Найти в Дзене

В Самару! Дом актера - "Песнь песней" советского модернизма

В 1965-м году по заказу Всероссийского театрального общества в Самаре началось проектирование Дома актера.

Вилоновская, 24. Фото А. Арутюнова
Вилоновская, 24. Фото А. Арутюнова

По поводу размещения споров не возникло – площадку выбрали на улице Вилоновской, по соседству с двумя главными областными театрами – Оперы и балета на площади Куйбышева и Драматическим на площади Чапаева.

Глухая стена ограждения третьего яруса расчленена вертикальными складками так, что напоминает театральный занавес
Глухая стена ограждения третьего яруса расчленена вертикальными складками так, что напоминает театральный занавес

Символичным можно считать и само расположение на территории бывшего Архиерейского подворья – между зданиями Духовной Консистории и Управлением епархии, так как профессия священников во многом сродни актерской.

Ваган Гайкович Каркарьян
Ваган Гайкович Каркарьян

Авторы проекта – архитекторы Н.А. Красько и В.Г. Каркарьян – решили здание как «вставку» между выполненным в красочном русском стиле «теремом» слева и модерново-эклектичным особняком справа.

Николай Алексеевич Красько
Николай Алексеевич Красько

Компактный объем соразмерен по высоте дореволюционным соседям и, как отмечал А. Моргун в книге «От крепости Самара до города Куйбышева», хотя «трёхэтажное здание явно мало для громадной площади Куйбышева, но оно не затерялось в ней...Выделяются его крупномасштабные, лаконичные формы фасада, противопоставленные дробной деталировке соседних построек прошлого века».

-5

Дом актера, имеющий вытянутую вдоль улицы линейную композицию, главным фасадом «смотрит» на площадь Куйбышева. Силуэт сформирован характерным для модернизма нейтральным призматическим объемом, оформление фасадов отражает функционал здания.

Фото 1970-го года. Строительство идет. Здание было запроектировано на основе каркаса НИОЗ.
Фото 1970-го года. Строительство идет. Здание было запроектировано на основе каркаса НИОЗ.

Первый этаж занят кафе и вестибюлем, раскрывающимися на улицу сплошным витражным остеклением в алюминиевых переплетах. Зрительный зал и фойе на втором этаже так же визуально открыты в сторону сквера через прозрачную стену-экран.

Интерьер фойе
Интерьер фойе

Фойе выходит на открытую террасу-галерею – так же с прозрачным ограждением, спускающуюся к внутреннему дворику при кафе. Зрительный зал «прикрыт» с улицы складчатой навесной конструкцией, напоминающей драпировки театрального занавеса и «наползающей» на фасад ровно до середины второго этажа.

Архитектура Дома Актера функциональна и на редкость тактична по отношению к окружению
Архитектура Дома Актера функциональна и на редкость тактична по отношению к окружению

С торцов «занавес» открывает еще один ярус остекления, а завершают торцы широкие парапетные стенки. Вход в здание асимметрично смещен вправо, и над входом на фоне складчатой конструкции притягивает внимание чеканный алюминиевый барельеф работы московского художника-монументалиста Алексея Штеймана, изображающий Орфея и отсылающий к истории театрального искусства.

Украшение фасада - чеканный алюминиевый рельеф работы Алексея Штеймана, акцентирующий главный вход и дополнительно раскрывающий тематику здания
Украшение фасада - чеканный алюминиевый рельеф работы Алексея Штеймана, акцентирующий главный вход и дополнительно раскрывающий тематику здания

Дополнительным акцентом служит вогнутый козырек с надписью из металлических букв «Союз театральных деятелей. Дом актера», добавляющий динамики уравновешенному объему здания.

Фото А. Арутюнова
Фото А. Арутюнова

Как отметили авторы книги "81 архитектурный шедевр" Виталий Стадников и Олег Федоров, «Корпус ... показывает продолжение архитектуры периода «оттепели» в брежневскую эпоху. Компактное здание осторожно вписано в историческую среду, сочетаясь масштабом с соседями».

-11

Так же вполне заслуженно здание называют «самым метафорическим архитектурным объектом периода советского модернизма в Куйбышеве»: помимо стены-«занавеса», терраса-галерея второго этажа отсылает ко временам шекспировского театра, когда вместо зрительного зала был «зрительный двор» с галереями вокруг, «небесным сводом» с ангелами на чердаке и «преисподней» с разнообразной нечистью под сценой.

"Шекспировский" театр "Глобус" в Лондоне
"Шекспировский" театр "Глобус" в Лондоне

Ложкой дегтя можно считать реконструкцию первого этажа под ресторан в начале 2000-х. Рядом со входом появилась стенка, облицованная клинкерным кирпичом с окном, несоответствующим общему решению фасада

-13

Пять лет назад альянс с площадью Куйбышева дополнился скульптурной композицией в сквере напротив «Дома актера».

7 фигур причудливой формы олицетворяют собой балетные па
7 фигур причудливой формы олицетворяют собой балетные па

Выполненный по проекту самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых памятник «Архитектура танца» посвящен творчеству русского балетмейстера Мариуса Петипа. Арт-объект представляет собой семь абстрактных фигур, в которых, по мнению авторов, можно разглядеть балетные па

 На открытие композиции пригласили балерин, исполнивших запечатленные танцевальные движения.
На открытие композиции пригласили балерин, исполнивших запечатленные танцевальные движения.

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете