В журнале Economics Letters недавно появились выводы обширного исследования, проведенного специалистами из Финляндии: они обнаружили взаимосвязь между концентрацией загрязняющих веществ в атмосфере и успехами школьников в выполнении математических упражнений.
Как эти два фактора связаны друг с другом?
Что это было за исследование
В рамках исследования ученые проанализировали данные о концентрации в воздухе частиц PM2.5, собранные на 61 метеостанции по всей Финляндии. Эти частицы размером менее 2,5 мкм, в несколько раз меньше диаметра человеческого волоса, могут содержать как твердые, так и жидкие загрязнители, включая микробы. Из-за своих размеров они способны проникать в дыхательные пути человека, накапливаясь в легких.
Предыдущие исследования уже выявили связь между повышенным уровнем PM2.5 и снижением учебных достижений у школьников в различных странах: чтобы проверить эту тенденцию на данных из Финляндии, исследователи изучили результаты экзаменов для получения аттестата зрелости за период с 2006 по 2016 год. Ученые включили в свою работу около 380 тысяч экзаменов по различным предметам, сданных более чем 170 тысячами учеников из 250 школ по всей стране: дети сдавали экзамены по разным дисциплинам, включая родной язык, физику и математику на базовом и продвинутом уровнях.
Что показал анализ?
Анализируя дни проведения экзаменов и сравнивая их с данными о загрязнении воздуха от ближайших метеостанций, исследователи в первую очередь установили, что девочки в среднем показывали лучшие результаты по сравнению с мальчиками по всем предметам, за исключением продвинутой математики. Поэтому для точности анализа ученые разделили данные по половому признаку.
После проведения регрессионного анализа (анализа статистических связей между уровнем загрязнения воздуха и успеваемостью) выяснилось, что общие средние результаты экзаменов учащихся не показали значимой связи с концентрацией частиц PM2.5 — это наблюдение было актуально как для письменных, так и для устных экзаменов.
Но когда речь зашла о математических тестах, результаты финских исследователей показали нечто неожиданное: выявилась явная и сильная связь между повышенным уровнем загрязнения воздуха вблизи школ в период экзаменов и снижением оценок учеников! Интересно, что даже незначительное увеличение концентрации частиц PM2.5, выраженное в микрограммах на кубометр, приводило к ухудшению результатов математических экзаменов.
В рамках данного исследования ученые анализировали исключительно данные выпускных экзаменов, не принимая во внимание другие потенциальные факторы, которые могут влиять на успеваемость учащихся: предыдущие достижения студентов, особенности учебного заведения или социально-экономические условия проживания. В предшествующих исследованиях ученые уже доказывали, что успехи в освоении математики могут быть связаны с уровнем экономического неравенства, однако результаты, полученные в Финляндии, находят подтверждение в данных из других стран — Израиля, Китая и Бразилии — подчеркивая глобальность обнаруженной закономерности.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также: