Университет, в котором я работаю, расположен примерно в 50 км от моего дома, и ездить туда почти ежедневно через утренние пробки на Киевском шоссе и Ленинском проспекте на машине для меня и слишком нервно, и накладно, поэтому для проезда на работу я пользуюсь общественным транспортом. О том, как я добираюсь на работу, писала здесь:
Сейчас наступила календарная весна и скоро начнётся дачный сезон. Мы его начинаем обычно в конце марта-начале апреля – как только снег более-менее стает и станет возможным проезд до дачи на нашем Матизе. Зимой я на машине езжу нечасто – в основном куда-нибудь по магазинам пару раз в неделю или на рынок, а с началом дачного сезона интенсивность поездок возрастает многократно. Машину я вожу с 2006 года, почти сразу как получила права. О том, как я училась водить и сдавала на права, и хочу сегодня рассказать.
Я тогда жила в своём родном городе на Урале. Пойти учиться в автошколу меня побудила моя подруга Света, с которой мы дружим со школьной скамьи. Она собралась учиться вождению, так как родители пообещали в качестве подарка на 10-летнюю годовщину её свадьбы дать какую-то сумму денег на покупку новой машины. Я к тому моменту тоже подумывала о покупке машины, и известие о том, что Света идёт учиться в автошколу, оказалось кстати – записались с ней вместе на один курс.
Автошкола располагалась рядом с университетом, в котором я работала, и считалась лучшей автошколой города. Неудивительно, что вместе со мной в одном потоке (около 50 человек) оказались два моих студента – один бывший, из тех кого я уже выпустила, а другому я в этот же период времени в университете читала лекции по математике. Естественно, он, увидев меня в автошколе, рассказал этот интересный факт своим одногруппникам, и они потом пару раз интересовались, как у меня дела со сдачей экзамена по вождению (но об этом позже).
Учёба в автошколе началась в конце января. В нашей группе теорию по ПДД вела женщина примерно нашего возраста, вела хорошо – понятно и интересно, мне нравилось. Два занятия по устройству автомобиля провёл её муж, очень юморной чувак, который был директором этой автошколы. Занятие по оказанию первой помощи у нас было всего одно, и его провёл врач-травматолог одной из городских больниц, который подрабатывал в этой автошколе инструктором по вождению. Почти дословно помню в конце занятия его итоговую рекомендацию по выбору верных ответов на вопросы об оказании первой помощи: «В принципе, самый длинный вариант ответа и есть правильный» – лайфхак, практически.
Параллельно с теоретическим обучением с самого начала нас всех распределили по инструкторам, которые должны были обеспечить нас практическими навыками вождения легкового автомобиля. Свете в инструктора достался как раз вышеупомянутый врач, который обучал вождению на переднеприводной иномарке (вроде бы Ниссан), почти новой. Она рассказывала, что он к своим курсантам всегда обращался только на вы и по имени-отчеству, а всё первое занятие посвятил тому, что сидя в кабине машины только показывал и подробно рассказывал про все детали: кнопки, рычаги, педали, приборы и т.д. – что как называется, для чего используется и как этим управлять. Всё второе занятие они учились трогаться с места и тормозить, и только на третьем занятии поехали.
Мне достался другой инструктор – простоватый мужичок, который к своим курсантам обращался только на ты и по краткому имени (например, меня называл Надюхой), он обучал вождению меня и ещё нескольких курсантов на видавшей виды «шестёрке» – ВАЗ 2106, то есть на заднеприводной «классике». В отличие от Светы, с нашим инструктором сразу на первом занятии я, впервые в своей жизни сев за руль, после 5-минутного инструктажа тронулась и начала нарезать круги по заброшенному стадиону, радостно повизгивая – я была в абсолютном восторге! С ним я впоследствии накатала в совокупности почти 50 часов (благо было чем платить), притом что обязательных было вроде бы 20 – нарабатывала навыки (просто сама видела, что вождение мне даётся непросто, и поэтому тренировалась, тренировалась и тренировалась).
На нашем потоке было ещё несколько инструкторов. Одним из них была женщина – ух наши курсантки её боялись: она материлась ужасно, если они что-то не так делали. Другие инструктора в шутку называли её беспредельщицей. Она учила вождению на ДЭУ Нексия. Помню, что ещё один инструктор был очень похож на Якубовича, ведущего «Поля чудес», у него тоже был ВАЗ, как и у моего инструктора, но только 12 модели. Ещё у нас были инструктора на Рено Логане, на каком-то Хёндае, на Шевроле Лачетти, и ещё у двух или трёх были ВАЗовские «десятки».
Мне нравилась наша учебная "шестёрка". Понимаете, я училась водить «с нуля», меня не смущало, что на моей учебной машине нет гидроусилителя руля, что передачи переключаются со значительным усилием и вообще коробка четырёхступенчатая, что стёкла поднять или зеркала повернуть можно только вручную – я просто не задумывалась, что может быть по-другому. Просто казалось забавным, что одна из курсанток переключает передачи двумя руками, потому что не хватает сил делать это одной рукой, руль поворачивает, повиснув на нём всем телом по той же причине. Я очень быстро привыкла к габаритам этой машины – на «шестёрке» ведь чётко видно, где заканчивается капот (в отличие от тех иномарок, на которых потом пришлось ездить). Когда пришло время сдавать экзамен, я хотела его сдавать только на этой машине, с которой уже немного сроднилась (даже узнавала её по звуку мотора!). Так и случилось.
Внутренний экзамен автошколы у нас проходил в конце марта. Теорию по ПДД мы сдавали усложнённо: нам давалось 90 вопросов, ошибиться можно было не больше 2 раз, тогда как в ГАИ на сдаче экзамена даётся 20 вопросов, и тоже возможно допустить 2 ошибки. Эту часть экзамена я сдала вообще без ошибок. Потом нужно было сдавать упражнения на площадке. Нас учили выполнять «змейку», «эстакаду», заезд в гараж задним ходом, разворот в замкнутом пространстве и параллельную парковку. У меня очень долго не получалась параллельная парковка, вернее стабильности не было – то получается, то нет, и так почти до самого экзамена. И вот представьте, что на экзамене мне попалась как раз она и «эстакада». «Эстакаду» я выполнила без замечаний, а параллельную парковку с замечанием – колесом немножко задела ограничительную черту, но в итоге оба упражнения мне зачли. Когда сдавали третью часть – вождение в городе – то я там тоже чуть не накосячила: ехали по улице, по которой мы с инструктором ездили всего один раз, в самом начале наших выездов в город, и я там затупила с поворотом налево, который выполнила, почти выкатившись на встречку. Но в итоге город тоже зачли (может быть и зря, как оказалось впоследствии).
Как вы понимаете, внутренний экзамен был сдан и меня вместе с другими сдавшими (Свету тоже) выпустили для прохождения экзамена в ГАИ, который наш поток сдавал в начале апреля. И вот дальше у меня начались сложности, о которых я расскажу в следующих частях повествования. Для затравки сообщу, что права я получила только с четвёртой попытки – три раза не могла сдать город.
Продолжение следует.
Если интересно, то про наш Матиз можно прочитать во второй половине следующей статьи: