Для архиерейского подворья Самарской епархии, возникшей почти одновременно с Самарской губернией, городское общество еще в 1853- м году выделило обширную территорию в 110-м квартале, прилегающую к будущей Соборной площади.
Так как руководство подворьем и его финансирование шло из «центра», застройка обители подвигалась крайне медленно: несколько лет тянули с выплатой компенсаций бывшим владельцам участков, затем забраковали составленный самарским губернским архитектором Мейснером проект архиерейской резиденции. Спустя два года согласовали другой проект – неизвестного столичного автора, но денег на строительство не выделяли еще 18 лет, так что самарские архиепископы с братией провели на съемных усадьбах больше четверти века.
После долгожданного возведения на подворье в 1878-м архиерейского дома так же долго и трудно шло строительство здания консистории – с многолетним ожиданием финансирования и отклонением первоначального проекта Александра Щербачева из-за несоответствия официально утвержденному для культовых учреждений «русскому стилю».
К рубежу веков, когда Самара превратилась в богатый процветающий город, Самарская епархия тоже, что называется, финансово окрепла и дальнейшее обустройство подворья могла вести на собственные средства. В 1904-м епархиальному архитектору Тадеушу Хилинскому было поручено произвести перестройку возведенного пять лет назад в угловой части усадьбы певческого дома с флигелями в здание правления епархии.
Поскольку архиерейский дом затеял строительство на своей территории, своими силами и на свои деньги, не было ни долгих согласований проекта, ни стилистических ограничений, так что не прошло и года, как на углу нынешних улиц Вилоновской и Галактиновской вырос новый особняк в модном и совсем не официальном стиле «романтического модерна».
Композиционным ядром двухэтажного с подвалом здания можно считать скошенную угловую часть, связывающую фронтальные композиции уличных фасадов. Симметрию четырехчастного 10-осевого фасада по Вилоновской оживляет массивная пилястра с возвышающимся над кровлей парапетным столбиком, менее протяженный фасад по Галактионовской имеет трехчастную 5-осевую структуру. Оба фасада фланкированы неглубокими ризалитами с проемами парадных входов, ведущих в холлы с лестницами на второй этаж. Вход в помещения первого этажа расположен в угловом выступе-ризалите.
Плоскость стен в уровне первого этажа равномерно прорезана высокими оконными проемами характерной для модерна формы – с «вынутыми» верхними углами, в уровне второго узкие спаренные окна аналогичных очертаний образуют бифории. По вертикали фасады расчленены подоконными поясами. Цоколь облицован шлифованным камнем, поле стен первого этажа оштукатурено с расшивкой под квадровый руст, стены второго этажа, пилястры и парапетные столбики – под дощатый.
Оконные и дверные проемы первого этажа оформлены наличниками с массивными волютами, создающими вместе с веерными перемычками и замковыми камнями необычное вогнутое очертание, напоминающее об итальянской архитектуре эпохи маньеризма. Окна второго этажа оформлены рустованными клинчатыми перемычками с замковыми камнями и наличниками в виде фигурных фланкирующих лопаток, поддерживающими прямые сандрики с полуциркульными бровками на кронштейнах.
Подоконный карниз с раскреповками опирается на кронштейны, под которыми проходят длинные прямоугольные ниши для размещения рекламных надписей. Профилированный венчающий карниз декорирован орнаментальной порезкой, ризалиты увенчаны высокими килевидными щипцами с волютами. В центре щипцов размещены узкие стрельчатые слуховые окна, дополненные геометрическим орнаментом.
Что интересно, в оценочных ведомостях недвижимого имущества города Самары за 1904-й год указано, что участок в границах улиц Симбирской, Троицкой, Александровской и Соборной принадлежит Архиерейскому дому. При этом описания строений нет, поскольку церковная недвижимость имущественными сборами не облагалась и налоговиков не интересовала.
Те же окладные книги за 1908-й по-прежнему игнорируют архиерейский дом и выстроенную в 1905-м по проекту А. Щербачева консисторию – зато подробно описывают одновременно появившееся здание епархиального правления – вплоть до количества лестничных ступеней. Причина в том, что подвал и первый этаж модернового особняка были обустроены для сдачи в аренду под магазин и квартиры, так что в качестве коммерческой недвижимости дом налогообложению уже подлежал. Налоговые службы во все времена были бдительны!
После Октябрьской революции, национализации и дальнейшего закрытия подворья комплекс передали губернскому отделу народного образования. На бывшей архиерейской усадьбе обосновались школа, затем общежитие завода имени Фрунзе, позже – открывшийся в Самаре индустриальный институт. В 50-е годы здание епархиального управления передали татарской школе-семилетке №3, в 1970-е – институту культуры. Затем из-за необходимости ремонта было освобождено, и настал долгий период ожидания реставрации.
В конце 2013-го здание, входящее в реестр ОКН, было передан в уставный капитал «Корпорации развития Самарской области». Изначально новый собственник планировал восстановление исторического облика – но затем основной задачей стало приспособление под современное использование. Поскольку проект «просто реставрации»явно не оправдывался экономически, появилась идея надстроить памятник еще тремя этажами!
Итогом принятого компромиссного решения стала пристройка дополнительных объемов со стороны двора и появление стеклянной мансарды с куполом в угловой части. По словам проектировщиков, «доработка» проекта Тадеуша Хилинского была обусловлена «задачей восстановления градостроительной роли памятника и экранирования дисгармонирующих построек, которые появились в этой части города».
использованные статье фото взяты из открытых источников в интернете