Книга «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына – будущего режиссера» вышла в издательстве «Навона» совсем небольшим тиражом – всего 300 экземпляров. Но для любителей театра, Художественного и не только, а также истории нашей страны она чрезвычайно интересна.
Борис Аркадьевич Мордвинов (1899 – 1953) начинал как артист во Второй студии МХАТ и в Художественном театре, где играл небольшие роли. Впрочем, артистом пробыл недолго: Вл. И. Немирович-Данченко довольно быстро разглядел в нем режиссерские способности и привлек к постановкам спектаклей. Мордвинов выпустил во МХАТе «Хозяйку гостиницы» Гольдони и «Чудесный сплав» Киршона, но раскрылся главным образом как режиссер музыкального театра. В 1930-е Мордвинов под художественным руководством Немировича-Данченко поставил оперы «Катерина Измайлова», «Чио-Чио-сан», «Травиата», «Тихий Дон», занял пост главного режиссера Музыкального театра. Работал с Московским художественным балетом, был главным режиссером и в Большом театре. А еще преподавал в студии Завадского, вел оперный класс в ГИТИСе и руководил кафедрой сценического мастерства в Московской консерватории.
Его арестовали в 1940 году – за «шпионскую связь» с женой маршала Кулика Кирой Симонич. Почти год Мордвинов провел в страшной Сухановской тюрьме, затем получил срок – три года исправительных работ – и был отправлен в Воркутлаг. Там по инициативе Бориса Мордвинова был основан музыкально-драматический театр, который сегодня носит его имя. Большую часть труппы в нем составляли заключенные актеры.
Там же, в Воркуте, Борис Аркадьевич и завел тетрадь, в которой делал записи, адресованные сыну Михаилу. Тетрадь датирована 1946 годом – к тому времени срок Мордвинова закончился, и он жил в Воркуте в качестве ссыльного. Писать начал еще в лагере, но первоначальные записи не сохранились, поэтому пришлось их восстанавливать. Мордвинов хотел рассказать сыну, которому уже исполнилось 25 лет и который тоже решил стать оперным режиссером, о своей молодости во МХАТе, о Станиславском и Немировиче-Данченко, дать профессиональные советы, а главное – поделиться своим видением театра.
Интонация этого разговора покоряет с первых же фраз. Борис Мордвинов пишет просто, без какой-либо вычурности или интеллектуальной усложненности. Легко вплетая в повествование истории из собственной жизни, забавные, иногда граничащие с анекдотом, он часто будто бы специально хочет развлечь своего дорогого читателя. Кажущаяся простота его изложения отмечена внутренней элегантностью, за ней чувствуется человек высокой культуры.
Рассказ о Художественном театре, о законах профессии катится плавно, однако вторым планом в нем угадывается тоска. Тоска по тому, что автор записок находится далеко и не может говорить со своим сыном, глядя ему в глаза. По тому, что – вполне возможно – он не успеет застать становление сына как режиссера. Понимая это, Мордвинов торопится составить четкий свод профессиональных правил из 48-ми пунктов, в которых есть все: от формулы сверхзадачи творческой жизни – до конкретных советов, как вести себя с дирижерами и работниками постановочной части. Правила эти датированы 1951 годом – в то время Мордвинов уже работал в Минском театре оперы и балета, и Михаил приезжал к нему из Москвы на репетиции.
Борис Аркадьевич Мордвинов умер в декабре 1953 года в Москве, куда ему только-только разрешили вернуться, через несколько дней после своего 54-го дня рождения. Профессиональное становление Михаила он действительно не застал.
Автор текста: Александра Машукова
Фото из фондов Музея МХАТ
Подробнее о книге и ее создателях читайте в статье «Разговор начистоту», опубликованной в газете «Экран и сцена».
Также будет интересно:
Новая книга: «А.П. Чехов. Письма мхатовцам. 1898 – 1904»