Прокопий Кесарийский рассказывает о гуннском царе и его сыновьях, которых звали Утигур и Кутригур. После смерти царя единый народ разделился на два племени, каждое из которых назвалось именем своего властителя.
В древности великое множество гуннов, которых тогда называли киммерийцами, занимало те места, о которых я недавно упоминал, и один царь стоял во главе их всех. Как-то над ними властвовал царь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур, другому было имя Кутригур. Когда их отец окончил дни своей жизни, оба они поделили между собою власть и своих подданных каждый назвал своим именем. Так и в мое еще время они наименовались одни утигурами, другие кутригурами. Они все жили в одном месте, имея одни и те же нравы и образ жизни, не имея общения с людьми, которые обитали но ту сторону «Болота» и его устья (Керченского пролива), так как они никогда не переправлялись через эти воды, да и нe подозревали, что через них можно переправиться; они имели такой страх перед этим столь легким делом, что даже никогда не пытались его выполнить, совершенно не пробуя даже совершить этот переезд. По ту сторону Меотийского Болота и его впадения в Эвксинский Понт, как раз на этом берегу и живут с древних времен так называемые готы-тетракситы, о которых я только что упоминал: значительно в стороне от них осели готы-визиготы, вандалы и все остальные племена готов. В прежние времена они назывались также скифами, так как все те племена, которые занимали эти местности, назывались общим именем скифов; некоторые из них назывались савроматами, меланхленами («чернонакидочниками») или каким-либо другим именем. По их рассказам, если только это предание правильно (Никифор Kaликл. XI: 48; Иордан. Гетика. 123), однажды несколько юношей киммерийцев, предаваясь охоте с охотничьими собаками, гнали лань: она убегая от них, бросилась в эти воды. Юноши из-за честолюбия ли, или охваченные азартом, или их побудила к этому какая-либо таинственная воля божества, последовали за этой ланью и не отставали от нее, пока вместе с ней они не достигли противоположного берега. Тут преследуемое ими животное (кто может сказать, что это было такое?) тотчас же исчезло (мне кажется, оно явилось только с той целью, чтобы причинить несчастье живущим там варварам); но юноши, [потерпев неудачу в охоте, нашли для себя неожиданную возможность для новых битв и добычи. Вернувшись возможно скорее в отеческие пределы, они тотчас же поставили всех киммерийцев в известность, что для них эти воды вполне проходимы, И вот, взявшись тотчас же всем народом за оружие, они перешли без замедления «Болото» и оказались на противоположном материке. В это время вандалы уже поднялись с этих мест и утвердились в Ливии, а визиготы поселились в Испании. И вот киммерийцы, внезапно напав на живших на этих равнинах готов, многих из них перебили, остальных же обратили в бегство. Те, которые могли бежать от них, снявшись с этих мест с детьми и женами, покинули отеческие пределы, перейдя через реку Истр, оказались в землях римлян. Сначала они причинили много зла живущему здесь населению, но затем с соизволения императора они поселились во Фракии. С одной стороны, они сражались вместе с римлянами, являясь их союзниками и получая oт императора, как и другие воины, ежегодное жалованье и нося звание "федератов": так называли их тогда римляне этим латинским словом, желая, думаю, тем показать, что готы не были ими побеждены на войне, но заключили с ними договор на основании известных условий. Условия, касающиеся военных дел. по-латыни называются "федора" (foedera), как я это указывал раньше в прежних книгах (III, гл. II, § 4). С другой стороны, часть этих же готов вела с римлянами и войны без всякого основания со стороны римлян, до тех пор, пока не ушла в Италию под начальством Теодориха. Таков ход событий в истории готов.
Перебив одних, заставив других, как я сказал выше, выселиться из страны, гунны заняли эти земли. Из них кутригуры, вызвав своих жен и детей, осели здесь и до моего еще времени жили на этих местах. И хотя они ежегодно получали от императора большие дары, но тем не менее, переходя через реку Истр, они вечно делали набеги на земли императора, являясь то союзниками, то врагами римлян. Утигуры со своим вождем решили вернуться домой, с тем чтобы в дальнейшем владеть этой страной одним. Недалеко от Меотийского Болота они встретили так называемых готов-тетракситов. И сначала готы, устроив преграду из своих щитов против наступавших на них готов, решились отражать их нападение, полагаясь на свою силу и на крепость своих позиций (Перекопский перешеек); они ведь были самыми сильными из всех тамошних варваров. Кроме того, начало устья Меотийского Болота, где в то время обосновались готы-тетракситы, образует залив в виде полумесяца, окружая их почти со всех сторон и поэтому дает для наступающих против них один, и при этом не очень широкий, путь. Но потом (так как ни гунны не хотели тратить здесь на них время, ни готы никак не могли надеяться с достаточным успехом сопротивляться такой массе врагов) они вступили друг с другом в переговоры, с тем, чтобы соединив свои силы вместе, совершить переход; они решили, что готы поселятся на противоположном материке у самого берега пролива, там, где они живут и теперь, и, став на дальнейшее время друзьями и союзниками утигуров, будут жить там все время, пользуясь с ними равными и одинаковыми правами. Вот каким образом основались здесь готы, так как кутригуры, как я уже сказал, остались в землях по ту сторону Болота на запад), то утигуры одни завладели страной, не доставляя римлянам никаких затруднений, так как по месту жительства они совершенно не соприкасались с ними: между ними жило много племен, так что волей-неволей им не приходилось проявлять против них никаких враждебных действий.
За Меотийским Болотом и рекой Танаисом большую часть лежащих тут полей, как мною было сказано, заселили кутригуры-гунны.
Это событие произошло примерно во 2 ой половине 5 века.
Гунны Кидара, кидариты вынуждены были под давлением Сасанидского Ирана и Китайской империи уйти в степи Восточной Европы, они откочевали из Средней Азии в причерноморские степи Северного Кавказа и стали известны как кидарогуры, кутаргар или кутригуры.
"Гур" произошло от перс. "Онагр", означающего "дикий осёл или животное", отсюда же возможно и слово "огур", в значении "дикий бык", в чувашском языке Вӑкӑр.
Кидарогуры, кутаргары, кутригуры своё имя от Кидара, предводителя народа, основанием для этого служат китайские исторические хроники.
Князь Кидара. В начале V в. он завоевал бывшие кушанские земли и основал государство кидаритов [Луконин, 1982, с. 185]. Ниже в этом тексте говорится, что князь Кидара совершил успешный поход в Индию. Время осуществления этой экспедиции в китайских источниках не указано. Купцы из государства кидаритов, о которых сообщается далее в тексте, прибыли в столицу государства Тоба Вэй уже после похода князя в Индию, во время правления императора Ши-цзу (423-452). Об этом свидетельствует последовательность записей в источнике: сообщение о походе, затем о купцах. Нам также известно, что в 442 г. началась война кидаритов с Сасанидской державой, окончившаяся поражением кидаритов. Основываясь на этих данных, можно утверждать, что поход в Индию был совершен ранее 442 г.
Столица государства больших юечжи г. Шэнцзяньши находилась к западу от Фудиша, до Дай 14 500 ли. Граничит на севере с жужанями, [со стороны которых] неоднократно подвергалась нападениям. Тогда перенесли столицу на запад, в г. Боло, до Фудиша 2100 ли. Князь [государства больших юечжи] Цзидоло, отличавшийся воинственностью, мобилизовал войска, пересек к югу Большие горы (Дашань), напал на Северную Индию и подчинил пять государств, находящихся к северу от Ганьтоло.
Гандхара — историческая область на северо-западе Древней Индии.
Столица государства малых юечжи находится в г. Фулоуша. Их князь является сыном Цзидоло (Кидара) — князя больших юечжи. После того как Цзидоло, преследуемый сюннами, переселился на запад, он приказал сыну охранять этот город, поэтому [это государство] и получило название Малые Юечжи. Оно находится к юго-западу от Болу, до Дай 16 600 ли. Прежде кочевали между округами (цзюнь) Сипин и Чжантъе.
Город Фулоуша ***. Город Пурушапур, современный Пешавар на северо-западе Пакистана.