Найти тему
Кольцо времени

Не сей ветер - 6

- Если понадобится, вызовем. Но туда уже летят ещё парни.

- Документы, ценности, с собой забирать потом?

- Ты думаешь одним днём тут управиться? – усмехнулся Виктор. – Собирай пока сюда всё. После Олимпиады мы вернёмся, посмотрим, что куда. Если не вернёмся, позвоню.

- А сейчас спать, если вопросов нет. – Виктор поднялся. – Да вот ещё тебе карта, - достал он карту из другой сумки. Тут пометки есть кое – какие, пригодятся. Сумки с деньгами мы тоже тут оставляем. Оружия и наркотиков нет, не брали. Вы оружие тоже на месте ломайте. Наркотики собирайте. В Питер потом заберём.

- Там своего хватает, - усмехнулся капитан. – Мы фабрику на три года затарили уже.

- Будет на пять, берите.

Обговорив мелочи на завтрашний день, разошлись спать.

.............................................................

- Когда окреп Киев богатствами торговыми и поборами с захваченных земель вокруг. Стал он предъявлять претензии на земли соседей. Но воспротивились его власти Владимир, ставший столицей Ростово-Суздальской земли на северо-востоке Руси, и на юго-западе — Галич, ставший столицей Перемышльско - Теребовльской земли. Сконцентрировавшие в своих руках власть князья этих княжеств не приняли Киев. Не претендуя сами на его престол, они умело влияли на престолонаследие, поддерживая ту и ли иную партию в самом Киевском княжестве. Назревала если не война, то крупная разборка.

- Они что драться собирались меж собой? – взмахнул рукой слушавший читающего летопись писаря мальчик. – Они ж все руссы были?

- Руссы княжич, русы, - кивнул писарь. – Только к тому времени многие, приняв христианство забыли о Боге.

- Как это? – нахмурил лоб мальчик. – Они ж приняли христианство. А Бог велит любить ближнего. Не убий, - главное требование.

- Если б на деле всё было так, - усмехнулся криво писарь. – Новая вера прощала большие грехи. Князья стали строить церкви, вместо крепостных стен. Несли в них большие дары, выпрашивая прощение за грехи.

- И Бог прощал? – расширил глаза мальчик.

- Прощали священники, - дёрнул щекой писарь, - Бог тут ни причём. Дары принимал не он. И грехи отпускали священники, не Бог.

- Так, так можно всё оправдать тогда? – покачал головой мальчик. – Что это за Бог такой?

- О Боге ты спроси у митрополита княжич, - оглянулся на дверь писарь. – Я тебе только летопись читаю. Будешь дальше слушать?

- Читай, - махнул рукой мальчик и, соскочив с лавки, где сидел, стал расхаживать по горнице.

- Князья не успели решить этот важный для Руси вопрос, объединение власти, мирным путём. То ли ромеи узнали, то ли так совпало. Но пришла на Русь беда. Воспользовавшись доверчивостью князей, были они созваны в Киев. И там, тех, кто противился новой вере убили лютой смертью. А остальным придали свои карательные отряды. И прошёл крест по Руси огнём. Сжигая не только непокорных, но и целые города.

Первыми жертвами пали Южные города с Владимиром. Опустели земли. Живые попрятались в дубравах и оврагах. Но не долго. Гнев и обида собрали ответчиков. К тому времени ромейские отряды ушли к себе. И обиженные смогли напасть на Киев. Они его считали предателем веры и Руси. Мщение было лютым и скорым. Город сожгли, христиан убили, кто не успел убежать. В отместку ромеи вернулись и напали на целые ещё западные города. Наученные горьким опытом те защищались. Скорбь и запустения опустились на земли Руссов, - вздохнул тяжело писарь и, смахнув ладонью не прошенную слезу посмотрел на мальчика. Тот продолжал ходить, заложив руки за спину.

- Ослаблением земли воспользовались Литовские князья. Проводя наступательную политику, они заняли много русских земель и противопоставили себя ромеям.

- А они кто были по вере? – остановился княжич, глядя на чтеца.

- Они тоже в то время насаждали ромейскую веру. Но более жёсткую, чем царьградцы, - поднял голову писарь. – Туда вера пришла с запада, из франкских земель.

- А к нам из Царьграда? – кивнул мальчик, - понятно. Читай дальше.

- Постепенно Русь восстанавливалась. Отстраивались сожженные города, множился народ. Но гнёт, принесённый ромеями, остался. Русь платила великую дань. Что лежало тяжёлым гнётом на земле. Тормозя развитие. К тому же чужаки заимели правило часто разъезжать по землям небольшими отрядами. Забирали понравившихся женщин, детей. Кто сопротивлялся, убивали. Это всё способствовало накоплению гнева и обид. Что порой приводило к бунтам. С каждым годом всё чаще и чаще.

- А собраться всем вместе и прогнать обидчиков, почему нельзя было? – опять остановился мальчик и смотрел на писаря требовательно, закусив губу.

- Умелая политика чужеземцев по разобщению князей до поры до времени сдерживало это, - поморщился писарь. – К тому же и князья были под пристальным контролем захватчиков. Не все хотели жертвовать своим благополучием и тем более жизнью.

- Трусы, - скрипнул зубами мальчик.

- Не всё так просто княжич, - усмехнулся писарь. – Но процесс шёл. Прадед твой, Иоанн, первым поднял вопрос об объединении. И не только заговорил об этом, но и стал проводить это в деле.

- Вот видишь, - мальчик опять остановился, - я верил, что найдётся смелый.

- Смелый нашёлся, - кивнул писарь. – Стал постепенно объединять земли. Для этого перенеся столицу в новый город. В Москву. Туда переехал и митрополит. Дело, начатое прадедом продолжить следует теперь тебе княжич, - писарь пристально смотрел на мальчика. – Сумеешь?

- Мне? – мальчик нахмурил брови.

- Тебе княжич, тебе, - покачал головой писарь. – Ты теперь князь Московский.

- Ну, раз такой выбор, продолжу, - махнул решительно рукой мальчик. – Только что делать я ещё не знаю.

- А это тебе подскажут, - улыбнулся писарь. – Одного не оставят.

- А вот и подсказчики кажется, - писарь прислушался. В коридоре послышались тяжёлые шаги, и в палату вошёл митрополит. Улыбнувшись мальчику, протянул руку.

- Владыка, ты подскажешь мне, как Русь освободить от гнёта? – подался тот к старцу.

- Конечно, подскажу, воитель ты мой, - обнял пришедший мальчика и сурово взглянул на вскочившего писаря.

- Что читаешь? – увидев в руках того книгу, спросил.

- Пришествие беды на земли наши, владыка, - поклонился низко писарь. – Взял в библиотеки у Фёдора.

- Это можно читать, - разгладил сердитость на лице митрополит. – Ты что – то хотел спросить, княжич? – посмотрел он на мальчика.

- Хотел владыка, - сдвинул мальчик брови, - до коле Русь страдать будет?

- Хороший вопрос, отрок, - улыбнулся мужчина и, кивнув на лавку, сел сам. – Очень хороший. Вот мы с тобой его и будем решать. Не откажешься?

- Одни? – распахнул глаза обрадовано мальчик.

- Одни не решим, - покачал головой митрополит, - будем Русь призывать всю. Пора от гнёта избавиться. Чувствую я, чаша народного терпения переполняется.

- С чего начнём владыка? - подскочил в нетерпении мальчик.

- Для начала нам нужно решить два вопроса, - показал два пальца митрополит.

- Первый, это укрепить саму Москву. Чтобы крепко стояла.

- Стены новые возвести? – скривился мальчик, - толку от них. Сожгут, если захотят.

- А чтобы не сожгли, поставим мы стены каменные, - потрепал митрополит мальчика по руке. – И немедленно начнём.

- А второй вопрос? – сдвинул брови княжич.

- Продолжаем притягивать соседей, - развёл руками митрополит. – Одним нам чужеземцев и их приспешников не осилить. И в первую очередь есть необходимость решить вопрос с Литовцами. Уж больно нагло они нахватали русских земель. И не останавливаются, кстати. Так они и до Москвы дойдут.

Согласно официальной истории: - В 1362 году великий князь литовский Ольгерд Гедиминович разгромил при Синих Водах трёх ордынских князей, включил в состав своего государства Киев, Подолье, Посемье и Переяславль Южный, прекратив данническую зависимость этих земель от Золотой Орды. В 1368 году обострился конфликт в Тверском княжестве, долгое время после разгрома 1327 года находившемся под контролем Москвы. Микулинский князь Михаил Александрович с помощью состоявшего с ним в родстве Ольгерда занял тверской престол, выгнав своего дядю, Василия Михайловича, главу кашинских князей, состоявших в родстве с московскими. Дважды (в 1368 и в 1370 годах) московская рать вторгалась под Тверь и дважды после этого Ольгерд безуспешно осаждал Москву, в которой в 1367 году был отстроен новый белокаменный Кремль.

-2
-3

-4
-5