Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Ольга Книппер-Чехова. Дело и чувство

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 – 1959) – именно это имя возникает в голове среди прочих, когда речь заходит о первых актерах Художественного театра. Она наряду с Иваном Москвиным, Всеволодом Мейерхольдом и многими другими великими артистами стояла у истоков его создания. Вся ее долгая и насыщенная жизнь была неразрывно связана с МХТ. Сегодня, 21 сентября, 155 лет со дня ее рождения.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова

Родилась Ольга Леонардовна Книппер в обеспеченной семье, имевшей немецкое происхождение. Ее отец, служивший инженером, стремился дать своим детям всестороннее образование: нанимал учителей живописи, музыки и иностранных языков. Все это очень пригодилось Ольге, когда в 1894 году отец семейства ушел из жизни, и средства к существованию исчезли вместе с ним. Всем членам семьи пришлось в срочном порядке сменить образ жизни и обзавестись заработком: Ольга давала уроки игры на фортепиано.

Ольга Книппер (крайняя слева) с соучениками по Московскому Филармоническому училищу и Вл. И. Немировичем-Данченко. 1898 г.
Ольга Книппер (крайняя слева) с соучениками по Московскому Филармоническому училищу и Вл. И. Немировичем-Данченко. 1898 г.

Несмотря на музыкальные способности и знание иностранных языков, ни в той, ни в другой сфере реализовывать себя Ольге было неинтересно. Она грезила театром. Поэтому в 1895 году поступила в Московское императорское театральное училище (после революции его часть станет известным ВТУ имени М.С. Щепкина), но спустя год была несправедливо отчислена – ее место отдали родственнице одной из актрис Малого театра. Впрочем, это происшествие не смогло отвернуть Ольгу от намеченного пути – в этот же год она поступила на трехгодичные курсы в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где обрела первого из своих двух наставников – Владимира Ивановича Немировича-Данченко. А в лице своих однокурсников – будущих коллег: Всеволода Мейерхольда, Маргариту Савицкую и других.

В роли царицы Ирины, "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.
В роли царицы Ирины, "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.

Все они в 1898 году вошли в труппу только что созданного Художественно-общедоступного театра. В «Царе Федоре Иоанновиче» – первом спектакле Художественного театра – Ольга Книппер исполнила роль царицы Ирины. В этом же году несмотря на увещевания Антона Павловича Чехова, наложившего вето на постановку своей провалившейся пьесы, театр приступил к репетициям «Чайки». Спектакль, как известно, имел огромный успех и стал визитной карточкой театра. В момент премьеры Чехова в Москве не было: о триумфе драматург узнал из телеграммы, полученной от Владимира Ивановича Немировича-Данченко, и позже услышал множество хвалебных откликов. Когда же он наконец-то лично посетил спектакль, то убедился в правдивости лестных отзывов и отметил для себя артистку Ольгу Книппер, которой успел проникнуться еще в момент просмотра «Царя Федора Иоанновича». Возникшая приязнь оказалась обоюдной, между ним и Ольгой Книппер завязалась переписка. Роман в письмах длился шесть лет, историки насчитывают примерно 800 посланий, которыми обменялись влюбленные.

С А.П. Чеховым
С А.П. Чеховым

Подобная связь может показаться невероятно романтичной, отчасти так и есть, но в случае Антона Чехова и Ольги Книппер эпистолярный жанр стал единственной возможностью быть вместе, даже находясь за сотни километров друг от друга. На момент начала ХХ века Антон Павлович уже тяжело болел. Он продал свой дом в Мелихово и окончательно перебрался в Ялту, наведываясь в Москву и Петербург только по необходимости. Весной 1900 года Художественный театр отправился в Крым на гастроли, Ольга поселилась в его доме, что знаменовало гласность их отношений. А летом 1901 года пара тайно обвенчалась и уехала на медовый месяц в туберкулезный санаторий в Башкирии.

Такая скрытность немало огорчила их родственников и близких друзей. Особенно сестру писателя – Марию Павловну – с которой у Ольги Леонардовны уже успела сложиться крепкая дружба. Женщины проводили много времени вместе в светских кругах, и позже не раз будут делить одну крышу. Дружба эта, впрочем, омрачалась разными взглядами на комфорт и здоровье Антона Павловича.

В роли Аркадиной, со Всеволодом Мейерхольдом - Треплевым, "Чайка", 1898 г.
В роли Аркадиной, со Всеволодом Мейерхольдом - Треплевым, "Чайка", 1898 г.

Ольга, теперь уже Книппер-Чехова, не могла оставить Москву – она стала одной из ведущих актрис Художественного театра. Среди ее ролей значились Елена Андреевна в «Дяде Ване», Виола в «Двенадцатой ночи», Маша в «Трех сестрах», Настя в «На дне» и многие другие. Причем сама Ольга Леонардовна жаловалась, что ощущает себя в чем-то дилетанткой, но, по замечаниям современников, актриса обладала исключительным умением чувствовать дух автора, и интуиция ее была безошибочной. Одной из главных своих соперниц Ольга Леонардовна считала Марию Андрееву, которая ко всем прочим своим особенностям еще и весьма впечатлила Чехова, исполнив на гастролях в Ялте роль Нины Заречной. Андреева оставила сцену Художественного театра в 1905 году, что немало порадовало Ольгу Леонардовну.

В роли Маши, "Три сестры", 1901 г.
В роли Маши, "Три сестры", 1901 г.

Пока Ольга Леонардовна в Москве играла главный роли и пожинала плоды славы, Антон Павлович жил в Ялте и ни разу не попросил ее оставить сцену. Многие современники пары не гнушались упрекать ее и называть «плохой женой» за то, что она не бросила театр и не последовала за супругом. Но можно ли осуждать женщину, искренне тосковавшую по разлуке с мужем и не имевшую возможности воссоединиться с ним, не лишившись всего, что ей было дорого? Сцена была солнцем и воздухом Ольги Леонардовны, а она сама не раз в письмах супругу сокрушалась, что не покинула сцену:

«Мне больно думать, что ты там один, тоскуешь, скучаешь, а я здесь занята каким-то эфемерным делом, вместо того чтоб отдаться с головой чувству».

Лето супруги проводили вместе, а осенью и зимой Книппер-Чехова отправляла мужу многочисленные письма-приглашения в Москву. Антон Павлович откликался не на каждое из них, но город время от времени посещал. Зимние поездки очень тревожили его сестру Марию Павловну, и та не раз ругалась на Ольгу Леонардовну, упрекая ее в нежелании позаботиться о самочувствии Чехова и не вызывать его в холодную Москву. Данные выезды в свет действительно неблагополучно сказывались на нестабильном здоровье Антона Павловича. А к лету 1904 года его состояние стало совсем тяжелым. Свои последние дни Чехов провел в Баденвайлере на юге Германии – Ольга Леонардовна была рядом с ним.

В роли Раневской, "Вишневый сад", 1904 г.
В роли Раневской, "Вишневый сад", 1904 г.

После смерти супруга на несколько месяцев Книппер-Чехова исчезла, превратившись в затворницу, после чего вновь вернулась в театр. Вместе с «качаловской группой» она в 1919 году отправилась на гастроли по Югу России, а затем и Европе, а в 1922-1923 годах вошла в состав той части Художественного театра, что поехала со спектаклями в Европу и Америку. Когда наконец в 1924 году Ольга Леонардовна вернулась в Москву, жизнь в стране была уже совсем иной. В театре блистали новые молодые артистки – Ольга Андровская и Алла Тарасова, которым перешли многие героини Книппер-Чеховой, а сама Ольга Леонардовна начала исполнять возрастные роли. Актриса выходила на сцену вплоть до 1950 года, на театральных подмостках она исполнила более сорока ролей.

В роли Натальи Петровны, "Месяц в деревне", 1909 г.
В роли Натальи Петровны, "Месяц в деревне", 1909 г.

Последние годы своей жизни Ольга Леонардовна жила уединенно. Здоровье не позволяло навещать Художественный театр и ездить в гости к близким. Она по-прежнему заботилась о делах театра, любила встречаться с действующими артистами труппы. В частности, к ней в гости время от времени приезжала молодая актриса МХАТа Софья Пилявская, которая поддерживала с Ольгой Леонардовной переписку. Книппер-Чехова тосковала по театру, и жизнь ее стремительно угасала в отдалении от него. Ольга Леонардовна ушла из жизни 22 марта 1959 года после продолжительной болезни.

-9

Автор текста Екатерина Белова

Фото из фондов Музея МХАТ