Экономический рост Германии в последней четверти XIX в. заставил ведущие британские круги задуматься о том, как обеспечить будущее господство на морях.
Энергетика была критически важным фактором развития боевых действий с участием Великобритании: в качестве топлива использовался преимущественно уголь, добытый на британских шахтах.
Еще до начала ХХ века нефтяные компании призывали Королевский военно-морской флот Великобритании перевести свои корабли, работающие на угле, на двигатели, потребляющие нефть.
Старшие военно-морские офицеры с готовностью согласились с тем, что это даст значительные преимущества: повышение скорости кораблей, бездымное горение, улучшенная маневренность, освобождение места на борту для вооружения, сокращение численности экипажа и возможность простой дозаправки в море.
Однако в Британской империи не было известных залежей нефти, и только этот фактор убедил большинство в том, что конверсия не отвечала бы интересам Королевского военно-морского флота. Тем временем военно-морской флот Германии, у которого также не было надежного доступа к нефти, усердно планировал перевод линкоров своего военно-морского флота на использование нефти.
Уинстон Черчилль, назначенный первым лордом Адмиралтейства, в июле 1913 года в обращении к парламенту сказал:
«Мы должны стать владельцами или, по крайней мере, контролерами у источника, по крайней мере, части поставок природной нефти, в которой мы нуждаемся».
Османская империя, контролировавшая Ближний Восток в 1914 году, стала центром конфликта между Британской и Германской империями, обе из которых хотели получить доступ к ее обширным нефтяным месторождениям.
Британская империя была настолько уверена в успехе операций на Ближнем Востоке, что между Францией и Великобританией 19 мая 1916 года было заключено секретное соглашение Сайкса-Пико о разделе арабских территорий бывшей Османской империи на сферы влияния.
Во время войны количество легковых и грузовых автомобилей в британской армии выросло почти в тысячу раз, а мотоциклов - более чем в две тысячи раз. Высокопоставленный британский политик лорд Керзон сказал:
«Союзники пришли к победе на волне нефти».
В результате победоносного завершения войны в конце 1918 года Британская империя выполнила стратегическую задачу, поставленную Черчиллем почти десятилетием ранее.
Подумайте, как эти события повлияли на судьбу Ближнего Востока.