Найти в Дзене
Учёные Росатома

Карьера молодого ученого: создание радиофармпрепаратов для помощи людям

Оглавление

Маргарита Тюпина выбрала профессию радиохимика, чтобы приносить пользу обществу. Ей всего 31 год, а она уже возглавляет лабораторию комплексных технологий по выделению изотопов и продуктов деления в Радиевом институте им. В. Г. Хлопина. Маргарита занимается созданием уникальных радиофармпрепаратов, в этой статье она рассказала, о выборе профессии, пользе радиофармпрепаратов и росте интереса к профессии медика.

Прежде, чем выбрать профессию химика, Маргарита хотела быть ювелиром, кораблестроителем, реставратором, педагогом начальных классов или же преподавателем французского
Прежде, чем выбрать профессию химика, Маргарита хотела быть ювелиром, кораблестроителем, реставратором, педагогом начальных классов или же преподавателем французского

Про выбор профессии: от преподавателя и ювелира до радиохимика

В средней школе я мечтала стать педагогом начальных классов, как моя любимая первая учительница Светлана Александровна Моденова, или вести уроки французского — сказывалось, что у нас была гимназия с углубленным изучением французского языка. Но учительница меня отговорила, убедила, что преподавание — это не мое.

Тогда я решила стать ювелиром. В десятом классе думала поступить в Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна на специальность «Технология художественной обработки материалов и ювелирных изделий». В том же году досрочно окончила художественную школу с отличием, очень люблю рисовать и по сей день.

В одиннадцатом классе поняла, что химию люблю. В общем, к выпускному у меня в голове не было четкого представления о той специальности, которой хотела бы заниматься, поэтому поступала сразу в четыре вуза — на факультет промышленных технологий лекарств в Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет, на специальность «Реставрация» в Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, на направление «Кораблестроение» в Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций и в Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) на инженерную радиоэкологию и радиохимическую технологию.

Знала только одно — что моя специальность должна приносить пользу обществу. Не прошла я только на реставрацию, во все остальные вузы поступила. Помню, как сижу в пышечной и думаю: «Что же делать? Чего я хочу больше всего? С чем связать свою судьбу?» Первым исключила химфарм: меня насторожило, что на экзаменах преподаватели не объясняли четко задания, многое пришлось угадывать. Потом вычеркнула кораблестроение, потому что подумалось: «Вдруг не увижу результат своего труда и мой корабль никогда не поплывет?» А вот против экологии и радиохимии у меня доводов не было. Моя идея фикс — приносить пользу обществу, здесь она несомненная. И в приемной комиссии мне очень понятно объяснили, куда я могу пойти работать с их дипломом. Список профессий меня впечатлил: экослужба, переработка химических и металлических отходов, водоканал, фирмы по водоочистке, различные научные организации…

Так я и определилась. Пошла учиться в Технологический институт на кафедру инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии по специальности «Химическая технология материалов современной энергетики».

Про начало работы в Радиевом институте

В конце второго курса для нас, студентов, организовали ознакомительную практику на наши профильные предприятия, в их число попал Радиевый институт им. Хлопина. Никогда не забуду, как впервые оказалась на улице Рентгена, 1, увидела музей, «синюю книгу», сертификат Марии Кюри и самое главное — циклотрон. Люблю шутить, что именно его магниты и притянули меня в институт.

Экскурсию вел уважаемый Сергей Васильевич Хлебников, который сам в молодости работал на этом циклотроне и участвовал в его останове. Меня это поразило. Я осознала, что передо мной изобретение, которым гордится вся страна. Это было неизгладимое впечатление, я влюбилась в это место.

На третьем курсе, когда пришло время идти на производственную практику, меня распределили в Радиевый институт. Так я попала в лабораторию к Александру Евгеньевичу Мирославову — одному из ведущих специалистов в мире по карбонильной химии технеция, который стал моим научным руководителем и является им и по сей день. Вместе с приходом в Радиевый институт я получила возможность вместе с ним участвовать в разработке новых радиофармпрепаратов на основе карбонилов технеция. Радовалась, что мне достался этот счастливый билетик.

После отличной защиты диплома меня пригласили на работу. И вот уже 10 лет я в штате института. Сейчас я начальник лаборатории комплексных технологий по выделению изотопов и продуктов деления.

Про самореализацию и ответственность

Я преподаю на кафедре общей и медицинской химии им. проф. В. В. Хорунжего Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Веду два курса: «Химия» и «Физико-химические основы современных методов исследования в медицине». Это очень интересно. С большим удовольствием наблюдаю, какой расцвет профессии спровоцировала пандемия. До ее начала на потоке было много детей, которых в доктора отправили родители как продолжателей династий или просто за какой-то выгодой в дальнейшем, а сами они не очень-то представляли, что это за профессия и какая это ответственность. Не оценивали трудности, которые их ожидают.

Пандемия подействовала отрезвляюще. Для борьбы с ней студентов тоже привлекали, многие столкнулись со страшными вещами, увидели смерть, осознали, какая это ответственность — быть врачом. Теперь к нам часто приходят учиться не только выпускники школ, но и те ребята, которые уже окончили колледж, имеют профессию медсестры, медбрата, опыт работы на скорой. Их приход в профессию — взвешенный и обдуманный взрослый шаг. И мечты у них реальные — работать в поликлиниках, больницах, помогать людям, быть полезными для общества.

Про вдохновение на работе

Самореализация и самосовершенствование! Каждый день чувствуешь себя полезным и нужным обществу человеком. Когда получаешь кристалл, пригодный для рентгеноструктурного анализа, который еще никто не получал, впадаешь в самую настоящую эйфорию. Когда работаешь со студентами и видишь, как они растут, меняются под твоим влиянием, испытываешь чувство гордости за себя, за них, за страну.

Про профессиональные мечты

Мы с научным руководителем и коллегами создаем два радиофармпрепарата, один — для легких, второй — для сердца. Думаю, что в перспективе их можно будет широко использовать, например, во время обязательной диспансеризации. Многие патологии, которые сегодня врачи выявляют в запущенных формах, смогут обнаружить на ранних стадиях. Можно будет предупреждать инфаркты, инсульты, болезни легких. Так, наш кардиотропный препарат с жирными кислотами видит не только само сердце, но и кровоток, он поможет объективно оценить жизнеспособность органа. Я мечтаю, чтобы наш научный руководитель Александр Евгеньевич Мирославов увидел, как эти вещества станут радиофармпрепаратами, дойдут до пациентов и принесут им пользу. Это очень долгий путь, может растянуться на десятилетия. Сама тоже мечтаю создать радиофармпрепарат. Чем не цель жизни? Хочу и дальше работать в институте, приносить пользу и быть хорошим наставником для научной молодежи. Еще было бы здорово защитить мою уже написанную кандидатскую, взяться за докторскую диссертацию и написать учебник или книгу «Химия для чайников».

***
Подписывайтесь на канал и следите за новостями науки.