Найти тему
Лабиринт Вечности

Как в Древней Руси меняли славянскую веру на христианскую

Оглавление

В этой статье поговорим о таком значимом для всей русской культуры и истории событии, как Крещение Руси в 988 году князем Владимиром и дальнейшей христианизации славянского государства.

Крещение Руси. Икона.
Крещение Руси. Икона.

Введение

Датой Крещения Руси принято считать 988 год, однако христианизация Древней Руси была долгим процессом, растянутым во времени на столетия. Начал процесс Крещения князь Владимир.

Крещение Руси не было разовым действом, поэтому приурочить введение христианства на Руси к одной дате является ошибкой. В 988 году правитель Руси лишь положил начало принятию христианства в качестве государственной религии.

Во всем православном мире считают, что именно после принятия христианства у древних славян пошел рост культуры, искусства, грамотности, литературы, архитектуры. Светские ученые оспаривают это и доказывают, что еще за тысячу лет до христианизации древние славяне имели свою развитую культуру и веру.

Крещение Руси. Художник Васнецов В.
Крещение Руси. Художник Васнецов В.

Основные версии

Существуют две летописные легенды, которые рассказывают о принятии христианства:

1) Первая легенда рассказывает о том, как на землю русскую пришел апостол Христа Андрей Первозванный и стал проповедовать учение Иисуса.

В летописи «Повесть временных лет» об Апостоле Андрее сказано:

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп».

Однако, кроме этой записи в летописи, больше нет никаких достоверных источников о миссионерской деятельности апостола Андрея на Руси. Поэтому историки отнесли этот рассказ в разряд легенд.

2) Из второй легенды мы узнаём, как князь Владимир выбирал новую веру для древнерусского государства.

Нестор-летописец, составитель "Повести временных лет". Васнецов В.
Нестор-летописец, составитель "Повести временных лет". Васнецов В.

Князь Владимир выбирает веру

Но задолго до принятия христианства, князь Владимир выбрал свой пантеон богов и поставил на холме их кумиров. Летописец так рассказывает об этом:

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

Чем руководствовался Владимир при выборе богов, неизвестно. Также из летописи мы узнаем, что при Владимире приносились жертвы богам:

«Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам»».

Случилось, что на Русь забрел один варяг из Греческих земель, оказавшийся христианином. Был у варяга сын, на которого и пал жребий Владимира для принесения в жертву. Но отец юноши так посланцам князя:

«Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: „Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?»».

Кончилась эта история плохо для варяга и его сына.

Князь Владимир на выборе языческого пантеона для своих верований не остановился, и еще будет менять свои религиозные убеждения, и заставит всю Русь последовать его примеру. А богов в виде идолов, которым раньше поклонялся, предаст и утопит в реке.

В 986 году пришли к Владимиру булгаре, исповедующие магометанскую веру, и молвили:

«Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?». Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том», и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»».

Не понравилась вера Магомета князю, и он отверг её.

Следующие немцы-латиняне пришли из Рима:

«Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе: если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Не любил князь Владимир себя ограничивать в чем-то, поэтому и отправил гонцов обратно восвояси, откуда пришли.

Пришедшие к нему евреи тоже потерпели поражение в проповеди своей религии:

«Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?». Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?». И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».

Следующим пришел философ и поведал князю краткую историю Ветхого и Нового Завета. В конце, завершая свой рассказ, поведал о том, как Бог, сойдя с небес в один прекрасный день, будет судить живых и мертвых, и какая участь будет ждать праведников и нечестивцев. А затем:

«И, сказав это, философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: „Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: „Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: „Подожду еще немного», желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою».

После этого, князь Владимир созвал своих бояр и велел идти им в иные земли и смотреть, как там веруют, каковы их обычаи и ритуалы.

Насмотревшись на чужую веру, бояре вернулись на Русь:

«И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо»».

Историки же считают, что не только красота обычаев чужой веры убедила князя Владимира принять христианство. На это так же были и политические, и социальные причины.

Крещение князя Владимира. Художник Васнецов В.
Крещение князя Владимира. Художник Васнецов В.

Сейчас трудно сказать, всё ли написанное в летописи - правда, или что-то было дописано спустя время.

После официального принятия христианства в Киевской Руси процесс смены веры среди простого народа шел очень трудно. Большинство населения были крестьяне, а для крестьян всегда был важен аграрный культ – почитание природы и богов, олицетворяющих её. Они верили, что природа – это и есть Бог в разном его проявлении. Крестьяне поклонялись матери-земле, небу, солнцу, дождю, благодарили богов плодородия за хороший урожай. Без всего этого люди себя тогда не представляли. Народный календарь делился на время трудов и время отдыха, а праздники в календаре были приурочены к основным циклам посадки и сбора урожая, обработки земли, заготовки сена, зимний отдых и т.п. Доктрины христианства совсем не подходили под интересы и быт древних славян. Поэтому людям не хотелось менять свою родную веру, помогающую в трудах и заботах, на что-то чужое и далекое от того, во что верили они.

Тогда первые христианские митрополиты приказывали своим служащим вырубать священные рощи, идолов уничтожать, оскверняли святые для славян места, волхвов убивали, с брезгливостью и неприязнью записывали всё, что видели из славянской культуры – и всё это они делали во славу своего Бога, в которого пытались заставить верить «огнем и мечом» население Руси.

Кто-то из людей сопротивлялся как мог; кто-то принимал новую веру для отвода глаз, но продолжал верить по-старому; кто-то убегал подальше, туда, где у церковников пока не было власти.

В церковных архивных записях сохранилась информация о том, как разные народы, населяющие тогда Русь, поэтапно, в течение многих веков, христианизировались.

Как и любое принуждение, и слом чужой культуры, Крещение Руси не было гладким, всеми одобренным событием. Люди сопротивлялись и старались сохранить свою самобытность.

Тогда старые языческие верования стали сливаться с христианством (об этом поговорим в следующей статье).

Крещение Руси. Источник Яндекс.Картинки
Крещение Руси. Источник Яндекс.Картинки

Последствия принятия христианства на Руси

Когда христианство окончательно утвердилось в качестве государственной религии, это имело много культурных, социальных, экономических последствий.

Например, вынужденные во время поста отказываться от мяса и молочных продуктов, русичи стали больше выращивать овощей и расширять их виды.

Поскольку появилась нужда строить большие христианские храмы, и в больших количествах, это привело к развитию строительного дела и архитектурного искусства.

Потребность украшать храмы поспособствовала появлению и развитию иконописного искусства, составление текстов для церковного пения, созданию всех необходимых предметов для богослужения.

Появились церковные школы, в которых обучали грамоте для написания и переписывания богослужебных книг, стали создаваться библиотеки.

Стала формироваться Русская Православная Церковь.

В 1054 году произошло разделение Христианской Церкви на Восточную (православие) и Западную (католичество). Каждая из Церквей пошла своей дорогой. Православная Церковь была тесно связана с Византийской.

К сожалению, Византия не смогла помочь Руси бороться с нападениями на неё извне. И когда пришло на Русь татаро-монгольское иго, Русь не смогла ей достойно противостоять, из-за чего русская культура и цивилизация застыла в своем развитии, в то время как Западная культура ушла далеко вперед.

Христианство со временем изменило сознание и психологию русичей. Со временем нравственные и моральные христианские ценности полностью заменили те, которых придерживались древние славяне.

Ушло и почитание природы, связь с ней стала едва ощутимой. Сейчас для многих людей нет ничего ужасного в том, чтобы оставить в лесу после себя мусор, или слить отходы производства в реку; леса вырубаются, животные погибают, в том числе из-за «спортивного интереса» на охоте, а не чтобы прокормить себя и свою семью. Для многих и христианская вера сейчас всего лишь формальность, мало кто пытается вникать в Учение Христа, и еще меньше тех, кто ему следует.

Современный человек, в отличие от своих далеких прадедов, уже не боится никаких богов и их кары за оскорбление не только жизни живого существа, но и природы. И это печально.

***

Автор Светлана Гамова

Картинка с freepik
Картинка с freepik