Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Заговор обреченных" (СССР, 1950), "Живой труп" (СССР, 1969), "Домой. СССР, 1960): "за" и "против"

Живой труп. СССР, 1969. Режиссер и сценарист Владимир Венгеров (по одноименной пьесе Л.Н.Толстого). Актеры: Алексей Баталов, Алла Демидова, Олег Басилашвили, Лидия Штыкан, Елена Чёрная, Софья Пилявская, Евгений Кузнецов, Светлана Тома, Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Венгеров (1920–1997) поставил 13 фильмов, 7 из которых («Кортик», «Два капитана», «Рабочий поселок», «Живой труп» (две экранизации), «Балтийское небо», «Порожний рейс») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В год выхода драмы «Живой труп» на экраны кинокритик Михаил Блейман (1904-1973) писал, что эта картина«в известной степени как будто противостоит «Дворянскому гнезду» с его пышностью. Здесь все подчеркнуто скромно и подчеркнуто достоверно. Скромна уставленная «бесстильной» рыночной мебелью квартира Протасова, скромны комнатки деревянного домика в Новой деревне, где живут цыгане. Мало того, в фильме режиссера В. Венгерова удивительно внимание к реалистической детализации, к безукоризненной точности. … Выстраивая свой фильм, В. Венгеров был, конечно, поставлен перед необходимостью сокращения толстовских текстов и, к сожалению, был вынужден пожертвовать теми текстами, которые создавали непрерывность движения характера Протасова. Вместе с тем драматические «пики» не могли быть опущены — фильм стал бы бессвязным. И вот незаметно для авторов центр фильма стал смещаться. Трагедия Протасова, который не может жить той жизнью, к которой его вынуждают обстоятельства, замещается драмой Лизы Протасовой и любящего ее Каренина. Фильм становится не столько трагедией Протасова, сколько драмой ситуации, парадоксальность которой в том, что любящая Протасова Лиза и милый человек Каренин как бы вынуждают Протасова кончить самоубийством. Конечно, можно трактовать «Живой труп» и так, но такая трактовка мельчит образ Протасова, превращает его в персонифицированную частность сложной и выигрышной драматической ситуации. А ведь главное в «Живом трупе» — Протасов с его невозможностью жить ложной жизнью, с нежеланием служить, пресмыкаться, делать пустое, говорить ежедневно ложь. И совсем не случаен в его судьбе именно цыганский мотив. Вспомним, что означали цыгане в литературе всего русского XIX века — они были символом свободы от условностей, жизни дикой, естественной и свободной. …

Я не могу согласиться с упреками, которые обращают к исполнителю роли Протасова А. Баталову. Критики не в его пользу сопоставляют образ, созданный им, с образами, созданными на театре М. Романовым, Н. Симоновым. Между тем Баталов играет свою роль верно, с пониманием характера своего героя, играет достоверно! Беда в том, что фильм не дает ему простора, места, ему отведенного в фильме, совсем не достаточно. У него нет возможности размышлять, нет возможности сопоставлять ситуации, прийти к решению оставить жизнь, стать сначала «живым трупом», а потом умереть. Беда тут в том, что актер не мог сыграть больше того, что ему было предоставлено сыграть режиссером фильма. Ошибка режиссуры «Живого трупа» в том, что она уравняла аксессуары с драмой, подробности трагедии, пусть и толстовские, с ней самой. Подробности здесь иногда к месту, они характеризуют среду, и характеризуют ее точно. Но беда в том, что они замещают трагедию личности, ту трагедию, о которой писал Толстой и которую мы имели право увидеть на экране.

Буквальное следование в «Живом трупе» толстовским подробностям низводит трагедию до бытовой драмы. В этом фильме уравнены обстоятельства трагедии с нею самой, а следовательно, исчезает трагедия. И все-таки мне многое нравится и в «Дворянском гнезде», и в «Живом трупе». Оба фильма, несомненно, отмечены культурой, вниманием к литературе, оба демонстрируют несомненное мастерство, броское и яркое в «Дворянском гнезде» и реалистически добротное в «Живом трупе». Наконец, в обоих фильмах отлично играют актеры — назову хотя бы И. Купченко и Н. Михалкова в «Дворянском гнезде» и А. Баталова, А. Демидову, О. Басилашвили в «Живом трупе». Но тем не менее я вынужден сказать, что замыслы фильмов и А. Михалкова-Кончаловского, и В. Венгерова были интереснее и значительнее, нежели способы их реализации» (Блейман, 1969).

Зрители XXI века до сих пор спорят об этом фильме:

«Лучший "Живой труп"! Все актёры на своих местах. Особенно понравились Баталов и Демидова — лучший тандем! Демидову для себя "открыл заново" — величественная, гордая актриса перевоплотилась в слабую, глубоко страдающую, скромную женщину. Браво! Не могу закрыть глаза на отступления от пьесы — они нарушают смысл текста (сцена беседы родителей Маши с Протасовым, "гибель" Феди, сцена в трактире). Чего мне совсем не понравилось, так это то, что сделали с обычным героем пьесы — Иваном Петровичем. Зачем его превратили в полумистического сумасшедшего? Очевидно, очень уж хотели снять в фильме Смоктуновского и придумали ему подходящий образ, но в пьесе-то всё совсем не так! Зато финал, который тоже изменили, на мой взгляд, стал правильнее, интереснее. Вообще приходиться закрывать глаза на недостатки, так как более удачной экранизации этой пьесы нет и, пожалуй, не будет» (А. Селеверов).

«Фильм местами вымученный. Может от того, что уже в шестидесятых людям снимавшихся в нем было трудно примерить на себя внутренние драмы героев живших во времена Льва Толстого. Нет в этой истории вечных вопросов бытия, а моральная проблема насквозь фальшива и искусственна. Человек застрелился потому, что ему противны речи адвокатов при разводе! От того и некоторая картинность созданных образов. Всех за исключением роли в исполнении Олега Борисова. Баталов и Демидова, по-моему, просто не совсем понимали, что нужно играть. Так как слишком уж велика раздвоенность личностей представленных персонажей. А потому "искренне любящий человек" получился только у актрисы второго плана игравшей Сашеньку. Запомнилась правда фраза Федора Протасова: Мы любим людей за то добро, которое для них сделали и ненавидим за зло, что мы им причинили" Роль законченного эгоиста Баталову и вправду не удалась хотя, повторюсь, он там совсем не злой человек» (Кокакома).

Киновед Александр Федоров

-2

Заговор обреченных. СССР, 1950. Режиссер Михаил Калатозов. Сценарист Николай Вирта (по собственной одноименной пьесе). Актеры: Людмила Скопина, Павел Кадочников, Владимир Дружников, Борис Ситко, Всеволод Аксёнов, Луиза Кошукова, Людмила Врублевская, Иван Пельтцер, Илья Судаков, Софья Пилявская, Александр Вертинский, Максим Штраух, Олег Жаков, Валентина Серова, Ростислав Плятт и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Михаил Калатозов (1903–1973) поставил 12 полнометражных игровых фильма, пять из которых («Верные друзья», «Летят журавли», «Валерий Чкалов», «Заговор обреченных», «Вихри враждебные») вошли в тысячу наиболее популярных советских кинолент.

Парадоксально, но автор плакатно-антизападного, переполненного пропагандистскими штампами, примитивного по драматургии «Заговора обреченных» Михаил Калатозов всего через семь лет после этого прославился гуманистическим шедевром «Летят журавли», получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Но тогда, на пике идеологической конфронтации, М. Калатозов создал своего рода политический комикс, покадрово иллюстрирующий газетные передовицы «Правды» и «Красной звезды».

…В некой восточно-европейской стране (по всем приметам — Чехословакии) создан широкий альянс заговорщиков (националисты, католики, бывшие нацисты и примкнувшие к ним социал-демократы), идейно и финансово поддержанный США и их «югославскими приспешниками» (фильм вышел на экран на пике обострения отношений между Сталиным и Тито). Единственной силой, защищающей «подлинные интересы трудящихся», в этой стране оказываются, разумеется, коммунисты, твердо и бесповоротно ориентированные на Советский Союз (авторы даже не задумались над тем, насколько пародийно/разоблачительно звучал в фильме их лозунг: «Клянемся Сталину и советскому народу — беречь свободу и независимость нашей страны!»). Разогнав по большевицкому образцу 1917-1918 годов местный парламент, коммунисты легко одерживают победу над «обреченными» депутатами (избранными, между прочим, путем демократических выборов)…

В фильме были заняты многие известные актеры того времени (П. Кадочников, В. Дружников, М. Штраух и др.), потенциально способные сыграть объемные характеры. Однако в данном случае от них требовалось иное — жестко акцентированный гротеск и пафос. И надо сказать, с этой задачей они справились отменно: в «Заговоре обреченных» нет ни одного живого, мало-мальски очеловеченного персонажа…

Так что свою политическую миссию в холодной войне «Заговор обречённых» отработал на все сто процентов…

Засто в 1952 году Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) был очень доволен работой Михаила Калатозова (1903–1973): «Фильм «Заговор обреченных»… является ярким обличительным памфлетом против американских империалистов, пытающихся нагло вмешиваться во внутренние дела стан народной демократии. Фильм «Заговор обреченных» с волнующей силой раскрывает победоносную борьбу трудящихся одной из стран народной демократии под испытанным руководством коммунистической партии за укрепление в своей стране диктатуры пролетариата. За национальную независимость против внутренней и международной реакции. … Особенно удались сцены, в которых показан революционный народ, борющейся за свою свободу и независимость, нарастающий революционный подъем в стране, авангардная роль коммунистической партии в борьбе за национальную независимость Родины. Постановщик применил много изобретательности в показе врагов народа, политических подонков общества и их гнусной, подрывной работы. Многими удачно найденными характерными деталями он обнажает перед нами отвратительный облик предателей национальных интересов страны. Их звериную ненависть к победившему народу. Хорошо и правдиво постановщик вывел в картине образ американского посла Мак–Хилла, вдохновителя и руководителя внутренней реакции, и с глубокой убедительностью разоблачает типичные для американского империализма приемы и способы закабаления свободолюбивых народов. … Вдохновенно и талантливо провела роль Ганны Лихты… Л. Скопина. … создавая многогранный образ передовой женщины–коммунистки нашего времени, выдающегося борца за коммунизм» (Большаков, 1952: 27–28).

Аналогичного мнения придерживался один из самых влиятельных кинокритиков того советских времен Ростислав Юренев (1912–2002): «Жизнь показала, что, так же как в свое время в СССР, в странах народной демократии кулачество является важнейшим оплотом контрреволюции. И в фильме появился многозначительный эпизод обнаружения спрятанного кулаком хлеба. … М. Штраух даёт новую, несомненно, более яркую и политически острую, чем в театре, характеристику Мак–Хилла. Ему удалось показать умного и опасного врага, обнаглевшего до крайности в предвидении успехов и растерявшегося перед лицом справедливости, перед фактом победы народа. С силой настоящей реалистической сатиры актёр разоблачает наглеца, открыто грозящего атомной бомбой. Своеобразно и убедительно играет А. Вертинский кардинала Бирнча. Капризные интонации, изощрённый жест, напыщенность князя римской церкви служат прикрытием для прожжённого диверсанта и заговорщика. Вертинский подчёркивает как бы два плана психологии кардинала: изысканность, аристократизм – сверху, и злобу, трусость – внутри. … Фильм «Заговор обречённых» – произведение искусства, рассказывающее правду о борьбе свободолюбивых народов под руководством коммунистических партий с тёмными силами международной реакции, за строительство социализма. Фильм «Заговор обречённых» – правдивое и яркое произведение советского киноискусства – новый вклад в борьбу за мир, за свободу и независимость народов, за коммунизм» (Юренев, 1950).

Фильм «Заговор обреченных», обличающий американский империализм с коммунистических позиций, был снят и вышел в прокат в самый разгар холодной войны между СССР и Западом.

События дальнейших десятилетий показали, что в борьбе за международное влияние СССР и Запад часто применяли похожие методы и приемы, которые позже в трансформированном виде стали использоваться и в постсоветские времена. Однако это нисколько не оправдывает плакатно–комиксную природу «Заговора обреченных». На мой взгляд, этот фильм был и остается ярким кинематографическим образцом пропаганды, лишенной художественной ценности…

Киновед Александр Федоров

-3

Домой. СССР, 1960. Режиссер Александр Абрамов. Сценарист Петр Белобородов. Актеры: Иван Переверзев, Надежда Чередниченко, Зоя Александрова, Пантелеймон Крымов, Николай Крючков, Кирилл Лавров, Любовь Малиновская, Юрий Медведев, Майя Менглет и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Абрамов (1913-2002) поставил всего два полнометражных игровых фильма («Авария» и «Домой»), и им удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Главный персонаж колхозной драмы «Домой» после долгого отсутствия приезжает в родную деревню и понимает, что без него там не обойтись…

Мнения зрителей об этом фильме сегодня существенно расходятся:

«Конечно, это гениальный фильм! Я считаю, что Переверзев – Великий Артист, а это его самая Великая роль. Здесь всё – и характер, и страдания, и предательство, и, конечно, любовь! Славный фильм чудных лет! С Великими Актёрами на экране!» (Алексей).

«Ну, сказать, что фильм гениальный – слишком круто. Обычный фильм тех лет, ничем особо непримечательный. У Переверзева были куда более интересные и значительные роли» (Ф. Козлов).

Киновед Александр Федоров