Павел Михайлович Мульханов безусловно был одним из самых известных, востребованных и плодовитых архитекторов Петербурга в начале прошлого века. Работал он быстро, качественно и очень много. Высокий темп конечно не предполагал особого разнообразия планировочных решений в его проектах, но своему любимому делу – созданию авторского декора – Павел Михайлович умудрялся практически никогда не изменять. Скорее всего именно эти, порою весьма «обильные» и витиеватые декорации, обеспечили Мульханову столь высокую популярность в среде столичного купечества, имевшем свои представления о красоте и изяществе. Основную массу заказов он выполнял на Петербургской стороне, но не отказывался конечно и от других предложений. Особенно если сии предложения исходили от респектабельных клиентов…
Заказчиком строительства небольшого доходного дома в Измайловских ротах был потомственный почетный гражданин и представитель известного купеческого семейства Михаил Иванович Дернов. Родоначальник этой династии - костромской крестьянин Иван Михайлович Дернов, перебравшийся в Петербург в 1871-м и открывший в столице несколько винных лавок, а также начавший параллельно заниматься торговлей «мануфактурным товаром». Его наследниками были три сына – Иван, Михаил и Николай. Наверное самым известным из них был старший брат – Иван Иванович. Он сумел вывести торговлю мануфактурой на совершенно новый уровень, стал купцом первой гильдии, крупным землевладельцем, собственником доходных домов в столице (знаменитый дом с «башней литераторов» на Таврической строился именно по его заказу) и конечно весьма заметным благотворителем. Основой состояния Ивана Ивановича был торговый дом «Братья И.и Н. Дерновы», которым он владел на паях с самым младшим братом – Николаем Ивановичем. Средний брат – Михаил Иванович был более связан с производством, чем с привычной торговлей. Он служил директором акционерного общества «Александро-Невской мануфактуры К.Я. Паль общество» - крупного мануфактурного производства, созданного Карлом Яковлевичем Палем. Впрочем занимался он конечно и торговлей, а в 1912-м стал председателем правления старого торгового товарищества «П.Д. Шумилов и И.М. Дернов», которое некогда возглавляла его матушка – Анна Васильевна, после смерти своего супруга.
В отличии от братьев Михаил Иванович довольно долго особого интереса к доходной недвижимости не проявлял. Дом в 8-й роте Измайловского полка, построенный по проекту Мульханова в 1905-м, был только вторым зданием ему принадлежавшим. Выбор архитектора, в данном случае, полагаю отнюдь не случаен. Участок был довольно скромным, но Михаил Иванович явно не хотел рисковать и рассчитывал возвести компактный дом для солидной публики. При этом, стоит сказать, что братья Дерновы в своих доходных проектах отдавали предпочтение стилистике помпезной поздней эклектики и за новыми модами отнюдь не гонялись. По их мнению настоящая «солидность» выглядела именно так. Тут Павел Михайлович был просто идеальным исполнителем…
Он не стал особенно мудрствовать с общей планировкой и использовал то, что уже проверил на практике не один раз (за первые десять лет своей замечательной карьеры он уже успел реализовать более шестидесяти проектов). Пять этажей с симметричными боковыми ризалитами и «трех этажным» эркером в центре.
Совмещенная парадная и въезд во двор. Компактный боковой флигель формирующий общей г-образный план здания.
«Нестандартным» можно тут считать только отдельно стоящий довольно симпатичный флигель дворовый в два этажа с мансардой, вероятно предназначавшийся для прислуги. Но и это в принципе явление заурядное.
Планировка парадной тоже имела весьма привычный вид. Достаточно просторный холл с камином,
большие окна, выходившие на светлый, по столичным меркам, двор и площадки с двумя квартирами на этаж разной площади и разного уровня комфортабельности.
А вот с «фирменным» декором Павел Михайлович развернулся, как и следовало ожидать, от души… Затейливые щипцы, полуциркульные окна самого престижного этажа, пышные эклектичные наличники, дамские маскароны, львы, лепные гирлянды. Все в лучших традициях уже ушедшей моды.
В парадной сия «линия» была продолжена характерной лепниной, роскошными розетками и даже неожиданным львом над окном последнего этажа.
Любимые Мульхановым масштабные витиеватые лепные панно в холле по неизвестной причине посвящены музыкальной тематике.
И только лестничные ограждения тактично намекают, что на дворе уже совсем другое время…
Тут можно с достаточно большой долей уверенности сказать, что заказчику полученный результат пришелся по душе.
Вообще в 1905-м у Михаила Ивановича Дернова совпало сразу несколько событий, ему исполнилось ровно 50, он окончил строительство этого доходного дома и, наверное для многих неожиданно, потерял старшего брата Ивана Ивановича, который скончался едва дожив до 54-лет…
Интересно, что именно в этот период Михаил Иванович постепенно увеличивает объёмы своей недвижимой собственности, в чем ранее был откровенно пассивен. Уже в 1906-м ему принадлежит четыре доходных дома в Петербурге, а к 1910-му – пять. Но через год – он продает практически все, вероятно не плохо на этом заработав. В 1912-м ему принадлежит только один доходный дом. Именно этот. В Измайловских ротах. Он останется его собственностью вплоть до 1917-го. Логично предположить что…Но нет. Сам Дернов тут никогда не проживал. Долгое время он жил на Вознесенском проспекте, а именно в 1912-м перебрался в роскошный доходный дом на Гороховой, построенный в не менее помпезном стиле, и формально принадлежавший его супруге - Екатерине Александровне Дерновой. К слову, его младший брат Николай, тоже крупный домовладелец, свою недвижимость никогда не распродавал. Будучи владельцем пяти доходных зданий в Петербурге он и встретил 1917-й…
Такая вот история.