Андрей МУСАЛОВ
Из книги «Хроники Даманского». 2019 г.
2 марта в России будут вспоминать героев, отдавших свои жизни при защите рубежей Отечества в районе острова Даманский. В далеком уже, 1969 году, пограничники Иманского отряда вступили в смертельный бой, проявив подлинные образцы мужества и стойкости. Одним из них стал киномеханик заставы «Нижне-Михайловка» Николай Петров, до последнего не выпускавший из рук свой фотоаппарат и зафиксировавший подробности того рокового события...
2 марта 1969 года, в 11 часов 15 минут по льду замёрзшей дальневосточной реки Уссури группа советских пограничников двигалась навстречу с группой солдат Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Фигуры китайцев в характерном зелёном обмундировании неподвижными статуями застыли рядом с берегом острова Даманский, густо поросшего кустарником и травой. Под валенками наших бойцов мерно поскрипывал наметённый за ночь снег, в морозном воздухе звонко позвякивало оружие, ветер шумел в ветвях кустарника. Это были единственные звуки, что нарушали тишину над замёрзшей рекой.
Впереди группы пограничников шёл одетый в белый полушубок старший лейтенант Иван Стрельников, начальник пограничной заставы «Нижне-Михайловка». Он хорошо знал тех, к кому шёл. Вот уже длительное время его подчинённые почти ежедневно дрались с этими солдатами китайской армии. Выходя с погранпоста «Гунсы», солдаты соседнего государства раз за разом пытались прорваться через границу, устраивая потасовки, выкрикивая лозунги и оскорбления.
Волевой и решительный, Стрельников раз за разом заявлял протест действиям военнослужащих сопредельной стороны, предлагал тщедушному командиру, возглавлявшему провокаторов, покинуть советскую территорию. Тот делано равнодушно выслушивал советского офицера, затем начинал возмущенно бормотал что-то по-китайски. Настоящий маоист — верный сторонник идей «великого китайского кормчего» Мао Цзэдуна.
Подчинённые китайского командира выкрикивали лозунги и оскорбления, размахивали цитатниками, доводя себя до экзальтации. Перепалка быстро перерастала в схватку, в ходе которой в ход шли заранее приготовленные палки, дубины, приклады карабинов и автоматов. Из разбитых носов и надбровий хлестала кровь, кто-то хватался за сломанную руку или разбитое лицо. Солдаты Стрельникова, крепкие и могучие сибиряки, раз за разом теснили толпу китайцев. Те не выдерживали и бежали к своему берегу. На время над рекой вновь воцарялась тишина… До следующего раза.
Однако на этот раз всё было иначе. Построившись в две шеренги, китайские солдаты молча ожидали приближения советских военнослужащих. В их руках не было видно привычных дубин и палок. Лишь автоматы за спиной. Не было слышно привычных криков и ругательств… Только шумел ветер в кустарнике.
Было очевидно, что провокаторы вновь что-то задумали. Но это не остановило Ивана Стрельникова. Он продолжал упрямо шагать вперёд. Что бы там ни было, он никому не уступит ни пяди советской земли. «Границы СССР священны и неприкосновенны!» — таков закон советских пограничников!
Следом за Стрениковым шёл старший лейтенант Николай Буйневич, оперуполномоченного отдела военной контрразведки. Надёжный парень, с хорошим чувством юмора, он был ещё и отличным боксёром, перворазрядником. Николай не раз использовал свой хорошо поставленный удар в драках с провокаторами. Рядом с Буйневичем высилась фигура рядового Анатолия Денисенко — личного «телохранителя» начальника заставы. Лицо Анатолия было разбито в одной из предыдущих схваток с китайцами, но несмотря на ранение он вновь и вновь шёл на лёд Уссури, чтобы прикрывать командира.
Позади Стрельникова, Буйневича и Денисенко шли рядовые Иван Ветрич, Александр Ионин, Владимир Изотов, Александр Шестаков. Последним шёл рядовой Николай Петров. Он был нештатным фотографом и киномехаником заставы «Нижне-Михайловка».
Вот и на этот раз Николай поднёс объектив к глазам и нажал на кнопку спуска фотоаппарата. В кадр попали шеренги китайцев на льду реки, недвижимо стоявших на льду. Подойдя ближе, Петров вновь поднял фотоаппарат. В объективе появились фигурки пограничников, шедших навстречу маоистам. Вот Стрельников подходит к командиру китайцев и зычно, как и положено полномочному представителю своей страны, говорит: «Именем Союза Советских Социалистических республик…»
Внезапно где-то на острове сухо щёлкнул выстрел. Командир маоистов что-то крикнул и махнул рукой. Передняя шеренга расступилась, за ней показалась вторая. Солдаты в ней стояли с оружием в положение «на изготовку». Они были готовы стрелять!
Рядовой Петров ещё успел сделать один кадр. В следующую секунду загрохотали китайские автоматы и очереди прошили фотографа и тех, кто стоял рядом с ним. Словно подкошенный, упал Стрельников, рядом, обливаясь кровью, рухнули Буйневич… Упал Денисенко и остальные солдаты. Упал на лёд и прошитый пулями Николай Петров. Последнее что он успел сделать – спрятать камеру за пазуху полушубка…
Николай родился 16 марта 1947 года, в Улан-Удэ. Его отец бросил семью, когда Коле было десять месяцев. Чтобы поставить сына на ноги, его мама — Мария Захаровна, работала в сборочном цехе локомотивно-вагонного завода. До 11 лет Николай жил с мамой, тетей и бабушкой в ветхом бараке, но при этом его девство было счастливым. По воспоминаниям родственников, мама старалась для этого, как могла.
Коля рос любознательным и изобретательным мальчишкой. Много читал, постоянно что-то придумывал и изобретал. Когда Коле в пять лет подарили картонный фильмоскоп, он приспособил к нему электрический фонарик и стал устраивать для домашних что-то вроде киносеансов.
Учился Коля хорошо, при этом он увлекался музыкой: играл на кларнете, фортепиано, баяне, аккордеоне. Не пропал и зуд изобретательства — как-то Петров переделал обычную акустическую гитару в электрическую, а из старого аккордеона создал электропианино.
Как позже вспоминал заслуженный деятель культуры Бурятской АССР В. Хижняков, для школы № 42 Николай изобрел издававшую звуки нотную доску. При этом, генератор, усилитель и вибратор звучания школьник собрал по собственной схеме. Доска была автономной, могла работать от батареек. Изобретение стало отличным подспорьем для преподавания пения и музыки.
Кроме того, Петров увлекся киноделом и радиолюбительством — он записался в кружок киномехаников и постоянно пропадал в школьном радиоузле. Но главной его страстью стало фотографирование. Когда Николаю исполнилось двенадцать, Мария Захаровна подарила ему фотоаппарат «Смена-2».
После 8-го класса Николай пошел работать на тот же локомотивно-вагонный завод, где трудилась его мама. Сначала он был учеником слесаря-ремонтника кислородных установок, а после освоения профессии, стал аппаратчиком, добившись высокого 5-го разряда. В 1963 году, за высокие показатели Николаю присвоили звание Ударника коммунистического труда.
При этом Петров продолжал много фотографировать и заниматься киноделом. Поначалу он подрабатывал в летнем кинотеатре городского парка. Позже, успешно сдав экзамен на киномеханика, устроился на подработку в крупнейший кинозал Улан-Удэ. В заводской любительской киностудии Николай обучился и искусству киносъемки, причем, настолько, что его пригласили внештатным корреспондентом на телевидение Улан-Удэ.
11 ноября 1968 года Петров был призван на срочную военную службу, в пограничные войска. Как и большинство призывников из Улан-Удэ, Николая направили на Дальний Восток, в Иманский пограничный отряд. Так он и попал на заставу «Нижне-Михйловку».
В то время провокации на участке заставы были ежедневной рутиной. Каждый день происходили столкновения пограничников с провокаторами. Китайская сторона всё время вела кино- и фотосъемку, чтобы затем обвинить советскую сторону в «агрессивном поведении». Требовалось что-то предпринять в ответ. Однажды начальник заставы Иван Стрельников выдал Петрову фотоаппарат «Зоркий-4» и портативную кинокамеру: «Будешь снимать провокации, чтобы не возникало к нам никаких претензий». С тех пор Петров фиксировал всё, то происходило на льду Уссури — выяснения отношений, провокации, драки…
2 марта бездыханного тела Николая нарушители забрали кинокамеру. Но фотоаппарат, спрятанный под полушубком, не заметили. Его обнаружил фотокорреспондент окружной газеты «Пограничник на Тихом океане» Владимир Гречухин. Он знал Николая при жизни — фотографы общались, делились опытом. Петров даже передавал через Гречухина ряд своих снимков в редакцию.
Теперь фотокорреспонденту предстояла тяжкая миссия — заснять погибших на льду Уссури на фотоплёнку. Позже Гречухин вспоминал:
— Расстрелянную группу пограничников мы нашли на восточной оконечности Даманского. У Петрова на шее виднелся след от пули… Рядом валялась простреленная сумка от кинокамеры. Когда его тело стали поднимать в БТР, я увидел на шее ремешок футляра. Под полушубком нашёл «Зоркий-4». Николай, видимо, не забывал мои уроки, и, снимая, на морозе, держал фотоаппарат в тепле. Камеры не было. Очевидно, китайцы её унесли, а фотоаппарат в спешке не заметили.
На заставе нашёл бумажный проявитель. В обычной алюминиевой солдатской чашке развёл его, в другой — фиксаж. В каптёрке, накрывшись двумя шинелями, протягивал плёнку через проявитель. На плёнке было четыре кадра: общий вид комсомольского собрания, накануне вечером. И китайцы – цепь издалека, цепь вблизи и почти вплотную, с поднявшим руку вверх человеком на переднем плане. Видимо, это был сигнал своим к открытию огня. Негатив получился серый, вялый. Пришлось повозиться, чтобы сделать его контрастнее. Тут же отпечатал несколько экземпляров фотографий.
Три снимка, сделанные Николаем в последние секунды его жизни, сыграли важную роль при расследовании обстоятельств произошедшего на острове Даманский. Они стали убедительными доказательствами того, что инициаторами вооружённого конфликта стали именно китайские военнослужащие. Фотографии Петрова обошли страницы газет всего мира, демонстрировались на заседании представителей ООН, вызвав огромный резонанс.
За мужество и отвагу, проявленные при защите государственной границы СССР, Николай Николаевич Петров был посмертно награжден орденом Красной Звезды. В рядах пограничных войск он отслужил всего лишь три с половиной месяца. Но при этом стал легендой границы, человеком, которого будут помнить многие поколения патриотов нашей страны.