Найти в Дзене
Navygaming Channel

Сверхмалая подводная лодка СВ20 (Р901) "Малишан"("Malisan") типа CB (Италия), Хорватия/77// Экспонат музея

Время не остановить, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит - сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Часто мы вспоминаем о необходимости сохранить тот или иной образец техники слишком поздно, когда время уже неумолимо довело его до стадии "уничтожения". И тогда требуется много сил и времени чтобы сохранить этот "осколок памяти". Но бывает и так, что волей людей и судьбы появляется возможность получить тот или иной образец военной техники в удовлетворительном состоянии. Иногда это сделать сложно, а иногда требуется просто своевременно вспомнить, что есть, например, трофейные образцы, причем достаточно редкие. И тогда надо просто решиться и найти ему применение и место размещения. И для этого не надо быть великой морской державой!
Подлодка П-901 "Малишан" в музее до реконструкции 2008-2009 гг.
Подлодка П-901 "Малишан" в музее до реконструкции 2008-2009 гг.

77.Памятный объект: Сверхмалая подводная лодка СВ20 "Малишан" ("Malisan") тип СВ (Италия), Хорватия

Статус: подводная лодка - экспонат музея (на суше)

Место расположения: Хорватия, г.Загреб, "Technical Museum". Открыт:

Итальянская подводная лодка типа CB на берегу
Итальянская подводная лодка типа CB на берегу

Итальянские сверхмалые торпедные подводные лодки типа СВ пред­назначались для действий против подводных лодок, надвод­ных кораблей и судов противника в прибреж­ных районах. В проектно-конструктивном пла­не они являются развитием итальянских торпедных сверхмалых ПЛ типа СА. Это дизель-элек­трические, одновальные, полуторакорпусные ПЛ, характерным для которых являются: обте­каемый наружный корпус, увеличенная по вы­соте носовая оконечность обводами надводного корабля (катера), уширенная надстройка на части длины лодки и кормовые стабилизаторы, внутри которых находится гребной винт, верти­кальный и горизонтальные рули.

СМПЛ на испытаниях
СМПЛ на испытаниях
Для справки: водоизмещение надводное/подводное - 36/40 т; длина наибольшая - 15м. ширина наибольшая - 3 м, осадка средняя - 2,1 м; глубина погружения - 55 м, экипаж - 4 человека. ГЭУ - один дизель (90 л.с.), один электродвигательно (100 л.с.), одна аккумуляторная батарея, скорость хода (наибольшая надводная/наибольшая подводная) - 7,5/7 узлов. Дальность плавания: надводная -1400 (5) или 450 (7,5) миль, подводная - 50(3) или 7(7) миль.
Схема внешнего вида СМПЛ тип ССВ
Схема внешнего вида СМПЛ тип ССВ

Торпедное вооружение ПЛ - две торпеды калибра 450 мм находились в забортных, решет­чатых торпедных аппаратах, побортно располо­женных в углублениях надстройки лодки. Подводные лодки были спроектированы с учетом их транспортировки в собранном виде по железной дороге, и эта особенность часто использовалась в ходе их боевой службы.

Сверхмалые подводные лодки типа СВ создавались во время Второй мировой войны. Строительство серии подводных лодок в составе 22 лодок осуществлялось итальянской фирмой "Капрони-Тольедо" («Caproni-Toliedo») по про­екту, разработанному отделением этой же фирмы.

Подлодка CB.20 (после реконструкции) в Загребском техническом музее
Подлодка CB.20 (после реконструкции) в Загребском техническом музее

Двенадцать подводных лодок (СВ1 - СВ12), сданные флоту в 1941-1943 годах, участвовали в боевых действиях на Средиземном и Черном морях. Остальные десять подводных лодок (СВ13 - СВ22) к сентябрю 1943 года (когда Ита­лия капитулировала союзникам по антигитле­ровской коалиции) находились в разных стади­ях постройки и не были введены в строй.

Из находящихся в составе флота двенадцати подводных лодок были сформированы две «эскадрильи» (бригады), ко­торые в начале действовали на Средиземном море, базируясь в Таренто.

СМПЛ типа СВ в порту Констанца
СМПЛ типа СВ в порту Констанца

После нападения фа­шистской Германии на Советский Союз и раз­вертывании боевых действий на Черном море туда были доставлены подводные лодки первой бригады: СВ1 - СВ6. После захвата гитлеровскими войсками Крыма эти сверхмалые подводные лодки стали базироваться в Севастополе и Ялте и действовать против советского флота, в том числе против совет­ских подводных лодок. Известно, что СВ-4 26 августа 1943 года в районе мыса Урет торпедировала и потопила советскую черноморскую подводную лодку Щ-203 (V-бис серии), находившуюся в надвод­ном положении.

Экипаж итальянской СМПЛ
Экипаж итальянской СМПЛ
Для справки: В конце 1949 года «Щ-203» была обнаружена на дне на глубине 72 метра и обследована водолазами. В ходе осмотра выяснилось, что в районе II – III отсеков корпус субмарины перебит надвое сильным взрывом, при этом носовая часть загнута по отношению к ДП вправо на 70°, а в торпедных аппаратах № 1 и № 4 отсутствуют торпеды. В 1950 году кормовая часть подводной лодки была поднята, и после обследования специальной комиссией сдана на слом. Останки найденных при этом членов экипажа были похоронены на кладбище Коммунаров в Севастополе.
Советская подводная лодка Щ-203, потопленная итальянской СМПЛ
Советская подводная лодка Щ-203, потопленная итальянской СМПЛ

С освобождением Крыма советскими войска­ми итальянские сверхмалые подводные лодки были переве­дены в румынский порт Констанца. Активных бое­вых действий там они не вели и перед освобож­дением Констанцы советскими войсками уце­левшие от авианалетов подводные лодки были затоплены.

После капитуляции Италии в 1943 году нахо­дившиеся на ее территории и не затопленные подводные лодки типа СВ перешли союзникам, и дислоциро­вались на Мальте. После окончания Второй мировой войны большая часть сверхмалых подводных лодок типа СВ была разобрана на металл.

-9

Но не все СМПЛ попали в руки англо-американцев. Известно, что по итогам Второй мировой войны г.Пола отошел к Югославии вместе с находившимися там кораблями. Среди них была сверхмалая подводная лодка СВ20. В югославских ВМС эта подводная лодка стала называться "Малишан" ("Malisan"), получив номер Р901. В дальнейшем она стала демонстрироваться в качестве экспоната «Technical Museum» в За­гребе (Хорватия). А еще одна сверхмалая подводная лодка - СВ22 стала экспо­натом музея в Триесте (Италия).

Один из залов музея
Один из залов музея

Друзья, а кто из Вас имел возможность ранее (а может и сейчас имеет,))) посетить данный музей? Как вы оценили данный экспонат? Мне показалось что там слишком тесно, но может после реконструкции стало свободнее?

Поделитесь мнением, что видели, как впечатление. И если такие вдруг есть - не стесняйтесь, поделитесь впечатлениями, или своими фотографиями, делитесь своим мнением или воспоминанием - буду рад

Возможно лодка типа СВ из Триеста
Возможно лодка типа СВ из Триеста