Довольно неутешительной выглядит картинка экономического положения самых известных российских автозаводов, которые выпускают легковушки. Я говорю про наш горячо любимый волжский автозавод и не менее дорогой сердцу столичный «Москвич».
Увы, но по открытым данным долги у обоих предприятий впечатляют. Долг АвтоВАЗа вырос настолько, что уже начал пугать государство.
Поэтому министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что в ближайшее время в Тольятти, скорее всего, уедет помощь в размере 20 миллиардов рублей на погашение задолженности.
Правда, если учесть, что совокупный долг АвтоВАЗа перед кредиторами составляет 120 миллиардов рублей, то выплачивать его всё равно придётся ещё очень и очень долго.
Предлагаю посмотреть, как же российские автозаводы дошли до жизни такой. Тем более, на фоне сильно опустевшего рынка, где теперь нет корейцев, японцев и европейцев.
Почему у «Москвича» всё никак не получается взлететь?
Когда на Россию обрушился град санкций, от нас ушли французы из Renault, много лет владевшие бывшим АЗЛК.
К счастью, правительство и чиновники от промышленности быстро наладили контакт с китайскими партнёрами. Так за несколько месяцев неожиданным образом умудрился возродиться «Москвич».
Правда, старый добрый Москвич-2141 на родном для него предприятии выпускать не стали. Вместо этого под известным каждому россиянину брендом запустили отверточную сборку китайских кроссоверов JAC.
Сначала в ход пошёл компактный кроссовер JAC JS4, который трансформировался в Москвич 3, а затем настала очередь лифтбека JAC Sehol A5. При переезде в Россию ему выдали новые документы с именем Москвич 6.
Казалось бы, у «Москвича» все карты в руках и безбедное будущее.
Поддержка мэрии Москвы и КамАЗа, упор на государственный заказ, автопарки такси и каршеринга. Да и модели вполне себе ходовые. Ведь «тройка» могла бы заменить россиянам любимую «Крету», а «шестёрка» не мене любимую «Октавию».
Почему у «Москвича» пока всё грустно?
Но что-то пошло совсем не так. Во-первых, чистый убыток завода по итогам 2023 года составил 8,6 миллиарда рублей. Кроме того, уже в этом году было и будет вложено ещё 4 миллиарда в модернизацию производственной линии.
А общий долг завода по всем обязательствам и за всё время составляет 42,6 миллиарда рублей.
По словам руководителей предприятия полноценная сборка «Москвичей» в России со сваркой и окраской поможет удешевить себестоимость на 150 000 рублей.
Много это или мало? Если учесть количество вложений, то как-то не очень.
Кроме того, в прошлом году «Москвич» начисто сорвал все свои планы. Ведь изначально планировалось собрать в 2023-ем 100 000 машин.
Но план пришлось сократить до 27 000 единиц. А продать смогли и вовсе лишь 15 тысяч.
При этом для минимальной окупаемости заводу нужно выпускать по 40 000 машин в год. Но опубликованный план на нынешний 2024-й составил 30-35 тысяч автомобилей.
Получается, начальники столичного автозавода уже сейчас понимают и признают, что этот год для предприятия так же будет убыточным.
Почему частники не берут «Москвичи»?
Точного ответа нет, но уже очевидно, что народным возрожденный «Москвич» не стал от слова совсем. Напротив, он проиграл конкуренцию многим китайским маркам, чьи автомобили даже не выпускаются в РФ.
В принципе, это фиаско можно объяснить целым комплексом причин. Прежде всего, слишком высокой ценой, которая ещё и выросла с момента старта производства.
Кроме того, на первых порах были серьёзные проблемы с организацией дилерской сети, часто встречался брак на самих машинах, которые не могли проехать без серьёзных поломок и 20 000 километров.
Это я говорю про кроссовер Москвич 3, если что. Не спас ситуацию и лифтбек Москвич 6. По крайней мере, на данный момент.
А как же государственный заказ?
По тем данным, что есть в сети, за весь 2023-й год все бюджетные учреждения скопом приобрели менее двухсот «Москвичей».
Отдельным блоком стоят государственные унитарные предприятия. Они за год взяли на себя 96 «Москвичей». Одну из самых крупных закупок заводу организовало МВД по Москве, закупив 206 машин.
Но так или иначе, всё это почти никак не помогло предприятию вырулить в ушедшем году. Поможет ли в этом? Возможно, но где объективные предпосылки?
Какое муниципальное учреждение или федеральное ведомство резко купит несколько тысяч «Москвичей»? Сомневаюсь, что таковое найдётся.
Есть ли позитивные пятна?
Если говорить о «Москвиче», то можно отметить, что по сравнению с 2022-м в прошлом году выручка выросла на 40% и составила почти 60 миллиардов рублей.
Но вот валовая прибыль упала на 75%.
А зачем АвтоВАЗу снова хочет помочь государство?
Как я расписал в начале статьи, на сегодняшний день кредиторская задолженность главного автозавода страны выросла до 120 миллиардов рублей.
Такие цифры начали уже напрягать чиновников, поэтому в ближайшее время завод может получить от государства помощь в размере 20 миллиардов.
Чтобы хотя бы немного снизить долговую нагрузку.
Но ведь Лады продаются лучше всех, как так?
Да, с одной стороны, Гранта просто разрывает рынок и ни один китаец даже близко не может к ней подобраться.
С другой, прошлый год всё равно был для предприятия очень сложным. Например, случались многократные остановки конвейера.
Да и обновленная Лада Веста с приставкой NG пока не совсем оправдывает ожидания по продажам. О чём говорит даже сам президент АвтоВАЗа Максим Соколов.
А некоторые дилеры жалуются, что их склады затарены Вестами.
Помимо всего прочего ещё стоит отметить пертурбации с производством Ларгуса, которое перекочевало из Тольятти в Ижевск.
Когда же наши автозаводы наконец будут процветать?
Смотрите, в целом не всё так печально. Долги заводов — это не тоже самое, что долги обычных граждан. Если человек завтра теряет работу, то ему нечем платить по счетам, гасить кредиты.
И он попадает в очень трудное положение вплоть до банкротства. Да и закрывать старые кредиты новыми долго не получится.
А вот у заводов всё немного попроще. У них есть продукция, есть помощь от государства, есть в разы более гибкая кредитная линия. Вот завод реально можно десятилетиями закрывать одними кредитами другие кредиты.
Да и спокойно жить в долг.
Проблема именно российских автозаводов в том, что им попросту некуда расти. На том же «Москвиче» проделана большая работа, но кому эти «Москвичи» покупать?
Кому покупать Лады Весты за 2 миллиона рублей? Да ещё и с подорожавшими кредитами из-за повышения ключевой ставки.
Наш рынок попросту сжался. Некуда на нём разбегаться. Понятное дело, что продажи «Москвича» подскочат влёт, если вместо 2,3 миллиона рублей он будет стоит 1,3 миллиона.
Но тогда эти продажи будут в убыток. И завод своё положение всё равно не поправит. Может ему ещё хуже станет.
Как тут выбраться?
Честно говоря, понятия не имею. Я не такой умный. Если у вас есть свои идеи, то будут очень рад их прочитать.
А вы что скажите, товарищи? Что посоветуете «Москвичу» и АвтоВАЗу?
Буду признателен, если поделитесь мнением в комментариях.
Советую посмотреть:
«Кинешма» - специальный автомобиль для малоимущих в 4 раза дешевле Гранты. Настало её время?
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.