слухи, что муж Рут умер от разбитого сердца, когда узнал о предательстве жены и друга, но на самом деле он ничего не знал.

И эта сцена была хорошо и даже забавно отражена в фильме, но глубину их отношений Нолан оставил в архиве.

Процесс, сделавший Прометея великомученником науки

Действительно процесс над Оппи напоминал казнь без суда и следствия.
Серый кардинал всего этого безумия - Льюис Штраусс, который готовился к этому делу несколько лет по причине личной неприязни и обиды.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Он начал глубоко копать под него, по его указке за Оппи следили ФБР, его стараниями от дела Оппенгеймера отказывались более опытные юристы. Штраусс выбирал комиссию, которую он охарактеризовал как "пустые бочки, которые будут греметь громче всех", а именно закостенелые консерваторы.

И по сути именно он дал команду "фас" цепному псу Роджеру Роббу - представителю обвинения. Робб был широко известным прокурором, хорошим в тактике перекрестного допроса. У Робба были все секретные данные, все записи разговоров, которыми он манипулировал весьма умело, в то время как у Гаррисона - представителя защиты не было ничего. Кроме того Гаррисон был уж слишком вежлив и мягок, что конечно никак не помогло процессу.

Робб путал свидетелей, поскольку свидетели не могли ознакомиться с записями, им приходилось опираться только на память о разговорах и событиях не одного года давности.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Робб всех вмешивал в дело Шевалье, которое сыграло большую роль в обвинении Оппенгеймера. Он задавал вопросы: "А как вы бы поступили? Сразу бы рассказали о Шевалье?". Риторические вопросы, на мой взгляд, но они в какой-то степени определили решение комиссии.

В целом фильм очень хорошо передал атмосферу слушания, за исключением того, что Оппи, по версии Нолана, кинулся на амбразуру из-за чувства вины, но на самом деле, это было не так.
Просто у Оппенгеймера не было другого выбора, ведь сдаться означало признание вины, а Роберт был не виновен в измене или неблагонадежности.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма "Оппенгеймер"

В конечном итоге, Оппенгеймер потерял свое влияние, которое он имел как в политическом плане, так и в научном. Он был рок-звездой науки, пророком, перед которым возвели глухую стену, сделав его мученником наравне с Галилеем. Многие ученые поддерживали его.
Но судьба великого ученого обошлась с ним сурово.

В заключение, хочется сказать, что так или иначе, Роберт Оппенгеймер сделал огромный вклад не только в науку, но и в вывод ученых на свет.
Его убеждение, что лучшая политика - это наука.
Наука беспристрастна, она за равноправие, она за прогресс, она за открытость. И Роберт Оппенгеймер не только как ученый, но и как лидер понимал это. Благодаря ему, к ученым стали прислушиваться все больше, и хотя в современном обществе пока все еще во главе стоят политики и капиталисты, надежда на перемены есть!

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему блогу развиваться!