Найти в Дзене

В Самару! Модерновый особняк на архиерейском подворье и какое церковное имущество облагалось налогами

Для архиерейского подворья Самарской епархии, возникшей почти одновременно с Самарской губернией, городское общество еще в 1853- м году выделило обширную территорию в 110-м квартале, прилегающую к будущей Соборной площади.

Вилоновская, 26 / Галактионовская, 102
Вилоновская, 26 / Галактионовская, 102

Так как руководство подворьем и его финансирование шло из «центра», застройка обители подвигалась крайне медленно: несколько лет тянули с выплатой компенсаций бывшим владельцам участков, затем забраковали составленный самарским губернским архитектором Мейснером проект архиерейской резиденции. Спустя два года согласовали другой проект – неизвестного столичного автора, но денег на строительство не выделяли еще 18 лет, так что самарские архиепископы с братией провели на съемных усадьбах больше четверти века.

На месте будущего модернового особняка еще стоит ( в правой части фото) певческий дом с флигелями. Раньше комплекс построек архиерейского подворья занимал всю часть квартала на улице Александровской ( Вилоновской)
На месте будущего модернового особняка еще стоит ( в правой части фото) певческий дом с флигелями. Раньше комплекс построек архиерейского подворья занимал всю часть квартала на улице Александровской ( Вилоновской)

После долгожданного возведения на подворье в 1878-м архиерейского дома так же долго и трудно шло строительство здания консистории – с многолетним ожиданием финансирования и отклонением первоначального проекта Александра Щербачева из-за несоответствия официально утвержденному для культовых учреждений «русскому стилю».

Епархиальный архитектор Тадеуш Хилинский
Епархиальный архитектор Тадеуш Хилинский

К рубежу веков, когда Самара превратилась в богатый процветающий город, Самарская епархия тоже, что называется, финансово окрепла и дальнейшее обустройство подворья могла вести на собственные средства. В 1904-м епархиальному архитектору Тадеушу Хилинскому было поручено произвести перестройку возведенного пять лет назад в угловой части усадьбы певческого дома с флигелями в здание правления епархии.

Фото 1987-го года
Фото 1987-го года

Поскольку архиерейский дом затеял строительство на своей территории, своими силами и на свои деньги, не было ни долгих согласований проекта, ни стилистических ограничений, так что не прошло и года, как на углу нынешних улиц Вилоновской и Галактиновской вырос новый особняк в модном и совсем не официальном стиле «романтического модерна».

-5

Композиционным ядром двухэтажного с подвалом здания можно считать скошенную угловую часть, связывающую фронтальные композиции уличных фасадов. Симметрию четырехчастного 10-осевого фасада по Вилоновской оживляет массивная пилястра с возвышающимся над кровлей парапетным столбиком, менее протяженный фасад по Галактионовской имеет трехчастную 5-осевую структуру. Оба фасада фланкированы неглубокими ризалитами с проемами парадных входов, ведущих в холлы с лестницами на второй этаж. Вход в помещения первого этажа расположен в угловом выступе-ризалите.

Восстановлена близкая к оригинальной "модерновая" расстекловка
Восстановлена близкая к оригинальной "модерновая" расстекловка

Плоскость стен в уровне первого этажа равномерно прорезана высокими оконными проемами характерной для модерна формы – с «вынутыми» верхними углами, в уровне второго узкие спаренные окна аналогичных очертаний образуют бифории. По вертикали фасады расчленены подоконными поясами. Цоколь облицован шлифованным камнем, поле стен первого этажа оштукатурено с расшивкой под квадровый руст, стены второго этажа, пилястры и парапетные столбики – под дощатый.

Вдоль обоих фасадов, огибая угловую часть здания, расположен длинный приямок, в который раскрываются оконные проёмы подвального этажа
Вдоль обоих фасадов, огибая угловую часть здания, расположен длинный приямок, в который раскрываются оконные проёмы подвального этажа

Оконные и дверные проемы первого этажа оформлены наличниками с массивными волютами, создающими вместе с веерными перемычками и замковыми камнями необычное вогнутое очертание, напоминающее об итальянской архитектуре эпохи маньеризма. Окна второго этажа оформлены рустованными клинчатыми перемычками с замковыми камнями и наличниками в виде фигурных фланкирующих лопаток, поддерживающими прямые сандрики с полуциркульными бровками на кронштейнах.

Фасад со стороны ул. Галактионовской
Фасад со стороны ул. Галактионовской

Подоконный карниз с раскреповками опирается на кронштейны, под которыми проходят длинные прямоугольные ниши для размещения рекламных надписей. Профилированный венчающий карниз декорирован орнаментальной порезкой, ризалиты увенчаны высокими килевидными щипцами с волютами. В центре щипцов размещены узкие стрельчатые слуховые окна, дополненные геометрическим орнаментом.

Фасад с Вилоновской
Фасад с Вилоновской

Что интересно, в оценочных ведомостях недвижимого имущества города Самары за 1904-й год указано, что участок в границах улиц Симбирской, Троицкой, Александровской и Соборной принадлежит Архиерейскому дому. При этом описания строений нет, поскольку церковная недвижимость имущественными сборами не облагалась и налоговиков не интересовала.

Окна второго этажа с рустованными клинчатыми перемычками с замковыми камнями и наличниками в виде фланкирующих лопаток с выбранными четвертями
Окна второго этажа с рустованными клинчатыми перемычками с замковыми камнями и наличниками в виде фланкирующих лопаток с выбранными четвертями

Те же окладные книги за 1908-й по-прежнему игнорируют архиерейский дом и выстроенную в 1905-м по проекту А. Щербачева консисторию – зато подробно описывают одновременно появившееся здание епархиального правления – вплоть до количества лестничных ступеней. Причина в том, что подвал и первый этаж модернового особняка были обустроены для сдачи в аренду под магазин и квартиры, так что в качестве коммерческой недвижимости дом налогообложению уже подлежал. Налоговые службы во все времена были бдительны!

-11

После Октябрьской революции, национализации и дальнейшего закрытия подворья комплекс передали губернскому отделу народного образования. На бывшей архиерейской усадьбе обосновались школа, затем общежитие завода имени Фрунзе, позже – открывшийся в Самаре индустриальный институт. В 50-е годы здание епархиального управления передали татарской школе-семилетке №3, в 1970-е – институту культуры. Затем из-за необходимости ремонта было освобождено, и настал долгий период ожидания реставрации.

Вечерняя подстветка
Вечерняя подстветка

В конце 2013-го здание, входящее в реестр ОКН, было передан в уставный капитал «Корпорации развития Самарской области». Изначально новый собственник планировал восстановление исторического облика – но затем основной задачей стало приспособление под современное использование. Поскольку проект «просто реставрации»явно не оправдывался экономически, появилась идея надстроить памятник еще тремя этажами!

"Доминанта" перекрестка улиц Вилоновской и Галактионовской
"Доминанта" перекрестка улиц Вилоновской и Галактионовской

Итогом принятого компромиссного решения стала пристройка дополнительных объемов со стороны двора и появление стеклянной мансарды с куполом в угловой части. По словам проектировщиков, «доработка» проекта Тадеуша Хилинского была обусловлена «задачей восстановления градостроительной роли памятника и экранирования дисгармонирующих построек, которые появились в этой части города».

использованные статье фото взяты из открытых источников в интернете