Найти в Дзене
Думающая история

Как Британия получила контроль над нефтью Ближнего Востока

Экономический рост Германии в последней четверти XIX в. заставил ведущие британские круги задуматься о том, как обеспечить будущее господство на морях.

Энергетика была критически важным фактором развития боевых действий с участием Великобритании: в качестве топлива использовался преимущественно уголь, добытый на британских шахтах.

Еще до начала ХХ века нефтяные компании призывали Королевский военно-морской флот Великобритании перевести свои корабли, работающие на угле, на двигатели, потребляющие нефть.

Старшие военно-морские офицеры с готовностью согласились с тем, что это даст значительные преимущества: повышение скорости кораблей, бездымное горение, улучшенная маневренность, освобождение места на борту для вооружения, сокращение численности экипажа и возможность простой дозаправки в море.

Однако в Британской империи не было известных залежей нефти, и только этот фактор убедил большинство в том, что конверсия не отвечала бы интересам Королевского военно-морского флота. Тем временем военно-морской флот Германии, у которого также не было надежного доступа к нефти, усердно планировал перевод линкоров своего военно-морского флота на использование нефти.

Британский «Непобедимый» (1907 г.) - первый линейный крейсер мира, работающий на смеси угля и нефти. Распыление нефти на уголь увеличивала скорость его горения. Источник изображения: en.wikipedia.org
Британский «Непобедимый» (1907 г.) - первый линейный крейсер мира, работающий на смеси угля и нефти. Распыление нефти на уголь увеличивала скорость его горения. Источник изображения: en.wikipedia.org

Уинстон Черчилль, назначенный первым лордом Адмиралтейства, в июле 1913 года в обращении к парламенту сказал:

«Мы должны стать владельцами или, по крайней мере, контролерами у источника, по крайней мере, части поставок природной нефти, в которой мы нуждаемся».
Германский легкий крейсер «Бреслау»,  работающий на нефти (спущен на воду в 1911 г.). Военные корабли Германии "Гебен" и "Бреслау" обстреляли российские города в Крыму и ее военно-морской флот в октябре 1914 года, что стало событием, подтолкнувшим  к объявлению Германии войны. Источник изображения: ru.wikipedia.org
Германский легкий крейсер «Бреслау», работающий на нефти (спущен на воду в 1911 г.). Военные корабли Германии "Гебен" и "Бреслау" обстреляли российские города в Крыму и ее военно-морской флот в октябре 1914 года, что стало событием, подтолкнувшим к объявлению Германии войны. Источник изображения: ru.wikipedia.org

Османская империя, контролировавшая Ближний Восток в 1914 году, стала центром конфликта между Британской и Германской империями, обе из которых хотели получить доступ к ее обширным нефтяным месторождениям.

Британская империя была настолько уверена в успехе операций на Ближнем Востоке, что между Францией и Великобританией 19 мая 1916 года было заключено секретное соглашение Сайкса-Пико о разделе арабских территорий бывшей Османской империи на сферы влияния.

Раздел сфер влияния на Ближнем Востоке по Соглашению Сайкса-Пико. Источник изображения: awrus7.livejournal.com
Раздел сфер влияния на Ближнем Востоке по Соглашению Сайкса-Пико. Источник изображения: awrus7.livejournal.com

Во время войны количество легковых и грузовых автомобилей в британской армии выросло почти в тысячу раз, а мотоциклов - более чем в две тысячи раз. Высокопоставленный британский политик лорд Керзон сказал:

«Союзники пришли к победе на волне нефти».

В результате победоносного завершения войны в конце 1918 года Британская империя выполнила стратегическую задачу, поставленную Черчиллем почти десятилетием ранее.

Подумайте, как эти события повлияли на судьбу Ближнего Востока.

Использованная литература

John V. Basarin. Oil: The Underlying Reason for Gallipoli - Australian Institute of International Affairs