Масленица настолько сложный и комплексный праздник, что углубляясь в его историю находишь разные теории, начиная с историй про Сварога, млечный путь, галактики с четырьмя рукавами, походящей на коровье вымя и ритуального пробуждения сил природы, олицетворенных медведем вплоть до солнцепоклонников, последователей заратуштры и праздника Навруза. Но во всех культурах этот праздник имеет в себе один образ, образ смены времен года. Масленица (она же Комоедица, Красногор, она же Марди Гра, Мясопуст, Вастлавьи, Запусты) в дохристианскую пору праздновалась в день весеннего равноденствия, которое раньше ознаменовало начало нового года. Но с приходом христианства и его Великого Поста праздник этот вытеснили на более ранние даты. Сейчас же Масленая неделя (Сырная седмица, Прожорная неделя) празднуется с понедельника после Мясного Воскресения по Прощёное воскресенье, в седьмую неделю перед Пасхой. В народном календаре праздник маркирует границу зимы и весны. Аналог карнавала в европейских странах. А все карнавалы, как мы знаем, это пышное шествие по главным улицам города, мотив которого - изобилие, которым нужно насытиться перед Великим Постом. Время разгула и обильных угощений. Так почему же Масленица? Ранняя весна связана с периодом отёла рогатого скота, который происходит перед этим в феврале, поэтому внимание к молочным продуктам в это время так велико. Молочные продукты, прошедшие стадию преображения (створаживание, сквашивание и тд) имеют свою символику и олицетворяют сотворение мира, отсюда и название. Масленица - праздник масла, а масло - это концентрированные сливки, что в свою очередь являются жирным молоком, а молоко - сама жизнь. Несмотря на то, что Масленица слывет за самый веселый и разгульный праздник в году, люди все равно соблюдают обычаи почитания предков. Поминание - одна из составных частей этого праздника. Почему при поминках употреблялись блины тоже спорный вопрос. Некоторые считают, что они напоминают своей формой солнце и служат магическим средством возвращения солнца после зимы, а другие же утверждают, что блины - древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение. Между тем, как на Святках первый глоток посвящался предкам, так и на Масленице первый блин клали на слуховое окошко для покойников, бродивших по улицам и родительских душ. Центральным моментом масленичного торжества является встреча и проводы Масленицы. К четвергу Масленичной недели делали чучело и со смехом и прибаутками водили по деревне. В прощенное воскресенье Масленицу вывозили на озимь и там и сжигали, а в конце горящие головни разбрасывали по прилегающим озимым посевам. Разбрасывание по посевам частей Масленицы и есть исконный смысл обряда, дабы обеспечить рост этим посевам. И можно подумать, что все интересы, вся эта ритуальность для крестьян сосредоточена на земле, ибо от урожая зависит вся их жизнь и уничтожение Масленицы означает уход зимы, но в то же время я вижу здесь тот самый карнавал. Ряжение, катания с гор и на упряжках, кулачные бои, вкусная простая еда, встреча весны с пением весенних песен и изготовление из теста жаворонков. В процессе изучения масленичных обычаев я наткнулась на один обряд, который, как по мне, показывает всю степень разгульности и вольности людей в этот период. К слову, обряд этот внесен в список элементов нематериального историко-культурного наследия Белоруссии, ну так, чтобы вы поняли всю серьезность. Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица (понедельник, вторник, среда) и Широкая Масленица (четверг, пятница, суббота, воскресенье). Первые три дня люди занимаются хозяйственными работами, а затем все работы прекращаются и начинается празднование Широкой Масленицы. Так вот, у белорусов в первый день Масленицы проводится обрядовая игра под названием «Похороны деда». Забава эта исключительно взрослая, поэтому детей и неженатую молодежь к обряду этому не допускают. В одном из сельских домов устанавливают гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает гипертрофированным мужским достоинством. И вот замужние женщины все вместе оплакивают его, «вспоминают» о его похождениях и какой любовник он был, да и шутеечки всякие шутят. После причитаний гроб с чучелом выносили на кладбище, где его либо закапывали в снегу/соломе, либо сжигали и разбрасывали остатки. Женщины все это время не прекращают рыдать. Ну а в конце все дружно идут в избу, со смехом и прибаутками кутить дальше.
Художник: Игорь Шаймарданов.