Посмотрели книгу "70 лет Липецкой области. 70 поводов для гордости", выпущенную к юбилею региона. Добринскому району посвящено там немного - всего 4 страницы, на которых авторы рассказали про колокольню-маяк в Ивановке. Жаль, что стороной обошли советское время, где наш район мог похвастать большими достижениями, спишем это на формат издания. Ну а саму статью публикуем ниже.
Среди степей Добринского района Липецкой области в с. Ивановка высится необычное для данных мест сооружение – высокое и тонкое здание из кирпича – то ли маяк, то ли сторожевая башня. И лишь при приближении к нему можно догадаться, что это какая-то часть храмового комплекса, поскольку совсем рядом стоит храм святого Иоанна Предтечи. Это и есть знаменитая «ивановская» колокольня, история которой окутана многими загадками и легендами…
Первоначально в с. Ивановка, Лодыгино тож Липецкого уезда Тамбовской губернии существовала деревянная церквушка, сооружённая в 1789-1796 гг. местными помещиками, среди которых были прапорщик, прадед изобретателя А.Н. Лодыгина, Николай Иванович Лодыгин и надворный советник, директор Государственного банка, известный литератор, переводчик и благотворитель Пётр Лукич Вельяминов (1752-1805).
Именно П.Л. Вельяминов стал строителем Христорождественского собора в Липецке, проект для которого выполнил его друг, знаменитый русский архитектор Николай Александрович Львов (1753-1804). В соответствии с первоначальным замыслом зодчего близ липецкого собора предполагалось построить колокольню в виде маяка – наподобие той, что построил сам Львов в 1783-1791 гг. при Казанском храме в с. Арпачево Тверской губернии в усадьбе своих дядьев Н.П. и П.П. Львовых.
Однако столь необычный для уездного города проект, по-видимому, не нашёл понимания у тамбовского епархиального начальства, и столь оригинального сооружения провинциальный Липецк так и не увидел… Зато церковный «маяк» украсил степные просторы в 50 км к юго-востоку в с. Ивановка, в приход которого входили вельяминовские деревни Богохранимое, Хворостянка, Тынково и др. В 1836 г. вместо старого деревянного храма рядом с маяком-колокольней была построена каменная Предтеченская церковь. Оба этих здания в настоящее время являются объектами культурного наследия регионального значения.
Львовский шедевр имеет оригинальный архитектурный облик в виде отдельно стоящей дорической колонны. Венчал её ярус звона, круглый в плане, оформленный по сторонам света высокими арками и завершённый низким восьмигранным ярусом с люкарнами и куполом с главкой. Вход в колокольню организован с западной стороны, а подъём на верхний её ярус осуществляется по спиральной кирпичной лестнице, расположенной внутри ствола сооружения. К сожалению, в июле 2015 г. верхний ярус колокольни обрушился во время грозы...
Колокольня в виде маяка настолько оригинальна, что, бесспорно, достойна статуса объекта культурного наследия не только федерального значения, но и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Сопоставимы с ивановской колокольней помимо её арпачёвской «сестры» лишь несколько архитектурных памятников в Европе, в том числе и зна-менитый маяк «Санта-Лючия» в Неаполе.
Чертежи колокольни, сооружённой в русской глубинке по проекту Львова, хранятся в настоящее время в Современном архиве архитектуры в г. Мендризио (Швейцария) в фонде «каменных дел мастера» То-мазо Адамини, много строившего в России в конце XVIII – начале XIX вв., в том числе и Христорождественский собор в Липецке.
Среди чертежей семьи архитекторов Адамини находятся в общей сложности 6 рисунков, имеющих отношение к деятельности Т. Адамини в районе Липецка. Из их числа особенно выделяется сводный чертёж, исполненный рукой самого Томазо Адамини и представляющий (в переводе) «План, фасад и профиль колокольни и её планы. Построенные в городе Липецке, в Тамбовской губернии, в Московии. Сделанные господином Петром Вельяминовым. Скопированные и построенные мной, Томазо Адамини, Итальянским Швейцарцем в 1796 г.».
Можно предположить, что пребывание «каменных дел мастера» Томазо Адамини в Липецке относится к периоду 1796-1800 гг., когда возводились и Христорождественский собор в Липецке, и колокольня-маяк в Ивановке. Однако документы, хранящиеся в семейном архиве Адамини в Мендризио, не позволяют определить ни его должность на стройках обоих зданий, ни те обстоятельства, при которых он смог её получить. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что Адамини не имел отношения к этим проектам как автор этих построек; он был лишь выдающимся подрядчиком по строительным работам, поскольку был честным и имел обширные знания в технических вопросах строительства и организации стройки. Поэтому Т. Адамини весьма ценили архитекторы того времени, с которыми ему приходилось работать, главным образом знаменитый Джакомо Кваренги, с которым Адамини очень много строил. Стремясь расширить свои знания и умения, Томазо Адамини усвоил привычку копировать чертежи тех зданий, которые он должен был построить, составляя сборник рисунков моделей архитектуры для себя и заодно набор свидетельств о своей собственной деятельности. Так, благодаря «каменных дел мастеру» из далёкой итальянкой Швейцарии, ивановская колокольня сохранила свои «метрические» документы, а мы имеем возможность узнать много новых обстоятельств из истории появления в добринских степях этого необычного сооружения.
Об очевидной и уникальной историко-культурной ценности колокольни в с. Ивановка, как памятника архитектуры европейского уровня, свидетельствует интерес к этому сооружению со стороны европейских исследователей, например, заместителя директора Современного архива архитектуры в г. Мендризио (Швейцария) Николы Навоне, который писал в администрацию Липецкой области несколько лет назад: «Необходимо подчеркнуть, что моей поездке в Липецкую область послужил мой интерес к этому образцу архитектуры, который возник при моем знакомстве с чертежом Томазо Адамини (1764-1828), мастера-строителя из кантона Тичино (южная Швейцария), который был в Липецке в период 1796-1800 гг. и изобразил фасад, рисунок в разрезе и план этой колокольни на своем чертеже (в настоящее время хранится в архиве современно-го искусства в Мендризио). Мой приезд ещё больше усилил мою уверенность в большом историческом и культурном значении этого памятника, который является одним из немногих реально существующих примеров (не только в России, но и во всей Европе) колокольни в форме триумфальной колонны. Несмотря на то, что это был архитектурный мотив огромной важности в европейской архитектуре конца XVIII века, сейчас он почти не сохранился в виде реально существующих построек… Поэтому с чувством глубокого удовлетворения можно приветствовать все инициативы, направленные на охрану этого памятника и вообще всех памятников архитектурного наследия, которые, как, например, колокольня в Ивановке, с полным правом принадлежат истории не только русской, но и европейской архитектуры».
В настоящее время и колокольня-маяк, и храм св. Иоанна Предтечи в с. Ивановка законсервированы и, надеемся, в скором времени будут полностью восстановлены, чтобы стать ещё одной яркой точкой притяжения для всех, интересующихся русской культурой.